Формы конкуренции. Методы и формы конкурентной борьбы
Основными формами конкуренции являются совершеннаяи несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:
·на рынке имеется много независимых товаропроизводителей и покупателей
·объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой продукции на рынке
·покупатели хорошо информированы о ценах. Если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей
·продавцы не вступают в сговор по поводу цен
· фирмы могут свободно входить на рынок и выходить из него.
Совершенная конкуренция иначе называется чистой конкуренцией. При этой модели влияние каждого участника эк. отношений на общую ситуацию формирования цен настолько ничтожно, что им можно пренебречь. В реальной жизни практически не осуществима.
Несовершенная конкуренция- ЭТО РЫНОК, на котором не выполняется ни одно из условий свободной конкуренции. В результате:
· Отдельные фирмы могут воздействовать на условия реализации товаров и в той или иной мере контролировать цены на рынке.
·ограничен вход на рынок продукции
Несовершенная конкуренцияпоявляется тогда, когда отдельные фирмы могут воздействовать на условия реализации товара, то есть в той или иной мере контролировать цены на рынке. На рынке несовершенной конкуренции различают три типа рыночных ситуаций: чистую монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.
Чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. В этом случае, как правило, на рынке господствует одна крупная фирма, которая предлагает уникальный вид продукции. Это обеспечивает ей полный контроль на рынке данного товара не только над предложением и спросом на данный товар, но и над возможностями других субъектов рынка начать аналогичное производство. Если такого рода монополия образуется со стороны покупателя, то ее называют монопсонией.
Олигополияобразуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. Олигопольная ситуация является наиболее характерной для современного развитого типа рыночной экономики. Она основана на господстве на рынке стандартизированного товара, произведённого небольшим числом, как правило, крупных фирм. Если монополию образуют два продавца товара, то появляется частный случай олигополии – дуополия.
Проникновение новых субъектов в такие сегменты рынка достаточно затруднено, так как существуют барьеры, которые препятствуют проникновению новых конкурентов. К таким препятствиям относится высокая стоимость товара, производимого в отрасли (например, автомобильная промышленность). Или патентная защита производства. Для того чтобы выйти на такой рынок, необходимо купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную.
Монополистическая конкуренцияхарактерна для таких сфер экономики, где производство ориентировано на дифференцированный тип продукции и для фирмы образуется своеобразная “рыночная ниша”. Вход и выход в отношении таких сегментов рынка хотя и затруднен, но практически возможен.
Дифференциация продуктапроисходит, как правило, не по основному его назначению, а посредством различных попыток производителя создать в сознании покупателя представление об уникальности данной продукции, например, через рекламу. Если это удается, производитель становится монополистом. Поэтому рыночная дифференциация продукта является частично психологической характеристикой товара.
Различают также добросовестную конкуренцию и недобросовестную.
К методам добросовестной конкуренции относят ценовую конкуренцию и неценовую.
Ценовая конкуренция-
1. Борьба между npоизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров.
2. Использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках
Неценовая конкуренция: Повышение качества продукции путем:
1. совершенствования технических характеристик товаров, улучшения приспособляемости товара к нуждам потребителя
2. Улучшение обслуживания покупателя - «сервизация» сбыта
З. Использование массовой рекламы
Недобросовестная конкуренция -- такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов
К ней относят:
·распространение ложных сведений о |
-распространение ложных сведений о конкуренте
-доведение до потребителя искаженной информации о, характере изготoвления товара и его качестве
- незаконное использование товарного знака конкурента
-реклама товара, не отвечающая требованиям качества
-использование некорректных сравнений, пoрочащих товары конкурентов
- самовольное использование конфиденциальной информации, компрометирующей товары конкурентов .