Законы, принципы, цели и задачи менеджмента
Законы развития объективного мира и законы менеджмента
Каждый руководитель (менеджер) в своей деятельности неизбежно подчинен (хочет он этого или нет) действию законов природы, общества, мышления и управления.
Эти законы являются высшей ступенью познания человечества и имеют форму всеобщности. Они характеризуют:
– единство процессов объективного мира;
– связь мировых процессов;
– взаимосвязь мировых процессов;
– цельность мирового процесса.
В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества, мышления.
Это законы диалектики:
1) Закон единства и борьбы противоположностей.
Во всяком явлении или предмете существует противоположности, которые могут занимать полярные положения. Они взаимодействуют, переходят друг в друга, меняются местами, что является источником внутренних противоречий. В тоже время, эти противоречия служат внутренним источником развития. В результате возникают новые противоречия, и появляются и их конструктивные разрешения. Очевидно, что не все (и не всегда) противоположности вступают в борьбу друг с другом. Альтернативой понятию «борьба» является, например, понятие «сотрудничество». В каждом конкретном случае – это выбор индивидуума. Возникает вопрос: не следует ли, на данном этапе эволюции человеческого мышления уточнить формулировку закона, заменив слово «борьба» на слово «сосуществование» или «взаимодействие»?
2) Закон отрицания.
Выражает последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым.
3) Закон перехода количественных изменений в качественные изменения (особенно ощутим в экономике и управлении).
В сфере управления и, как частный случай, в сфере менеджмента, как в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы. Будучи познанными и примененными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы.
Законы управления имеют всеобщий характер для всех общественных формаций и способов производства. Бесконечность содержания процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих.
В сфере управления (менеджмента) на современном этапе достаточно исследованы следующие законы:
1) Закон единства и целостности системы управления.
Вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, интересов (это не означает унификацию звеньев и уровней).
2) Закон обеспечения необходимого числя степеней свободы системы управления.
Число степеней свободы должно быть необходимым и достаточным. Управляющая система должна иметь больше степеней свободы, чем управляемая. Иначе, управляющая система станет тормозом в развитии управляемой системы
3) Закон необходимого разнообразия систем управления.
Системы управления, обладая разнообразием, должны отличаться внутренней структурой, пропорциями, которые определяются технологией процессов управления. Типовые структуры, схемы, системы должны служить не догмой или ограничением, а методическими указаниями к рационализации конкретной системы управления.
4) Закон соотносительности управляющих и управляемых систем.
Системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.
Принципы менеджмента
Наука управления в своей основе имеет систему базовых положений, которые присущи только ей и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.
Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под принципами управления подразумеваются основные, фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
Принципы управления универсальны. Они применимы и для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом, как официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным), так и неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).
Различные авторы по-разному формулируют принципы управления. Например, Анри Файоль предложил 14 принципов, но они в своей концептуальной основе не являются бесспорными.
Коллектив является особенно сложным объектом управления, и принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы; ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.
Искусство управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Это искусство базируется на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации – на принципах и законах управления.
Принципы управления, непосредственно вытекающие из законов и закономерностей управления, разнообразны и имеют богатое содержание. Они имеют объективный характер и должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т.д. все сказанное выше, в равной степени относится и к принципам менеджмента, как частного случая управления.
По мнению многих авторов к числу основных принципов управления (менеджмента) относятся:
– научность;
– системность и комплексность;
– единоначалие и коллегиальность;
– демократический централизм;
– сочетание отраслевого и территориального подходов в управлении.
Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного анализа и, прежде всего, использования всего комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, физиологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и т.д.
Принцип системности и комплексности требует одновременно и комплексного и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность означает необходимость всестороннего охвата всей системы, учета всех сторон, всех направлений, всех ее свойств.
Любое управленческое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это обеспечивает компетентность его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое таким образом решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица устанавливается своя зона ответственности.
Необходимо разумное, рациональное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении на любом уровне. На уровне государства – это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия – между руководителем и коллективом. Полярности взаимно исключают друг друга. Крайняя степень демократизма – охлократия (власть толпы), анархии, вседозволенность. Крайняя степень централизма – автократия, т.е. режим предельно жесткой власти личности или центра. Необходимо разумное равновесие. Теоретически принцип демократического централизма пока очень слабо проработан.
Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Здесь также необходим баланс первого со вторым. Перекос в одну или другую сторону в государстве приводит к печальным результатам (вспомним Совнархозы Никиты Сергеевича Хрущева). Другая сторона реализации этого принципы состоит в том, что интересы любой фирмы должны быть тесно увязаны с интересами населения конкретной территории. Местные власти и население, зная какие выгоды для региона последуют от активной деятельности тех или иных фирм, станут их союзниками.