Особенности контроля знаний, навыков и умений учащихся
4.1. Способы контроля
Для контроля качества обучения характерны два основных способа. Первый – текущие наблюдения за учебной деятельностью учащихся; второй – проверка знаний и умений учащихся.
Оба этих способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих контрольных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и лабораторно-практические работы.
В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.
Все эти традиционно используемые способы, методы, виды и формы контроля знаний, навыков и умений учащихся достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Поэтому остановимся только на новых формах и методах контроля, применяемых в связи с внедрением стандартов профессионального образования.
Традиционно практикуемые методы, виды и способы контроля качества профессионального обучения характеризуются определенной субъективностью и требуют прежде всего – объективности. Под объективным, диагностичным контролем понимается контроль, который обладает необходимой точностью и воспроизводимостью.
Одним из способов диагностичного контроля является тестирование. Основным «инструментом» тестового контроля является тест, включающий два основных элемента: задание и эталон – образец правильного и качественного выполнения этого задания, с которым сравниваются ход и результаты деятельности учащихся.
В процессе теоретического обучения тестирование используется в двух вариантах. Первый – как составная часть, компонент программированного обучения – так называемый программированный контроль (машинный и безмашинный), являющийся основным средством обратной связи в системах: «учащийся – техническое средство программированного обучения – преподаватель», «учащийся – программированный учебник – преподаватель». Второй вариант – как самостоятельный метод контроля. В производственном обучении тестирование является самостоятельным методом контроля.
В процессе профессионального обучения тестирование может производиться на всех этапах учебного процесса.
4.2. Тестирование знаний и умений учащихся в процессе теоретического обучения
Как уже отмечалось, знания и умения учащихся проявляются в деятельности, которая по характеру использования информации может быть репродуктивной и продуктивной. Каждый из этих видов учебной деятельности может выполняться либо самостоятельно, либо с определенной помощью, «подсказки» извне. В репродуктивной деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение преподавателя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник информации о правилах выполнения действия. В продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для получения нового алгоритма. Самостоятельная продуктивная учебная деятельность характерна элементами исследования, учебного творчества, самостоятельного нахождения новых способов деятельности, формированием субъективно новых для учащегося знаний и умений.
Способности учащегося к учебной деятельности можно разделить на определенные качественно различные уровни, каждый из которых характеризует соответствующую цель обучения, качество усвоения учебного материала. Наиболее применимым является выделение четырех уровней усвоения: I – узнавание; II – воспроизведение; III – эвристический; IV – творческий.
Тесты I уровня предназначаются для проверки умений учащихся выполнять действия с подсказкой. Такими тестами являются: тесты на опознание, тесты на различение, тесты на соотнесение.
Тесты II уровня предназначаются для выявления умений учащихся самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенные знания. К ним относятся: тесты на постановку; тесты на конструирование ответа; тесты – типовые задачи, требующие выполнения расчетов на основе использования типовых правил и алгоритмов.
Тесты III уровня предназначаются для выявления способности учащихся к продуктивным действиям эвристического типа; к ним относятся нетиповые задачи и задачи на принятие решений в нетиповых ситуациях.
Тесты IV типа предназначены для выявления умений творчески использовать полученные знания; к ним относятся тесты-проблемы.
Ниже приводятся примеры тестов.
Тест I уровня
Профессия – слесарь-ремонтник.
Предмет – специальная технология.
ЗАДАНИЕ. Какие инструменты следует применить для выполнения следующих работ:
1. Сверление отверстий. 2. Обработка конических отверстий, 3. Обработка верхней части отверстий для головок винтов. 4. Обработка отверстий в отливках. 5. Чистовая высокоточная обработка отверстий. 6. Рассверливание отверстий.
А) – Сверло; Б) – Зенковка; В) – Зенкер; Г) – Развертка.
ЭТАЛОН правильных ответов: 1 – а; 2 – г; 3 – б; 4 – в; 5 – г; 6 –а, в.
Существенных операций – 7.
Тест II уровня
Профессия – слесарь-ремонтник.
Предмет – специальная технология.
ЗАДАНИЕ. При проверке качества зацепления конических зубчатых колес путем контактных пятен получены следующие результаты:
1. Отпечатки на обеих сторонах зубьев ведомого колеса имеются лишь у толстой части зуба.
2. Отпечатки на обеих сторонах зубьев ведомого колеса имеются лишь у тонкой части зуба.
3. Отпечатки сплошной полосой располагаются лишь в верхней части зубьев.
4. Отпечатки сплошной полосой располагаются лишь в нижней части зубьев.
Определить причину и способы регулировки (заполнить таблицу).
ЭТАЛОН
Варианты результатов проверок | Причины | Способы регулировки |
Ведомое колесо удалено от ведущего | Часть прокладок из-под правого стакана ведомого колеса переставить под левый стакан | |
Уменьшенный зазор между ведущим колесом и ведомым | Часть прокладок из-под левого стакана переставить под правый | |
Увеличенный зазор в зацеплении | Уменьшить толщину прокладок под стаканом ведущего колеса | |
Недостаточный зазор в зацеплении | Увеличить толщину прокладок под стаканом ведущего колеса |
Существенных операций – 8.
Показателем успешности овладения учебным материалом при тестовом контроле является коэффициент усвоения – К. По нему судят о завершенности процесса обучения на соответствующем уровне. Коэффициент усвоения представляет отношение количества правильно выполненных учащимися существенных операций эталона теста – М к общему количеству существенных операций в эталоне – N , которые необходимо было выполнить по заданию теста соответствующего уровня.
В качестве критической величины коэффициента усвоения, отделяющей удовлетворительные знания и умения от неудовлетворительных, можно принимать 0,7. Выполненные исследования и проведенные эксперименты позволили установить, что при этой величине коэффициента учащиеся имеют удовлетворительные знания и умения и могут переходить к обучению на следующем уровне усвоения.
На основе коэффициента усвоения можно определить балльную отметку. При этом руководствуются следующим ориентировочным соотношением: оценка 5–К≥0,9; оценка 4–К=0,8–0,9; оценка 3–К=0,7–0,8; при К<0,7 положительную оценку выставлять нельзя. При определении коэффициента усвоения и балльной оценки знаний и умений необходимо четко представлять, что и коэффициент усвоения, и оценка характеризуют качество выполнения теста только определенного уровня. Следует также иметь в виду, что указанные пределы коэффициента усвоения, при которых выставляются оценки «3», «4», «5», приняты условно. Однако даже при этой условности определение оценки производится более диагностично, чем при интуитивном, чисто экспертном подходе к решению этого вопроса.