Субъекты и объекты инновационного менеджмента
Субъектами управления в инновационном менеджменте могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т. п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объекты управления в инновационном менеджменте — инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).
Главными субъектами инновационной деятельности являются:
Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.
Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение (коммерциализацию) новшества на рынке.
Инвестор — участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств.
Значение и разработка инновационной стратегии, их типы.
Инновационная стратегия – план достижения инновационных целей организации посредством эффективного распределения ресурсов, принятия управленческих решений, организации процессов, приводящий к улучшению существующих позиций фирмы на рынке.
Процесс разработки инновационной стратегии состоит из следующих этапов:
1)определение проблемы посредством анализа внутренних возможностей и влияния внешних факторов на бизнес;
2)постановка цели (выпуск новых продуктов, технологий, совершенствование продуктов, повышение качественного уровня НИОКР и технико-технологической базы производства, увеличение эффективности использования ресурсного потенциала, совершенствование организации и управления инновационной деятельностью);
3)разработка плана достижения целей;
4)реализация плана достижения цели;
5)оценка результатов достижения цели.
В зависимости от условий микро- и макросреды организации стратегии бывают следующих типов:
1) активные – творческие, наступательные, авангардные: стратегию слияний и приобретений, активные НИОКР
2) пассивные – адаптационные, оборонительные, аутсайдеры: стратегия выжидания, защитная стратегия, стратегия инновационной имитации
С.Д.Ильенкова выделяет следующие типы инновационных стратегий:
1.Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции.
2.Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках.
3.Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, не являются пионерами.
4.Инновационная стратегия, основанная на теории жизненного цикла товара, т.е. внедрения, роста, зрелости, спада.
А.Ю.Юданов, Р.А.Фатхутдинов, Р.С.Каренов предлагают стратегии 4-х инновационных компаний, отличающихся друг от друга целями:
1.Эксплерентная (пионерная) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Примеры – «ЭППЛ, Зенит, Дженетек».
2.Виолентная (силовая) стратегия характерна для фирм действующих в сфере крупного, стандартного бизнеса, осуществляющего массовый выпуск качественной, недорогой продукции. Примеры: автомобили «Тоета», «Шевроле», холодильники «Сименс», сотовые телефоны «Нокия».
3.Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей, свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Примеры: бывшие оборонные предприятия, космическая промышленность.
4.Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных, локальных масштабах, приспособленная на удовлетворение небольших по объему нужд конкретного клиента, причем потребительская ценность коммутанта определяется не за счет сверхвысокого качества, а за счет индивидуализации услуги.
Примеры: распавшиеся ТНК , обособленные региональные, использующие бренды ТНК.
Содержание и структура инновационного процесса, его этапы
Инновационный процесс – последовательный процесс перехода от идеи нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.
Инновационный процесс включает в себя 7 элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса:
1.Инициация – это этап разработки, внедрения и создания новшеств, иначе НИОКР, основанные на коллективной работе ученых-новаторов и организаторов, использующие нетрадиционные подходы, методы творческого решения в создании и обосновании инновации.
2.Маркетинг инновации – этап, состоящий из стратегической и оперативной составляющей, представляющих собой исследования конъюнктуры рынка с последующей разработкой сегментов рынка, организацией и формированием спроса, моделированием поведения покупателя;
3.Производство инновации – порядок выполнения операций, выбор предметов и средств труда, оснащение производственного процесса необходимыми ресурсами
4.Реализация инноваций – продажа, появление на рынке определенной партии инновации посредством проведения сегментации рынка
5.Продвижение инноваций организация сбыта инновации через сбытовую сеть – каналы распределения
6.Оценка экономической эффективности инноваций – этап определения затратности и доходности инновации, индекса рентабельности, периода окупаемости инвестиций в инновацию.
7.Диффузия инноваций – этап массового распространения товаров на внешние рынки, аналогично продвижению – деятельность по доведению инновации до конечных потребителей, включающий выбор каналов продвижения, организация сбытовой сети.