Анализ структуры материально технического обеспечения железнодорожного транспорта и последсьвующая модернизация
Система материально-технического снабжения ОАО «Российские железные дороги» представлена «Росжелдорснабом» (филиалом ОАО «Российские железные дороги») и региональными Дирекциями по МТО.
Главной задачей «Росжелдорснаба» является своевременное и бесперебойное удовлетворение потребностей предприятий железнодорожного транспорта в материально-технических ресурсах, рациональное управлении запасами и экономия затрат по складской переработке товаров, также к числу основных задач, решение которых возложено на «Росжелдорснаб», относятся:
· определение потребности железнодорожного транспорта в необходимых «материально-технических ресурсах;
· формирование рациональных хозяйственных связей с поставщиками материально-технических ресурсов;
· размещение заказов на изготовление необходимых железнодорожному транспорту материальных ресурсов на отечественных и зарубежных предприятиях и фирмах;
· закупка необходимых железнодорожному транспорту материальных ресурсов у отечественных и иностранных поставщиков;
· распределение материальных ресурсов по железным дорогам и другим филиалам;
· учет наличия и движения материальных ценностей на железнодорожном транспорте[5].
На региональном уровне довольствующими органами являются Дирекции по МТО. Для организации централизованного снабжения предприятий железной дороги материальными ресурсами Дирекция по МТО имеет в непосредственном подчинении Главный материальный склад.
Основными задачами Дирекции по МТО являются»[6]:
· управление и организация работы структурных подразделений по материально-техническому снабжению структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ своего региона, а также Главного материального склада;
· прием и обработку поступающих от структурных подразделений железной дороги заявок на материально-технические ресурсы;
· определение общей потребности железной дороги в материальных ресурсах;
· передача сведений об общей потребности в МТР, с выделением централизованных и децентрализованных поставок, в «Росжелдорснаб»;
· осуществление по согласованию с «Росжелдорснабом» закупок МТР, а также представление на конкурсную комиссию железной дороги необходимых материалов для проведения конкурсных торгов в части закупок МТР;
· участие в подготовке бюджета запасов и закупок МТР железной дороги;
· участие в планировании для подразделений, находящихся в ведении Дирекции по МТО, норм производственных запасов, эксплуатационных расходов, контингента, темпов роста производительности труда, доходов от прочих видов деятельности, использованию складских мощностей и контроль их исполнения;
· организация капитального ремонта складского хозяйства, замены механизмов и оборудования; · анализ претензий по качеству и ритмичности поставок МТР с передачей этой информации в «Росжелдорснаб»;
· организация пополнения запасов Главного материального склада железной дороги за счет ресурсов «Росжелдорснаба» и внешних поставщиков;
· распределение материальных ресурсов с Главного материального склада по отделениям железной дороги;
· выявление сверхнормативных запасов материалов, оборудования, запасных частей и других изделий на материальных складах, предприятиях и организациях дороги;
· организация работ по внедрению информационных технологий и автоматизированных систем управления в части материально-технического снабжения.
На уровне отделения железной дороги довольствующими органами являются отделы по МТО. Целью деятельности отделов по МТО является своевременное и комплексное снабжение организаций и работников отделения железной дороги продукцией производственно-технического назначения и товарами народного потребления с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах для обеспечения стабильности работы железнодорожного транспорта.
Для достижения указанной цели подразделение осуществляет следующие виды деятельности:
· выявление потребности организаций и предприятий, находящихся в составе отделения железной дороги в материально-технических ресурсах и на этой основе размещение заказов на их поставку, как транзитом, так и через подразделение материально-технического снабжения; · хранение, учет и освежение запасов;
· проведение работы по снижению расходов, эффективному использованию основных фондов.
Для снабжения предприятий отделения железной дороги материальными ресурсами в распоряжении отделов МТО находится материальный склад отделения железной дороги. Материальные ценности на склады отделения в основном поступают через Главный материальный склад дороги, а также непосредственно от предприятий промышленности и снабженческих организаций, расположенных в районе деятельности отделения.
Структурные производственные подразделения железнодорожного транспорта, располагают секторами или группами снабжения. Их главными задачами являются:
· определение потребности в материальных ресурсах;
· снабжение «цехов и производственных участков всеми материалами и изделиями, необходимыми для выполнения» производственных заданий;
· организация правильной приемки, размещения, хранения и использования материальных ценностей;
· учет наличия и движения производственных остатков.
Для решения этих задач в распоряжении группы снабжения находятся производственные склады структурных производственных подразделений железнодорожного транспорта. Органам материально-технического снабжения структурных производственных подразделений принадлежит особая роль в организации всего процесса снабжения железнодорожного транспорта. Именно здесь зарождается общая и специфицированная материальная потребность, разрабатываются и проверяются повседневной практикой нормы расхода материалов на единицу выполненной работы. На предприятиях и в организациях завершается выполнение планов реализации материальных фондов и планов материально-технического снабжения.
Бесперебойное снабжение цехов и производственных участков необходимыми видами сырья, материалов, изделий, и, как следствие, ритмичная работа предприятий и выполнение ими установленных заданий являются конечным результатом деятельности всех органов материально-технического обеспечения[7]. Материальные потоки по иерархическим уровням системы материально- технического снабжения показано на рисунке 2.
Рисунок2–«Потоки материальных ресурсов в системе материально- технического снабжения железнодорожного транспорта».
В железнодорожной отрасли модернизация парка подвижного состава - это реазьная проблема, которую диктует нынешняя мировая действительность. Осознание этого привело к тому, что проблемы модернизации и инновационного развития являются первоочередными задачами государства. В связи с этим приходит осознание того, что современный процесс модернизации не представляется возможным без инновационных разработок. Необходимо проводить инновационную (креативную) модернизацию, то есть модернизацию, основанную на перспективных научных разработках, в различных сферах, внедряемых в реальную производственную практику. Такую модернизацию считают наиболее перспективной, в отличие от существующей на сегодня «догоняющей» модернизации. Поэтому считается, что модернизация представляет собой основу инновационного развития предприятия
Структурно-логическая схема процесса модернизации подвижного состава на желехнодорожном транспорте представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структурно-логическая схема модернизации подвижного состава
Перед железнодорожным транспортом стоит сегодня основная задача в ускорении процесса модернизации от которого зависит дальнейшее динамичное развитие отрасли. В задаче модернизации транспортной инфраструктуры можно выделить два ключевых аспекта - количественный и качественный.
Первый направлен на достижение среднемировых значений по основным показателям развития транспортного комплекса. Основными факторами, определяющими динамику движения в этом направлении, являются требования отечественного рынка и мировые тенденции.
Качественный аспект модернизации характеризуется внедрением новых технологий, которые позволяют предоставлять качественно новые услуги с ши роки ми возможностя ми.
Модернизация объектов транспортной инфраструктуры с целью преодоления имеющего место отставания в области оказания услуг обществу сопряжено со значительными инвестиционными затратами, объемы которых превышают реальные возможности национальной экономики и ОАО «РЖД»