Логистика закупки (снабжения): сущность, цель и задачи. Этапы закупки
Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации, поэтому осуществление закупок (снабжения) является одной из важнейших функций в каждой фирме снабжение-производство-сбыт
В зависимости от вида деятельности предприятия используют различные термины. «Обеспечение сырьем и материалами», «снабжение» чаще используется на производственных предприятиях, «закупки» - на предприятиях торговли. Однако, сущность и цель у них одна.
Цель логистики снабжения (закупки) – удовлетворение потребностей предприятия ресурсами, необходимыми для осуществления деятельности, с максимальной экономической эффективностью, качеством и в кратчайшие сроки.
Задачи логистики снабжения(закупки):
· Создание надежного и беспрерывного материального потока в компанию.
· Тесное взаимодействие с подразделениями, использующими материалы.
· Поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений.
· Обеспечение приемлемых цен и условий поставки.
· Проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них.
· Быстрое перемещение материалов через цепи поставок, экспедирование доставок в случае необходимости, мониторинг текущих условий, в том числе изменений цен, возникновения дефицита, появления новых продуктов и т.д.
В общем виде номенклатура закупаемых внешних ресурсов делится на группы:
· Основные фонды производственного и непроизводственного назначения (станки, оборудование, транспорт .)
· Материальные ресурсы производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, тара, топливо, энергия и т.п.)
· Материальные ресурсы непроизводственного назначения (мебель, офисные принадлежности, оргтехника и т.п.)
· Готовая продукция для перепродажи
Одно из важных условий повышения конкурентоспособности любой фирмы —это оптимизация закупочной деятельности,которая включает в себя целый ряд мероприятий:
1. Анализ запросов и требований потребителей-тщат.изуч.мат-в и тов-в, подл.закупу. Подача заявок на закуп, соствл.спецификации, установл.ассорт., сотруд.должны предлагать варианты при закупе с нимен.затратами..Решение против закупок в пользу собственного производства принимается в том случае, если:- потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании;- имеются кадры соответствующей квалификации. Служба закупок должна осуществлять координацию и системную взаимосвязь закупок с производством, сбытом и складированием - в этом состоит новизна логистического подхода.
2. Определение оптимальной потребности в материалах.Под потребностью в материалах или товарах понимается их количество, необходимое к определённому сроку для обеспечения выполнения производственной программы или для удовлетворения спроса потребителей.Для определения оптимальной потребности в товарах необходимо, прежде всего, провести тщательный анализ реализации данных материалов за истекший период и выяснить, как и в каком количестве они использовались в прошлом. Балансовая формула: определяется количество товаров, реализованных в отчетном (предшествующем периоде):Р = Зн + П - Зк, Р - количество материалов, реализованных в предшествующем году; Зн - запасы материалов на начало периода; П - поступление материалов за истекший период; Зк - запасы материалов на конец периода. В логистике используются и другие методы определения потребности в материалах, в том числе детерминированный, стохастический и эвристический.Детерминированные методы исп, когда известны время выполнения заказа и ориентировочная потребность в материалах по количеству и срокам. Стохастические методы позволяют установить ожидаемую потребность на основе числовых данных, характеризующих её изменение на протяжении определенного промежутка времени. Эвристические методы основаны на многолетнем опыте работников и их интуиции. Они предполагают субъективную оценку эксперта либо по аналогии, либо исходя из своей интуиции.
3. Выбор наиболее рационального поставщика.Наиболее рациональный поставщик - это тот поставщик, предложение которого наилучшим образом соответствует спросу покупателя.
Выбор наиболее рационального поставщика предполагает поиск и отбор фирмой потенциальных поставщиков товаров (материалов) и оценивание их с помощью различных критериев.
Существует четыре основных критерия выбора поставщиков: ассортимент товаров, стоимость приобретения товаров или услуг, а также качество товара и надежность поставщика.
Географическое расположение, т.е. его территориальная удаленность. Важность этого критерия определяется, прежде всего, транспортными расходами на доставку товаров. Следующим критерием оценки поставщиков являются финансовые условия. Большое значение при выборе поставщика имеет его способность обеспечивать поставку товаров в различных, как в малых, так и больших, количествах в соответствии с заказами покупателей.Немалую роль играет сервисное обслуживание потребителей после поставки товаров, наличие необходимой тары и упаковки, складские условия поставщика. Кроме того, покупателю следует осведомиться и о производственных условиях поставщика.
качественных показателей-: имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нём от партнёров по бизнесу или в средствах массовой информации, его доброжелательность, информационная готовность, способность к контакту и длительным партнёрским отношениям и т.п. На первом этапе осуществляется поиск потенциальных поставщиков, т.е. выявление возможных источников удовлетворения потребностей в товарах или материалах. При этом могут быть использованы следующие способы:- изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации;- объявление конкурсных торгов (тендеров);- переписка и личные контакты с возможными поставщиками;- посещение выставок и ярмарок.На втором этапе проводится тщательный анализ оставшихся поставщиков на основании специальных,.На третьем этапе непосредственный выбор.Для выбора поставщиков можно использовать и научные методы, такие как балльный метод оценки поставщиков.Существует ещё один метод выбора поставщиков, который называется "Экспертный метод попарных сравнений". Особенность этого метода состоит в том, что в его основе лежит использование парных сравнений. Этот метод позволяет определить возможные и реальные значения критериев выбора поставщиков, выразив их некоторой числовой мерой с помощью коэффициентов предпочтительности.