ЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Вопрос 1.Прибыль фирмы. Пути максимизации прибыли при различных типах конкуренции.

Теория прибыли

Прежде всего, необходимо дать определение понятию «прибыль». Начнем с марксистского определения прибыли, которое господствовало в учебной и научной литературе бывших социалистических стран. Маркс определил прибыль, как превращенную форму прибавочной стоимости, которая по своей экономической сущности является результатом присвоения капиталистами неоплаченного труда наемных рабочих.1 Прибыль, согласно Марксу, неразрывно связана с эксплуататорской сущностью капитализма, с законом прибавочной стоимости, с эксплуатацией наемного труда капиталом.2 Такое определение прибыли сегодня даже не подвергается критике. Следует отметить, что выведение природы прибыли из частной собственности, эксплуатации и неоплаченного прибавочного труда наемных рабочих, предпринятое Марксом, не нашло подтверждения временем.

Современные экономические дисциплины трактуют прибыль как доход от использования четырех факторов производства (а не трех, как у Маркса) - труда, земли, капитала и предпринимательства как особого фактора.3

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и т.п.).

Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действии или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. Уровень прибыли и уровень предпринимательского риска находятся между собой в прямо пропорциональной зависимости.

Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.1

Вопрос 2. Пути максимизации прибыли при различных типах конкуренции.

Максимальная прибыль достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли — прибыльность каждой единицы выпуска. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает объем на величину предельных издержек, но одновременно повышается и общий доход — на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, прибыль в целом повышается, ее предельная максимизация еще не достигнута и фирма может увеличивать объем производства. Как только предельные издержки оказываются выше предельного дохода, рост общей прибыли замедляется и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Таким образом, фирма, принимая решение о росте производства продукции, может руководствоваться простым правилом: ей следует увеличивать производство до уровня, на котором предельный доход становится равным предельным издержкам



Вопрос 2 Ассортиментная политика предприятия. Управление ассортиментом

Ассортиментная политика предприятия – система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли.

Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка. (14,с.68А)

Товар – сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Управление ассортиментом - одна из важнейших задач менеджмента предприятия. Несмотря на эффективность и обоснованность с научной и практической точки зрения организации торгово-технологического процесса, качественное и всеобъемлющее обслуживание покупателей, сервис и т.д., если в магазине продается товар ненужный покупателю, не удовлетворяющий его запросам и потребностям, шансы, что этот покупатель купит что-нибудь в данном магазине, являются минимальными.

Многообразие запросов и потребностей покупателей практически безгранично, и в принципе любой товар, обладающий определенным набором полезных свойств, можно продать. Однако при этом могут возникнуть два «но»: либо товар ненужный покупателю будет долго-долго «лежать», занимая полезное место на складе или витрине (со всеми вытекающими из этого издержками), либо придется использовать специальные формы маркетинга (агрессивную рекламу, жесткое, навязчивое стимулирование сбыта и т.д.).

К тому же от того, какие конкретно товары будут закуплены для реализации в плановом периоде на торговом предприятии, во многом зависит деятельность по выполнению всех задач функционирования этого предприятия. Так уровень обслуживания покупателей напрямую зависит от имеющегося ассортимента товаров. Главной составляющей затрат торгового предприятия являются оптовые цены и транспортные расходы.

Таким образом, на взгляд автора, именно ассортимент предлагаемых к продаже товаров является главным продуктом деятельности любого торгового предприятия. Поэтому главную задачу, решаемую руководством любого такого предприятия, можно сформулировать следующим образом, обеспечить население товаром, с минимальными издержками, и, следовательно, по низкой цене.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7

Вопрос 1.Издержки: сущность, виды. Эффект масштаба

Издержки - это денежное выражение ценности экономических ресурсов, затрачиваемых при совершении экономическим субъектом каких-либо действий. Выделяют издержки производства и издержки обращения.

Под постоянными издержками понимают такие, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации продукции. К этим издержкам относят оклады сотрудников предприятия (фирмы), амортизацию основного капитала (основных фондов), аренду помещений, другие относительно постоянные расходы. В свою очередь, постоянные издержки подразделяются на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.

Другой вид издержек - переменные. Это издержки, общая величина которых на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Сюда входят расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, требуемых для производства продукции, оплата рабочей силы и т.п.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

Различаются также предельные издержки. Дело в том, что на предприятиях нередко возникает вопрос о необходимости расширения или сокращения производства продукции. При этом следует решить, насколько оправданным может быть то или иное расширение или сокращение производства. При решении этих вопросов необходимо уметь рассчитывать величину издержек прироста при расширении хозяйственной деятельности и соответственно издержек сокращения при ее сворачивании. Под предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу продукции.

Издержки производства – это стоимостное выражение всех затрат производственных факторов, необходимых предприятию для его деятельности.

Издержки обращения возникают в сфере обращения.

Существуют бухгалтерский и экономический способ расчета издержек. При бухгалтерском способе издержки рассчитываются как произведение фактической цены ресурса на количество затрачиваемого ресурса. При использовании экономического способа оценки издержек учитывается ценность других благ, которые можно было бы произвести при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлений использования тех же ресурсов.

По периодичности возникновения производственные издержки делятся на текущие и единовременные (капитальные).

Текущие издержки предприятия обеспечивают текущую деятельность хозяйствующего субъекта и возобновляются при каждом производственном процессе.

Текущие издержки предприятия называют расходами, связанными с производством и реализацией.

Единовременные издержки осуществляются периодически. Например, при производстве продукции затраты на приобретение станка осуществляются не ежемесячно, а раз в несколько лет.

По экономической роли в процессе производства текущие издержки делят на основные и накладные.

Основные издержки – издержки, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции (все затраты, включаемые в состав технологической себестоимости)

Накладные издержки – издержки, которые образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением.

Предельные издержки – это прирост издержек при увеличении производства на единицу продукции.

Эффект масштаба

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства.

Оказывается, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают:

· положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X)

· постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X)

· отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства,F(aX) > aF(X) .

Характер действия эффекта масштаба обусловлен:

· не действием закона убывающей отдачи (все факторы являются переменными)

· не интенсивностью использования какого-то фактора (предполагает неизменность соотношения факторов)

Сохранение неизменным соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эффекта масштаба, анализируя карту изоквант. Если при одной и той же пропорции увеличения объема факторов изокванты сближаются, это свидетельствует о положительном эффекте масштаба; если они расходятся, то имеет место отрицательный эффект масштаба; если сохраняют шаг — постоянный.

Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и определение характера эффекта масштаба возможно только путем эмпирических наблюдений.

Факторы, способствующие росту отдачи от масштаба:

· действие размерного фактора (производство лампочки в 100 Ватт не требует в 2,5 раза больших расходов, чем лампочки в 40 Ватт)

· рост производительности из-за более глубокого разделения труда

· большие возможности применения новых технологий и техники

· более полная загрузка мощностей

· использование высококвалифицированной рабочей силы и специализация в управлении

Факторы противодействующие росту эффекта от масштаба:

· рост вероятности возникновения узких мест и аварийности

· нарастание трудностей управления и координации

· рост транспортных расходов и затрат по сбыту

· рост административных расходов

Поскольку характер и длительность действия эффекта масштаба обусловлена особенностями технологии, то для каждой отрасли будет характерен свой оптимальный масштаб производства.



Вопрос 2. Не найден

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 8

Вопрос 1.Производственная функция

Производственная функция — технологическая зависимость между затратами ресурсов и выпуском продукции.

В микроэкономике используется большое количество самых разнообразных функций производства, но чаще всего — двухфакторные функции вида: ЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 - student2.ru , которые легче анализировать в силу их графического представления.

Среди двухфакторынх функций наибольшую известность получила функция Кобба-Дугласа, имеющая вид:

ЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 - student2.ru

где:

ЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 - student2.ru — положительные константы

ЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 - student2.ru — количество используемых ресурсов (обычно рассматривают труд и капитал)

Производственная функция характеризует техническую зависимость между ресурсами и выпуском и описывает всю совокупность технологически эффективных способов. Каждый способ может быть описан своей производственной функцией.

Постоянные и переменные ресурсы

Все ресурсы, используемые фирмой в процессе производства условно делят на два класса: постоянные и переменные:

Ресурсы, количество которых не зависит от объема выпуска и является неизменным в течение рассматриваемого периода, называются постоянными. Сюда могут относиться: производственные площади, особые знания высококвалифицированного персонала, технологии и ноу-хау.

Ресурсы, количество которых напрямую зависит от объема выпуска, называются переменными. Примером переменных ресурсов могут служить электроэнергия, большинство видов сырья и материалов, транспортные услуги, труд рабочих и инженерно-технического персонала.

Краткосрочный и долгосрочный период

Деление ресурсов на постоянные и переменные позволяет выделить краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.

Период, в течение которого фирма в состоянии изменить лишь часть ресурсов (переменные), а другая часть остается неизменными (постоянные), называется краткосрочным периодом. В краткосрочном периоде объем выпуска фирмы зависит исключительно от изменения переменного ресурса.

Период, в течение которого фирма может изменить количество всех используемых ею ресурсов, называетсядолгосрочным.

Продолжительность краткосрочного и долгосрочного периода может быть неодинаковой в различных сферах производства. Там, где объем постоянных ресурсов невелик, а характер производства позволяет легко менять постоянные ресурсы, краткосрочный период длится не более нескольких месяцев (швейная, пищевая промышленность, розничная торговля и т.д.). Для других отраслей краткосрочный период может составлять 1-3 года (автомобильная промышленность, авиастроение, угледобыча) или даже от 6 до 10 лет (электроэнергетика).

Вопрос 2.Принципы построения бюджетной системы РФ

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.


2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.


3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс,
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.


4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
7. Принцип гласности.
Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.


8. Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.


9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

9.1

Рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.

Формирование цен на рынке труда. Рынок труда - это та составляющая рыночной экономики, где формируется общественная оценка различных видов услуг рабочей силы. Она представляет собой не что иное, как среднестатистическую заработную плату в различных отраслях, регионах, по категориям работников, профессионально-квалификационными группами, в зависимости от возраста, стажа, пола и т.д.. Итак, рынок труда, так сказать, «заключает» заработную плату, ситуации и статистически «усредняет» ее, следуя сложившихся в обществе пропорций относительно распределения необходимого продукту.
Среднестатистическая заработная плата используется социальными партнерами как ориентир для формирования тарифной системы, проектирование среднего уровня заработной платы труда конкретного профессионально-квалификационной группы работников. Уже это дает основания рассматривать рыночное саморегулирование как элемент организации заработной платы, представляет собой процесс систематического самостоятельного корректировки заработной платы. Такая корректировка осуществляется каждым предприятием с учетом изменения среднестатистической вознаграждения за услуги рабочей силы. Составной рыночного саморегулирования заработной платы является конъюнктура рынка труда. Последний, как и любой другой рынок, является системой, которая постоянно стремится к поддержанию баланса спроса и предложения.

Дискриминация на рынке труда. Дискриминация - это неравные возможности на рынке труда группы работников, выделенных по определенному признаку и имеющих одинаковую производительность с другими работниками (групповая дискриминация), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики качества рабочей силы (индивидуальная дискриминация). Основанием для дискриминации на рынке труда выступают расовые, этнические, гендерные, возрастные и другие характеристики рабочей силы.

Выделяют несколько видов дискриминации на рынке труда по сфере действия или по результатам.

1. Дискриминация при найме на работу (или при увольнении с работы) - когда ту или иную группу трудоспособного населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют.

2. Дискриминация в доступе к определенным профессиям или должностям - когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям несмотря на то, что они способны выполнять эту работу. Этот вид дискриминации называют также профессиональной сегрегацией (ограничением в правах). В результате профессиональной сегрегации работники недискриминируемой группы получают более высокую зарплату за счет работников дискриминируемой группы. Однако последние не получают зарплату меньше своего предельного продукта.

3. Дискриминация при оплате труда - возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. В этом случае различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности (производительности) труда.

4. Дискриминация при продвижении по службе, в профессиональной карьере - когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности. Этот вид дискриминации аналогичен профессиональной сегрегации, но в данном случае ограничение прав происходит по вертикали, в должностной иерархии.

5. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки - может выражаться или в ограничении доступа к получению образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества. Этот вид дискриминации нельзя в полной мере отнести к дискриминации на рынке труда, так как получение образования обычно предшествует выходу на рынок труда и трудовой деятельности. Но несмотря на "дотрудовой" характер этого вида дискриминации, ее причины и следствия тесным образом связаны с функционированием профессионального рынка труда.

Таким образом, дискриминация - сложное явление, в котором объединяются и дискриминационные различия в зарплате, и другие неравные возможности на рынке труда. При этом необходимо понимать, что неравная оплата за работу, сравнимую по своей ценности, - это не обязательно дискриминация, в то время как равная оплата за работу равной ценности не обязательно означает отсутствие дискриминации.

Равновесие на рынке труда. Равновесие на рынке труда — это такая ситуация на рынке труда, когда определенный уровень ставки заработной платы соответствует предложение труда, заданное этим уровнем.

9.2

Классификация налоговых платежей имеет важное значение для налогового менеджмента. Она позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств.

Рассмотрим некоторые классификационные группы налоговых платежей, влияющие на принятие управленческих решений.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги они получают статус федеральных, региональных и местных.

Федеральные налоги по всем элементам налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются на территории всей страны. К ним относятся:

· налог на добавленную стоимость,

· акцизы,

· единый социальный налог,

· налог на доходы физических лиц,

· налог на прибыль организаций,

· налог на добычу полезных ископаемых,

· водный налог,

· государственная пошлина,

· сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

-таможенная пошлина

Региональные налоги вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. К ним относятся:

· налог на имущество организаций,

· транспортный налог,

· налог на игорный бизнес.

Местные налоги вводятся местными представительными органами власти соответствующими решениями и поступают в местные бюджеты. К местным налогам относятся:

· налог на имущество физических лиц,

· земельный налог.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает также введение специальных налоговых режимов – особых порядков исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К ним на сегодняшний день относятся:

· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),

· упрощенная система налогообложения,

· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

По способу взимания налоги традиционно делятся на прямые и косвенные.

Прямыми считаются налоги, которые взимаются непосредственно с доходов, имуществ и ресурсов в процессе их накопления и использования. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и подоходные.

Прямые налоги включают в себя две группы налогов: а) подоходные налоги (налоги на доходы); б) другие личные налоги с физических лиц. Все они непосредственно уплачиваются с дохода налогоплательщика, а значит, не перекладываются на потребителя на законных основаниях.

Косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт) также делятся на две большие группы косвенных налогов, отличающихся установленным порядком своего переложения на потребителя:

а) традиционные косвенные налоги или косвенные налоги на продукты и импорт, которые совершают самостоятельное движение в составе продажной (рыночной) цены товара как надбавка к ней;

б) другие косвенные налоги на бизнес (на производство) (так называемые «реальные» налоги), которые включаются производителями (продавцами) в издержки производства и обращения (в себестоимость или финансовые результаты) в составе цены производителя (основной цены).

Виды ответственности налогоплательщиков - ответственность, которую несет налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях в виде: а) взыскания всей суммы сокрытогоили заниженною дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объектналогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммыи штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия илизанижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурораможет быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммыдохода (прибыли); б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектовналогообложения и за ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка,повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10%доначисленных сумм налога; за непредставление или несвоевременное представление в налоговый органдокументов, необходимых для исчисления, а т.ж. для уплаты налога, - в размере 10% причитающихся куплате по очередному сроку сумм налога; в) взыскания лени с налогоплательщика в случае задержки уплатыналога - в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная сустановленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотреныиные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности; г)других санкций, предусмотренных законодательными актами. Взыскание недоимки по налогам и другимобязательным платежам, а т.ж. сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством,производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном. Взысканиенедоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствиятаковых - на имущество этих лиц. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налоговогозаконодательства, привлекаются и установленном законом порядке к административной, уголовной идисциплинарной ответственности.

10.1 Механизм функционирования системы национальных рынков. Понятие и виды макроэкономического равновесия.

Общее экономическое равновесие (ОЭР) – такое состояние экономики, при котором макроэкономическое равновесие одновременно достигается на всех национальных рынках: благ, финансовых активов, труда. При этом оно предполагает сбалансированность спроса и предложения, денежных и товарных потоков, ресурсов и их использования, факторов и результатов производства. В макроэкономической теории существуют различные подходы к определению ОЭР.

Основные постулаты классической модели:

• Экономика совершенной конкуренции является саморегулируемой, так как есть абсолютно гибкие цены, встроенные стабилизаторы (гибкая ставка процента, номинальной заработной платы), рациональное поведение субъектов. Равновесие на рынках устанавливается автоматически без вмешательства государства.

• Деньги являются счетной единицей, не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). Рынки денег и благ не взаимосвязаны. Денежный сектор отделяется от реального. Данное деление называется «классическая дихотомия». В соответствии с этим делением классики утверждали, что в реальном секторе определяются реальные перемены и относительные цены (реальная ставка процента, реальная ставка заработной платы, реальный объем производства и т. д.). В денежном секторе определяется денежная переменная и абсолютные цены (общий уровень цен, номинальные ставки заработной платы и процен Занятость полная. Безработица может быть только естественная.

• Занятость полная. Безработица может быть только естественная.

• Ведущая роль в ОЭР принадлежит рынку труда.

В самом общем виде макроэкономическое равновесие — это сбалансированность и пропорциональность основных параметров экономики, т.е. ситуация, когда у субъектов хозяйственной деятельности нет стимулов для изменения существующего положения вещей. Это означает, что между производством и потреблением, ресурсами и их использованием, факторами производства и его результатами, материально-вещественными и финансовыми потоками, предложением и спросом достигается пропорциональность. В рыночной экономике равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них, т.е. такая идеальная ситуация, когда продукта производится ровно столько, сколько могут купить по данной цене. Оно может быть достигнуто путем ограничения потребностей на экономические блага, т.е. снижением платежеспособного спроса на товары и услуги, либо посредством увеличения и оптимизации использования ресурсов.

Макроэкономическое равновесие классифицируется по нескольким видам.

Во-первых, выделяют общее и частичное равновесие. Под общим равновесием понимается взаимосвязанное равновесие всех национальных рынков, т.е. равновесие каждого рынка в отдельности и максимально возможное совпадение и реализация планов хозяйствующих субъектов. При достижении состояния общего экономического равновесия хозяйствующие субъекты удовлетворены полностью и не меняют уровень спроса или предложения для улучшения своего экономического положения.

Частичное равновесие — это равновесие на отдельных рынках, входящих в систему национальной экономики.

Выделяют также и полное экономическое равновесие, представляющее собой оптимальную сбалансированность экономической системы. В реальной действительности оно недостижимо, но выступает как идеальная цель хозяйственной деятельности.

Во-вторых, равновесие может быть краткосрочным (текущим) и долгосрочным.

В-третьих, равновесие может быть идеальным (теоретически желаемым) и реальным. Предпосылки достижения идеального равновесия — это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто при условии, что все участники хозяйственной деятельности находят на рынке предметы потребления, все предприниматели — факторы производства, весь годовой продукт полностью реализован. На практике эти условия нарушаются. В действительности стоит задача достижения реального равновесия, существующего при несовершенной конкуренции и наличии внешних эффектов и устанавливающегося при неполной реализованное™ целей участников экономической деятельности.

Равновесие может также быть устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, вызывающий отклонение от равновесия, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может саморегулироваться, то равновесие называют неустойчивым. Исследование устойчивости и условий достижения общего экономического равновесия необходимо для выявления и преодоления отклонений, т.е. для проведения эффективной экономической политики страны.

Нарушение равновесия означает, что в различных сферах и отраслях экономики отсутствует сбалансированность. Это приводит к потерям валового продукта, снижению доходов населения, появлению инфляции, безработицы. Чтобы достигнуть равновесного состояния экономики, не допустить нежелательных явлений, специалисты используют макроэкономические моделиравновесия, выводы из которых служат для обоснования макроэкономической политики государства.

10.2 Функции и принципы налогообложения.

Наши рекомендации