Предмет, задачи и методы науки «организация сельскохозяйственного производства»
ПРЕДМЕТ НАУКИ
Сельскохозяйственные предприятия — объекты исследования ряда экономических, технологических и технических наук, в том числе и науки «Организация сельскохозяйственного производства». Каждая из них имеет свой предмет изучения.
Наука «Организация сельскохозяйственного производства» изучает закономерности, принципы, формы, системы и методы рационального построения и эффективного ведения производства на сельскохозяйственных предприятиях. Предмет ее изучения — организация сельскохозяйственного производства, представляющая собой систему мер, направленную на рациональное использование земельных, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов с целью получения наибольшего количества продукции с наименьшими затратами и наивысшей рентабельностью.
Основное содержание предмета применительно к подготовке агрономов высшей квалификации включает:
закономерности, принципы и формы организации сельскохозяйственного производства;
принципы, формы и организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий;
принципы и факторы построения системы ведения хозяйства и системы растениеводства;
принципы, методы и системы внутрихозяйственного планирования, приемы разработки перспективных, годовых и оперативных планов предприятий;
формы и факторы специализации производства, принципы сочетания отраслей, размеры сельскохозяйственных предприятий и их подразделений;
формирование земельной территории и организацию рационального использования земель сельскохозяйственных предприятий;
формирование и организацию рационального использования сельскохозяйственной техники, автотранспорта и других средств производства;
формы кооперации и разделения труда, принципы и методы его организации и нормирования.
принципы, формы, виды и системы оплаты труда, тарифную систему;
принципы и условия организации хозяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях в условиях развития рыночных отношений;
принципы, формы и условия внутрихозяйственного расчета, подрядных и арендных отношений;
передовой опыт организации полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства и виноградарства;
организацию хранения, переработки и реализации продукции растениеводства на сельскохозяйственных предприятиях;
приемы и показатели анализа хозяйственной деятельности предприятий и отраслей растениеводства в целях выявления резервов производства и определения направлений их эффективного использования.
В своих исследованиях наука «Организация сельскохозяйственного производства» опирается на объективные экономические законы. Познание механизма действия, форм проявления этих законов и учет их требований позволяют вскрывать и объяснять закономерности рационального построения и эффективного ведения производства.
Наука «Организация сельскохозяйственного производства» тесно связана с предпринимательством и маркетингом, экономикой сельского хозяйства, управлением сельскохозяйственным производством и другими экономическими науками. Они обогащают друг друга новыми теоретическими положениями по актуальным проблемам сельского хозяйства.
Наряду с экономическими науками организация производства использует результаты исследований технических и технологических наук, поскольку техника, технология и организация производства постоянно взаимодействуют. Так, создание новых машин вызывает изменения в приемах возделывания сельскохозяйственных культур и организации трудовых процессов; применение прогрессивной технологии требует совершенствования средств механизации и методов труда и т. д.
ЗАДАЧИ НАУКИ
Задачи науки «Организация сельскохозяйственного производства» видоизменяются на разных этапах экономического развития. В период перехода к рыночной экономике основными из них являются следующие.
Разработка рекомендаций по рациональному построению и эффективному ведению производства в новых организационно-правовых формах сельскохозяйственных предприятий. Это обоснование рациональных размеров отраслей, площадей под отдельными культурами и многолетними насаждениями, численности поголовья животных, производственной и организационной структур, целесообразных пропорций и взаимосвязей между сельскохозяйственными угодьями, материально-техническими и трудовыми ресурсами при разных уровнях специализации и концентрации производства.
Организационно-экономическое обоснование систем ведения хозяйства. Специализация предприятий и укрупнение отраслей создают условия для перевода производства продукции на индустриальные методы, что влечет за собой изменение техники, технологии и организации, а, следовательно, и всей системы ведения хозяйства. Ускорению такого процесса в отраслях растениеводства способствует применение более совершенных систем земледелия и в целом систем ведения хозяйства. Эти системы нуждаются в постоянном улучшении в соответствии с развитием материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Необходимо их организационно-экономическое обоснование по природным зонам и экономическим районам с учетом конкретных условий производства.
Разработка методов ускорения темпов повышения производительности труда, за счет чего можно увеличивать производство продукции. Отсюда необходима система мер, позволяющая более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы и предусматривающая наряду с комплексной механизацией и автоматизацией процессов внедрение новых форм и методов организации труда, прогрессивных норм выработки и обслуживания, совершенствование систем оплаты, экономное расходование рабочего времени на всех участках производства, устранение простоев и непроизводительных затрат, сокращение текучести кадров, закрепление их на селе и др.
Совершенствование хозрасчетных отношений и методов экономического стимулирования сельскохозяйственного производства — одна из важных задач. Она включает систему мер по созданию условий для хозяйственной самостоятельности, инициативы и предприимчивости предприятий, обеспечению их самоокупаемости и самофинансирования, организации внутрихозяйственных экономических отношений, повышению материальной заинтересованности в увеличении производства продукции, улучшении ее качества, экономном расходовании средств и получении большей суммы прибыли.
Совершенствование производственных связей и экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с другими звеньями АПК. Эта задача включает, прежде всего, совершенствование содержания, порядка заключения и исполнения договоров с предприятиями и организациями по материально-техническому снабжению, производственному обслуживанию, строительству, заготовке, переработке и реализации продукции, а также повышение экономического стимулирования за конечные результаты и материальную ответственность партнеров за невыполнение договорных обязательств.
Разработка рекомендаций по совершенствованию организации отдельных растениеводческих и других отраслей. Эта задача охватывает широкой круг вопросов: обоснование рациональных размеров и сочетания отраслей с учетом спроса на продукцию, совершенствование структур посевов и многолетних насаждений, организации труда и его оплаты исходя из особенностей каждой отрасли, уточнение систем показателей для оценки структур посевов и насаждений, полевых, кормовых, овощных, плодовых, ягодных культур, винограда, их сортов и гибридов, севооборотов, культурооборотов и пастбищеоборотов, а также степени прогрессивности технологий и агротехнических мероприятий.
Наука «Организация сельскохозяйственного производства», решая поставленные перед ней задачи, вооружает руководителей и специалистов методами рационального ведения производства, эффективного использования земли, материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов, достижения высоких экономических показателей.
МЕТОДЫ НАУКИ
Под методом науки понимают способ познания изучаемого предмета.
Методологическая основа науки «Организация сельскохозяйственного производства», как и других наук - всеобщий метод познания природы, общества и человеческого мышления - диалектический материализм. Он учит рассматривать все явления в их взаимосвязи и взаимодействии, в переходе количественных изменений в качественные, в единстве и борьбе противоположностей, в борьбе нового, прогрессивного со старым, отживающим.
В соответствии с этим наука «Организация сельскохозяйственного производства» изучает закономерности, принципы, формы и системы рационального построения и ведения производства не изолированно, а в тесной связи с уровнем развития всего агропромышленного комплекса и производительных сил страны, а также с учетом природных и экономических факторов. Это касается не только предприятия в целом, но и каждой его отрасли, подразделения, решения того или иного организационного вопроса.
Например, разработка и внедрение внутрихозяйственных экономических отношений обусловлены необходимостью более эффективного использования земли, техники и трудовых ресурсов. При этом учитывают всё взаимосвязанные факторы производства, которые влияют на конечный результат. Специализацию и размеры подразделений, профессиональный состав работников, площадь сельскохозяйственных угодий, количество тракторов, сельскохозяйственных машин и другой техники устанавливают с таким расчетом, чтобы коллективы могли самостоятельно выполнять основную часть работ по производству предусмотренной договором продукции. Договорные условия определяют на основе обоснованных технологических и организационно-экономических мероприятий. Оплату труда ставят в зависимость от суммы полученного дохода.
Руководствуясь требованиями диалектического материализма, наука "«Организация сельскохозяйственного производства» рассматривает происходящие на предприятиях процессы также с точки зрения перехода постоянных количественных изменений в качественные. Это позволяет выявлять прогрессивные направления в развитии производства и при осуществлении мероприятий по его улучшению ускорять тот или иной процесс.
В качестве примера можно привести совершенствование форм организации труда в колхозах. В первые годы их создания применялась в основном кооперация труда. Затем по мере специализации производства и концентрации полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства, виноградарства и других отраслей, повышения уровня механизации процессов на смену простому коллективному труду пришла более сложная бригадная форма организации, основанная не только на кооперации, но и на разделении труда по операциям. Были созданы комплексные, отраслевые и специализированные бригады.
Дальнейший рост оснащенности колхозов техникой, особенно после реорганизации машинно-тракторных станций, ускорил внедрение такой прогрессивной формы организации труда, как механизированная бригада, в которой соединены все факторы производства — земля, рабочая сила и техника. Создание систем машин вызвало необходимость применения новых форм организации труда. Получили распространение звенья комплексной механизации с закреплением 2—3 пропашных культур, механизированные звенья по обслуживанию всего севооборота, специализированные отряды и комплексы (по заготовке и внесению удобрений, защите растений, мелиоративные, уборочно-транспортные и др.). Новые качественные изменения вносит в организацию труда индустриализация производства продукции растениеводства. Переход от простой кооперации к обслуживанию поточных процессов сопровождается повышением производительности труда.
Исходя из положения диалектического материализма о единстве и борьбе противоположностей как источника всякого развития, наука «Организация сельскохозяйственного производства» вскрывает противоречия в происходящих процессах, выявляет среди них наиболее прогрессивные движущие силы и разрабатывает организационные меры, обеспечивающие внедрение нового, передового.
Борьба противоположностей характерна для процесса специализации производства на сельскохозяйственных предприятиях. С одной стороны, многообразные условия позволяют им развивать несколько взаимно дополняющих друг друга отраслей. С другой — возрастающий уровень производительных сил страны и фондооснащенности предприятий требует укрупнения производства, что не всегда возможно при многоотраслевом хозяйстве. Разрешение такого противоречия находит свое выражение в постоянном углублении специализации и повышении концентрации производства. С этой целью были укрупнены мелкие колхозы, проведена внутрихозяйственная специализация, организованы узкоспециализированные предприятия, созданы тепличные комбинаты, осуществляется специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.
Согласно учению диалектического материализма, основой познания является практика, которая находится в неразрывном единстве с теорией. Исходя из этого наука «Организация сельскохозяйственного производства» опирается в своих исследованиях на передовой опыт предприятий, накапливая и обобщая конкретные факты и проверяя на практике вытекающие из них теоретические положения и выводы. Она использует категории и приемы исследования, выработанные диалектическим материализмом.
В число категорий исследований, т. е. основных понятий, отражающих наиболее общие и существенные свойства и отношения явлений, включаются единичное, особенное и всеобщее, качество и количество, причина и следствие, содержание и форма, возможность и действительность к др. Они находятся в определенной связи между собой и позволяют глубоко и объективно познавать процессы, происходящие на предприятиях.
Из приемов исследований важное значение в познании закономерностей построения и ведения сельскохозяйственного производства имеют анализ и синтез, индукция и дедукция.
Изучение научных факторов начинается с анализа, под которым понимают разложение целого на составные части и исследование каждой из них. Это необходимо потому, что организационно-экономические процессы на сельскохозяйственных предприятиях сложны и многогранны. Их трудно охватить без расчленения на более простые элементы и выявления отдельных сторон, свойств, связей.
После анализа проводится синтез — составление составных элементов в единое целое. Он позволяет создать целостную картину процесса, понять его внутреннюю структуру, характер действия, закономерности развития. Анализ и синтез дополняют друг друга, так как без изучения отдельных элементов невозможно познать целое, а без изучения целого нельзя уяснить роль каждого элемента в его составе.
Переход от анализа факторов к их теоретическому синтезу осуществляется с помощью индукции. Суть ее — умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям. Другой вид умозаключения — дедукция, при которой новое положение выводится при движении от общего к частному. В процессе познания индукция и дедукция взаимосвязаны и дополняют друг друга так же, как анализ и синтез.
Применение этих приемов исследования можно показать упрощенно на примере изучения трудовых процессов и установления типовых норм выработки. При наблюдении трудовой процесс расчленяют на составные элементы, определяют затраты времени на выполнение каждого из них, а также количественные и качественные показатели нормообразующих факторов и работы исполнителей. Полученные материалы обрабатывают, анализируют и затем синтезируют в единое целое в виде проекта рациональной организации трудового процесса, проектного баланса рабочего времени смены и нормы выработки при оптимальных условиях работы. После этого норму проверяют на практике, корректируют и рекомендуют в качестве типовой для внедрения с соответствующими поправочными коэффициентами на местные нормообразующие факторы.
В данном примере переход от анализа результатов отдельных наблюдений к построению рационального трудового процесса и разработке типовой нормы осуществляется с помощью индуктивных обобщений. Возможность широкого их применения устанавливается посредством следующего дедуктивного вывода. Если в хозяйстве проведена паспортизация полей и определены показатели нормообразующих факторов, для которых разработаны типовая норма выработки и поправочные коэффициенты, оно может пользоваться этой нормой применительно к своим условиям.
В процессе познания наука «Организация сельскохозяйственного производства» использует также и другие методы исследований: статистический, монографический, экспериментальный, расчетно-конструктивный, экономико-математические. Основа их правильного применения — диалектический материализм, его законы, категории и приемы изучения реальной действительности.
Статистический метод используют при исследовании массовых сопоставимых явлений с целью установления их взаимосвязей, закономерностей развития и влияния на конечные результаты производства. Основной прием этого метода — группировка, которая представляет собой расчленение совокупности явлений на однородные группы по наиболее существенным признакам. Применяют статистический метод при изучении типов сельскохозяйственных предприятий, специализации, сочетания отраслей, размеров хозяйств и их подразделений, а также других вопросов организации производства. Часто используют и такие статистические приемы, как определение средних и относительных величин, построение рядов динамики, расчет индексов, дисперсионный и корреляционный анализ.
Сущность монографического метода состоит в подробном изучении отдельных явлений, типичных для совокупности, с целью всестороннего раскрытия тех или иных закономерностей. С помощью этого метода изучают передовые предприятия и их подразделения, прогрессивные системы земледелия, способы организации трудовых процессов, системы оплаты труда и т. д. Это позволяет правильно решать организационные вопросы в других хозяйствах, расположенных в сходных природных и экономических условиях. Монографическое исследование целесообразно проводить и на отстающих предприятиях для установления недостатков, выявления резервов и разработки направлений их развития.
Экспериментальный метод применяют при проверке в производственных условиях и обосновании эффективности внедрения новых форм и способов организации производства. Во время эксперимента учитывают количественные и качественные результаты, которые затем обрабатывают и сравнивают с показателями тех хозяйств, где он проводился. Если результаты лучше и подтверждают теоретические положения, новые формы и способы организации производства рекомендуют для внедрения. Так, на основе эксперимента создаются межхозяйственные и агропромышленные формирования, осуществляется перевод производства на индустриальные методы. Его используют при рационализации трудовых процессов, определении типовых норм, разработке прогрессивных систем оплаты труда.
Расчетно-конструктивный метод предусматривает разработку нескольких вариантов решения организационно-экономической задачи, из которых выбирают наиболее эффективный, отвечающий интересам государства и предприятия. Конструктивные расчеты базируются на научно обоснованных технико-экономических нормативах и соблюдении одинаковых условий для каждого варианта. Эффективным считается тот из них, который обеспечивает получение наибольшего количества продукции с единицы земельной площади при наименьших затратах труда и средств, а также наивысшую рентабельность производства и окупаемость капитальных вложений. Этот метод применяется при определении перспектив развития хозяйства, например при обосновании специализации и сочетания отраслей, выборе системы земледелия, структуры посевов и многолетних насаждений, севооборотов и т. п.
Экономико-математические методы — это способы нахождения оптимальных вариантов путем разработки экономико-математических моделей и решения задач с помощью электронно-вычислительной техники. Они позволяют сравнительно быстро выбрать эффективные пути осуществления того или иного организационно-экономического мероприятия при наличии множества взаимосвязанных факторов. Экономико-математические методы широко используют при оптимизации структуры посевов, специализации производства и сочетания отраслей, распределения удобрений, состава и использования машинно-тракторного парка и др. Применение экономико-математических методов студенты агрономических специальностей изучают в специальном курсе.
Контрольные вопросы
1.Раскройте основное содержание науки «Организация сельскохозяйственного производства».
2.В чем состоят задачи науки «Организация сельскохозяйственного производства»?
3.Какие методы и приемы исследований применяет наука «Организация сельскохозяйственного производства»?
4.Какие методы используют для нахождения наилучших вариантов решения организационно-экономических задач?
Г л а в а 2