Понятие «Управление» и «Менеджмент». Принципы управления. Функции управления: общие и специфические
Управление – это осознанная, целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой – не - живой природы, техники.
С точки зрения процесса управление – это взаимодействие двух субъектов, один из которых является собственно субъектом, т.е. кто управляет, другой объектом – кем управляют.
Менеджмент – умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент – это совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности организации действующей в рыночных условиях определенных намеченных целей путем рационального использования всех видов ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это часть управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление организациями, предпринимательскими структурами, их персоналом, производственными процессами в масштабах предпринимательской деятельности отдельного вида бизнеса или экономического проекта.
Т.о. менеджмент определяется как:
Вид деятельности;
Наука и искусство;
Категория людей;
Орган или аппарат управления.
Современные принципы управления.
Это основополагающие идеи, закономерности и правила по осуществлению управленческих функций.
1) Оптимальное сочетание централизации и децентрализации – предполагает оптимальное распределение полномочий при принятии управленческих решений.
2) Принцип единоначалия и коллегиальности в управлении. Руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного принятия решений, входящих в его компетенцию и это предоставляет ему формальная организация. Коллегиальности – это выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней, а также исполнителей конкретных решений.
3) Научной обоснованности. Предполагает научное предвидение и планируемые во времени социально-экономические преобразования предприятия.
4) Плановость. Предполагает установление основных направлений и пропорций развития предприятия в перспективе.
5) Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности.
6) Принцип частной экономии и свободы. Все инициативы исходят от свободно действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как: профессиональная, конкурентная, свобода договоров.
7) Принцип иерархичности и обратной связи. Предполагает создание многоступенчатой структуры управления, в которой нижестоящие звенья получают распоряжения от вышестоящих, а контроль за их исполнением осуществляется на основе обратной связи. Это реакция управляемого объекта на управляющее воздействие.
8) Принцип мотивации. Предполагает создание сбалансированной системы материальных и моральных стимулов, учитывающей состояние внутренней и внешних сред, а также требования времени.
9) Демократизация управления. Предполагает участие в управлении предприятия всех работающих через долевую оплату труда, совместные денежные средства, вложенные в ценные бумаги предприятия, единое административное управление и коллегиальное принятие управленческих решений.
Функции управления.
Управление – это совокупное осуществление функций.
Функции управления классифицируются:
1) Общие функции управления – определяются стадиями процесса управления. Т.е. процесс взаимодействия руководителя и подчиненного.
2) Специфические или конкретные функции управления – определяются сутью объекта управления и выражаются через задачи отдельных звеньев аппарата управления, что в свою очередь определяется отраслевой принадлежностью предприятия.
Общие функции управления:
1) Планирование – процесс обеспечения ясности ожиданий от конкретных действий и тем самым создание предпосылок для достижения цели организации. Принципы функции планирования:
1. Единство планирования и контроля. Основан на принципе кибернетики «обратная связь». На орган, который осуществляет планирование возлагается и контроль за выполнение установленных планов. Подобное сочетание функций позволяет отслеживать ход выполнения плана, выявлять отклонения и оперативно производить необходимые корректировки.
2. Комплексное сочетание планирования, контроля и обеспеченья. Орган, который планирует одновременно должен и обеспечивать подготовку деятельности по закрепленной функции. Данный принцип способствует установлению реальных планов и определяет комплексную ответственность за их материальное и техническое обеспечение. При несоблюдении данного принципа имеет место столкновение компетенций и размывание ответственности.
3. Отделение планирования и контроля от исполнения. Теоретической основой данного принципа является закон действия силы, вынесенной за пределы системы. Обеспечение поддержания напряженности принимаемых планов. Исключается соблазн заинтересованного руководителя брать на себя недостаточно напряженные планы и корректировать их под фактическое выполнение. В отношении контроля: работники, на которых возложен контроль могут должным образом выполнять свои обязанности только в том случае, если не будут подчинены тому же подразделению, работу которого они должны оценивать.
4. Соответствие прав и ответственности. Если на какое-то должностное лицо или подразделение возлагаются обязанность, ответственность или функции, то им должны быть приданы соответствующие права и средства.
5. Принцип нормирования. Чем больше обоснованных норм по каждому элементу системы управления, тем выше будут ее организованность, уровень планирования и контроля.
При реализации данной функции удается достичь следующих целей:
1. Устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений.
2. Сосредоточить внимание на главных задачах.
3. Добиться экономичного функционирования.
4. Облегчить контроль.
Методы планирования:
1. Директивные – технико-экономическое обоснование, балансовый, экономико-математические и програмноцелевые. Данные методы позволяют определить количественные меры плановых заданий, обеспечивают взаимоувязку ресурсов на входе с результатами на выходе.
2. Вероятностные. Примерный сценарий будущего обеспечивает гибкость, позволяет быть готовыми и не упустить возможности достижения поставленных целей, когда они появляются.
2) Организация.
Функцию организация можно рассматривать в двух аспектах:
1. Как процесс создания системы;
2. Как процесс ее совершенствования и упорядочивания.
Т.о. под функцией организации понимают процессы:
1. определения рациональных форм разделения труда.
2. распределение работы среди работников групп и подразделений.
3. разработка организационной структуры управления.
4. регламентация функций, подфункций, работ и операций.
5. установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц.
6. подбор и расстановка кадров.
Принципы функции организация:
1. Делегирование управления – это передача подчиненному задачи или деятельности и сферы действия руководителя. При реализации данного принципа должны присутствовать:
А) соотношение между ответственностью и полномочиями.
Б) предел делегирования:
- не подлежит делегированию. Постановка задачей и выдачи заданий, контроль результатов деятельности, подбор, расстановка и оценка деятельности работников и подразделений, задача особой важности и особой степени риска, срочные дела, задачи строго доверительного характера.
- делегировать в любом случае надо: рутинную работу, специальную деятельность, неактуальные частные вопросы и подготовительную и вспомогательную работы.
- причины нежелания делегирования полномочий: мнение руководителя, что он сам сможет выполнить данное задание лучше подчиненного, сомнения в способностях подчиненного и нежелание рисковать, отсутствие у руководителя организаторских способностей, опасение потерять контроль над делом, отсутствие доверия к подчиненным, нежелание развивать подчиненных, позиция недопущения ошибок.
В) обязанности подчиненных при делегировании.
2. Экономичность – не один высокооплачиваемый квалифицированный специалист не должен выполнять работу более низкой квалификации.
3. Стереотипизация действий. В процессе своей деятельности некоторые действия человек осуществляет многократно и достаточно часто. Складывающиеся стереотипы это основа трудовых навыков и порядка.
4. Специализация. Работа каждого человека в организации должна быть по возможности ограничена выполнением одной ведущей функции.
Централизация. Децентрализация.
Централизация работ это функция, которую должны осуществлять все руководители, независимо от ранга. Смысл состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда как по горизонтали так и по вертикали, что и определяет соотношение централизации и децентрализации в управлении.
Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важных управленческих решений, определяется как централизованная.
Децентрализованные – это такие организации, в которых принятие важных решений осуществляется на ниже стоящих уровнях.
Особенности централизации:
Преимущества:
1. Сокращение маршрута прохождения документов.
2. Решения принимаются руководителями, хорошо представляющими работу всего предприятия. Лица, принимающие решения обычно имеют лучшие образование и подготовку.
3. Устранение дублирование работ снижает затраты.
4. Отсутствует ситуация, при которой одни отделы растут и развиваются за счет других и оргнизации в целом.
5. Значительно большая согласованность принимаемых решений на всех уровнях управления.
Недостатки:
1. Потеря гибкости управления.
2. Решения принимаются руководителями, плохо осведомленными о конкретных обстоятельствах.
3. Лица, принимающие решения редко вступают в прямые контакты с работниками, реализующими эти решения.
4. Увеличение вероятности принятия неверных решений из-за большего числа лиц, участвующих в их подготовке.
Особенности децентрализации:
Преимущества:
1. Решения принимаются руководителями, располагающими наибольшей информацией о сложившейся ситуации.
2. Активное участие руководителей среднего звена в подготовке решений повышает их компетентность и заинтересованность в результатах работы.
3. Создаются лучшие условия для профессионального роста руководителей среднего звена.
Недостатки:
1. Увеличение объемов управленческой работы по согласованию вопросов между различными службами.
2. Вероятность неполной информации в принятии решений и слабая координация подразделений.
3. Затраты на оплату труда управленческого аппарата выше, т.к. на низших уровнях управления требуются более образованные и соответственно вышеоплачиваемые руководители.
4. Заинтересованность руководителей в более успешной работе только своего подразделения, а не организации в целом.
5. Препятствует унификации процедур работы всех подразделений организации или предприятия.
3) Регулирование.
Посредством данной функции достигается поддержание управляемых процессов в рамках заданных программой, регламентом и планом. Регулирование осуществляется через координацию и руководство.
Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а так же между системой в целом и ее внешней средой.
Руководство это основное понятие процесса разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Принципы лучшего пути регулирования:
1. Минимизация воздействия. Предполагает учет специфики функционирования системы. В противном случае будет иметь место избыточность, что приведет к организационным и психологическим последствиям. Но установка на минимизацию воздействия без установки на анализ закономерностей функционирования системы в конкретных условиях приведет к попустительству, невмешательству и низкой активности.
2. Системность воздействия предполагает рассмотрения регулируемого процесса в рамках целостной системы.
3. Комплексность воздействия. Предполагает, что активность субъекта деятельности и управленческого взаимодействия полимотивирована и регулируется широким кругом факторов.
4. Внутренняя непротиворечивость воздействия. Предполагает, что комплексноиспользуемые стимулы не должны вызывать взаимоисключаемых эффектов.
4) Мотивация.
Это процесс формирования у работников необходимых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, которое развивается на основе осознания как своих личных потребностей, так и потребностей других людей.
При должной мотивации у работника появляется возможность не только удовлетворять свои собственные потребности, но и достигать цели предприятия.
Способы улучшения мотивации труда:
1. Материальное стимулирование отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда:
a. Совершенствования системы оплаты труда.
b. Предоставление возможности работникам участвовать в прибыли и собственности.
Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В итоге происходит определенное привыкание.
2. Улучшение качества рабочей силы. Потребность в денежных средствах будет расти до определенного предела, после которого деньги становятся условием нормального психологического состояния. В этом случае в качестве доминирующих будут выступать потребности более высоких уровней – самодостижение и самовыражение.
3. Совершенствование организаций труда, которая предполагает:
a. Постановка целей – правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работников.
b. Обогащение труда – предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включение в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством как основной так и смежной деятельности.
c. Ротация – чередование видов деятельности и работ в определенный промежуток времени.
d. Улучшение условий труда.
e. Применение гибких графиков.
4. Не денежное стимулирование.
5. Вовлечение персонала в процесс управления.
5) Контроль.
Это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Принципы функции контроля:
1. Принцип прямого контроля – осуществляется непосредственным руководителем, отвечающим за выполнение соответствующих планов. Необходимость прямого контроля возникает из-за того, что люди, допуская ошибки часто не принимают правильных и своевременных мер.
2. Принцип опережающего контроля. Управленческий контроль обычно воспринимается как система обратной связи, при которой руководитель выявляет уже свершившееся отклонение и осуществляет регулирующее воздействие для обеспечения выходных характеристик на заданном уровне. Поэтому нужна такая система контроля, которая позволяла бы давать сигнал об отклонениях еще до того как они произойдут.
3. Автоматизация контроля. Контроль должен осуществляться автоматически при минимальном вмешательстве руководителя.
4. Централизация контроля. Руководитель должен первым знать обо всех серьезных отклонениях от установленного плана. А если это невозможно, то контролировать самые важные участки работы.
5. Постоянство контроля. Чем меньше промежутков времени между операциями контроля, тем выше его активность и более действенные меры можно предпринять.
6. Объективность контроля. Недопустимо использовать личные симпатии и антипатии руководителей в отношении кого-либо из подчиненных и более того использовать контроль как карательное средство.
7. Контроль по критическим точкам. Эффективный контроль процессов требует учета как можно большего количества факторов, позволяющих оценить выполнение намеченного плана. Однако такая практика ведет к созданию сложной и дорогостоящей системы учета, может вызвать появление избыточных данных и непродуктивное расходование усилий и времени руководителя.
8. Контроль по нормативам. Выполнение планов с желаемой степенью эффективности руководитель может оценить если заранее знает чего следует ожидать. Такими критериями могут быть: цели, задачи, нормативы; и они должны быть выражены в поддающейся проверке количественных или качественных показателях.
9. Адекватность системы контроля личности руководителя. Методы контроля в значительной степени зависят от должностного положения руководителя, стоящих перед ним задач и во многом отражают исповедуемую им философию управления.
Виды контроля:
1. Опережающий (предварительный). Предполагает определение вводных переменных системы, введение системы критериев и величин отклонений и организация системы контроля вводных переменных.
2. Текущий контроль. Предполагает выделение показателей функционирования системы подлежащих контролю, введение критериев отклонения параметров и их критических величин, организация выявления соответствующих отклонений в том числе: получение информации, сравнение, выявление отклонений и их оценка; определение корректирующих воздействий и организация коррекции.
3. Заключительный или результирующий контроль. Включает определение степени соответствия конечного результата какой-либо деятельности образцу, ожидаемому результату или нормативно обусловленному варианту поведения; определение причин отклонений и путей и механизмов их устранения. В ходе данного контроля делаются выводы о необходимости применения соответствующих санкций в отношении исполнителей или организаторов исполнения при неудовлетворительном результате; или же определяются меры стимулирования при удовлетворительном результате.
Организационная форма осуществления контроля:
1. Инспекция
2. Ревизия производственно хозяйственной деятельности
3. Комплексновыборочные проверки
4. Устный, письменный отчеты
5. Заслушивание докладов
6. Опрос общественного мнения
7. Контрольные записи в журнале
8. Взаимный контроль
9. Ведение контрольной картотеки.
Специфические функции управления:
1) Функции реализующие производственные задачи:
a. Технологические
b. Технические
c. Снабжение
d. Сбыт
e. Организация труда
f. Транспортное и хозяйственное обслуживание
2) Функции правового и экономического обеспечивания:
a. Планирование
b. Прогнозирование
c. Маркетинг
d. Финансы
e. Контроль
f. Учет
g. Нормирование труда
h. Юридическая
3) Инновационные функции
4) Функции кадрового и социального обеспечивания.