Логистические каналы и логистические сети

1. Логистический канал (или канал распределения) — это структу­ра, которая представляет собой частично упорядоченное множе­ство элементов логистической системы и осуществляет достав­ку материального потока от производителя к потребителю.

Основные характеристики логистического канала:

• длина — это количество промежуточных звеньев, т. е. уровней
логистического канала между производителем и потребителем;

ъ/ ширина — это число промежуточных звеньев на каждом уровне распределения продукции.

В зависимости от длины логистического канала они подразделя­ются на каналы:

• нулевого уровня — между производителем и потребителем отсут­ствуют посредники;

• первого уровня — между производителем и потребителем при­сутствует розничный посредник;

• второго уровня — между производителем и потребителем при­сутствуют оптовый и розничный посредники;

• третьего уровня — между производителем и потребителем при­сутствуют оптовый, мелкооптовый и розничный посредники.

Если посредники между производителем и потребителем от­дельные предприятия, цель которых максимизировать свою прибыль, то канал называется горизонтальным. Такие каналы распределения продукции — традиционные. У данной органи­зации есть один большой недостаток. Поскольку все участники являются отдельными независимыми предприятиями, они не могут контролировать работу других участников, а максимиза­ция прибыли каждого из них может противоречить максими­зации прибыли всей системы.

В противовес традиционной организации каналов распределе­ния логистика предлагает свой подход. Такие каналы называ­ются вертикальными. Их особенность заключается в том, что производитель и посредники действуют как единая система.

Участники канала распределения должны выполнять набор сле­
дующих функций1
:

• исследовательскую работу .— сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;

• стимулирование сбыта',

• установление контактов — налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;

%/ приспособление товара — подгонка товара под требования по­купателей (это касается таких видов деятельности, как произ­водство, сортировка и упаковка товаров и др.);

• проведение переговоров — согласование цен и прочих условий
для последующей передачи права собственности или владения;

организацию товародвижения — транспортировку и складирова­ние товара;

• финансирование — изыскание и использование средств для по­
крытия издержек по функционированию канала;

•'принятие риска■— принятие на себя ответственности по функ­ционированию канала.

Все эти функции должны выполняться в процессе распределе­ния готовой продукции. Не обязательно вводить нового участ­ника логистического канала для каждой функции, но все они должны присутствовать, т. е. участники могут выполнять по несколько функций. В принципе, производитель может сам реализовывать часть из них. Однако это вызывает рост издер­жек производителя. С другой стороны, посредники увеличива­ют цену товара для покрытия своих издержек на движение ма­териального потока, но в этом случае снижаются затраты про­изводителя.

Выбор участников распределительного канала — важное реше­ние производителя.

. Логистическая сеть — это совокупность всех логистических ка­
налов системы. Логистические сети можно подразделить на
классы сложности.

Выделяют следующие классы сложности логистических цепей:

• простая логистическая цепь:

Логистические каналы и логистические сети - student2.ru


Логистические каналы и логистические сети - student2.ru
• сложные логистические сети:

Логистические каналы и логистические сети - student2.ru

складывается или внутри одного предприятия, или между дву­мя предприятиями, которые находятся в одном городе либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществля­ется самим продавцом или покупателем; */ средней сложности:

• сверхсложная сеть — древовидная.

Наши рекомендации