Логистические каналы и логистические сети
1. Логистический канал (или канал распределения) — это структура, которая представляет собой частично упорядоченное множество элементов логистической системы и осуществляет доставку материального потока от производителя к потребителю.
Основные характеристики логистического канала:
• длина — это количество промежуточных звеньев, т. е. уровней
логистического канала между производителем и потребителем;
ъ/ ширина — это число промежуточных звеньев на каждом уровне распределения продукции.
В зависимости от длины логистического канала они подразделяются на каналы:
• нулевого уровня — между производителем и потребителем отсутствуют посредники;
• первого уровня — между производителем и потребителем присутствует розничный посредник;
• второго уровня — между производителем и потребителем присутствуют оптовый и розничный посредники;
• третьего уровня — между производителем и потребителем присутствуют оптовый, мелкооптовый и розничный посредники.
Если посредники между производителем и потребителем отдельные предприятия, цель которых максимизировать свою прибыль, то канал называется горизонтальным. Такие каналы распределения продукции — традиционные. У данной организации есть один большой недостаток. Поскольку все участники являются отдельными независимыми предприятиями, они не могут контролировать работу других участников, а максимизация прибыли каждого из них может противоречить максимизации прибыли всей системы.
В противовес традиционной организации каналов распределения логистика предлагает свой подход. Такие каналы называются вертикальными. Их особенность заключается в том, что производитель и посредники действуют как единая система.
Участники канала распределения должны выполнять набор сле
дующих функций1:
• исследовательскую работу .— сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
• стимулирование сбыта',
• установление контактов — налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями;
%/ приспособление товара — подгонка товара под требования покупателей (это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка и упаковка товаров и др.);
• проведение переговоров — согласование цен и прочих условий
для последующей передачи права собственности или владения;
организацию товародвижения — транспортировку и складирование товара;
• финансирование — изыскание и использование средств для по
крытия издержек по функционированию канала;
•'принятие риска■— принятие на себя ответственности по функционированию канала.
Все эти функции должны выполняться в процессе распределения готовой продукции. Не обязательно вводить нового участника логистического канала для каждой функции, но все они должны присутствовать, т. е. участники могут выполнять по несколько функций. В принципе, производитель может сам реализовывать часть из них. Однако это вызывает рост издержек производителя. С другой стороны, посредники увеличивают цену товара для покрытия своих издержек на движение материального потока, но в этом случае снижаются затраты производителя.
Выбор участников распределительного канала — важное решение производителя.
. Логистическая сеть — это совокупность всех логистических ка
налов системы. Логистические сети можно подразделить на
классы сложности.
Выделяют следующие классы сложности логистических цепей:
• простая логистическая цепь:
• сложные логистические сети: |
складывается или внутри одного предприятия, или между двумя предприятиями, которые находятся в одном городе либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется самим продавцом или покупателем; */ средней сложности:
• сверхсложная сеть — древовидная.