Логистические каналы и логистические цепи

Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемым логистическим каналом или каналом распределения.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне является наличие на рынке большого количества посредников. В логистике посредник рассматривается как цивилизованный, экономически оправданный участник логистического процесса, в него не вкладывается негативный смысл, как иногда это делается в прессе.

Услуги посредника являются востребованными, если их стоимость ниже собственных расходов производителя на выполнение конкретных видов работ. Надо отметить, что оптимизация канала распределения и логистической цепи возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества оптовых предприятий. Имеются такие данные по количеству оптовых предприятий на 1000 человек населения в разных странах: Япония – 3,4, США – 1,9, страны СНГ – 0,05. Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна.

Логистический канал представляет собой частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не будет сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие решения о реализации продукции через склад оптовой торговли и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения. Выбор же конкретного склада оптовой торговли, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и т.д. – это выбор логистической цепи.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной до другой.

В логистической системе с прямыми связями каналы распределения не содержат каких- либо оптово-посреднических фирм. В гибких и эшелонированных системах такие посредники имеются.

При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения:

- транзитная;

- с учетом перегрузочных складов и региональных баз (складская).

При выборе логистической цепи осуществляется выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, экспедитора и т.д.

Основная цель логистической системы распределения - доставить нужный товар в нужное место и в нужное время с минимальными затратами. Очевидно, что решение задачи организации каналов распределения играет при этом главную роль.

Использование канала распределения приносит производителю следующие выгоды:

· используя свои связи, свой опыт, преимущества специализации и высокое качество работы, посредники зачастую могут принести производителю больше пользы, чем в случае, если бы он осуществлял сбыт своей продукции самостоятельно;

· посредники сокращают объем работы, которую необходимо выполнить как производителям, так и потребителям;

· посредники играют важную роль в установлении равновесия между спросом и предложением. С экономической точки зрения, задача торговых посредников – трансформировать ассортимент продукции, выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, необходимых потребителю. Производители в огромных количествах выпускают ограниченный ассортимент продукции, а потребителям необходим широкий ассортимент товаров в небольших количествах. Выполняя функции канала распределения, посредники закупают у многих производителей большое количество товаров. Затем они дробят эту совокупность товаров на более мелкие части, включающие в себя весь ассортимент продукции, необходимый потребителю.

Организации и лица, составляющие канал распределения, выполняют ряд важных функций:

· информационная функция: сбор информации, проведение маркетинговых исследований, а также распространение результатов этих исследований, которые необходимы для составления планов и осуществления товарообмена;

· стимулирование сбыта: разработка и распространение рекламной информации о предлагаемых товарах;

· установление контактов: поиск предполагаемых покупателей и налаживание контактов с ними;

· приведение товара в соответствие: оформление и «подгонка» предложений к требованиям покупателей;

· проведение переговоров: достижение соглашения о цене и прочих условиях, при которых право собственности или право владения товаром может быть передано другим лицам или организациям;

· организация товародвижения: транспортировка и складирование товаров;

· финансирование: поиски использование средств на покрытие расходов по обеспечению функционирования канала;

· принятие риска: принятие ответственности за выполнение функций канала распределения.

Таким образом, с экономической точки зрения посредники сближают фазы производства и потребления, а с логистической точки зрения, посредники обеспечивают выполнение задаваемых покупателями параметров товародвижения - материальных потоков.

Вопрос состоит не в том, нужно ли выполнять эти функции, а в том, кто будет их выполнять. Производители могут не прибегать к услугам посредников, но они не могут ликвидировать их функции. Выполнение всех этих функций требует дефицитных ресурсов, и они могут быть выполнены более качественно благодаря специализации. Если производитель самостоятельно выполняет эти функции, то возрастают его издержки, и, следовательно, увеличивается цена товара. Если выполнение некоторых функций будет возложено на посредника, издержки и цены производителя будут ниже. В процессе разделения труда выполнение различных функций может быть возложено на различных участников канала распределения. Это позволяет добиться наиболее эффективного и продуктивного выполнения отдельных функций, в результате чего целевому рынку предлагается необходимый ассортимент товаров.

Каналы распределения можно классифицировать по числу составляющих их уровней.

Уровень канала соответствует посреднику, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется числом промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения.

Традиционный канал распределения состоит из независимого производителя и одного или нескольких посредников. Каждый член канала - это отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль без учета интересов системы в целом. Это горизонтальные каналы распределения.

Вертикальные каналы распределения - это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система.

Один из членовканала распределения, как правило, является собственником остальных, либо представляет им определенные привилегии (льготы). Вертикальные каналы распределения возникли как инструмент контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала исполняемых функций.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается вопрос о структуре канала, т.е. о количестве уровней канала и о конкретном составе членов канала. При этом важно определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков:

1) от чьего имени работает посредник;

2) за чей счет посредник ведет свои операции.

Типы посредников в канале распределения

  Тип посредника Признак классификации
Дилер От своего имени и за свой счет
Дистрибьютор От чужого имени и за свой счет
Комиссионер От своего имени и за чужой счет
Агент, брокер От чужого имени и за чужой счет

Дилер – торговый или биржевой посредник, действующий, как правило, от своего имени и за свой счет. В логистической цепи дилер занимает положение, наиболее близкое к конечным потребителям. Дилер, являющийся единственным представителем фирмы в данном регионе и наделенный исключительными правами по реализации ее продукции, называется эксклюзивным. Дилер, сотрудничающий с фирмой, продукцию которой он реализует на условиях франшизы, называется авторизованным.

Дистрибьютор - предприниматель или фирма, оказывающая дистрибьюторские услуги, т.е. комплекс маркетинговых и посреднических услуг, предоставляемых при покупке оборудования и "ноу-хау" (в том числе программного обеспечения), а также услуг по установке и наладке оборудования, обучению и консультированию пользователей.

Комиссионер – это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции, им остается производитель до ее оплаты и передачи конечным потребителям. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной производителем и ценой реализации.

Агент, брокер – посредники при заключении сделок между покупателями и продавцами товаров, ценных бумаг, валют и других ценностей на фондовых и товарных биржах, валютных, страховых и фрахтовых рынках. Действуют по поручению и за счет клиентов, получают вознаграждение за посредничество как процент от суммы заключенной сделки.

Формы доведения товара до потребителя определяются характером самого товара, местом и условиями его производства, потребностями и возможностями транспорта:

1) "от двери до двери" - если близко;

2) через склады (центры)

Наши рекомендации