Глава 1. место логистики в общественном производстве
В. А. Гудков
Л. Б. Миротин
С.А.Ширяев
Д.В. Гудков
. ■
Основы
Логистики
Допущено УМО вузов РФ по образованию в области
транспортных машин и транспортно-технологических
комплексов в качестве учебника для студентов,
обучающихся по специальности 240100 «Организация
перевозок и управление на транспорте» (по отраслям)
направления подготовки дипломированных специалистов 653400
Москва
Горячая линия - Телеком
БК 65.9(2) 315 0
Рецензенты: кафедра «Промышленная логистика» МГТУ им. Н. Э. Баумана,
зав. кафедрой, доктор техн. наук, профессор А. А. Колобов;
доктор техн. наук, профессор В. С. Боровик
075 Основылогистики: Учебник для вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, С. А. Ширяев, Д. В. Гудков; Под ред. В. А. Гудкова. - М: Горячая линия - Телеком, 2004. - 351 с: ил. ISBN 5-93517-195-3
Излагаются основополагающие сведения о недавно сформировавшемся научно-практическом направлении под названием «Логистика», активно развивающемся как за рубежом, так и в России. Рассмотрены основные понятия и определения логистики, ее цели и задачи. Приводятся описания основных действующих логистических систем как в микро, так и в макрологистике. Даются примеры функционирования логистических систем в различных сферах производства, снабжения, распределения и сбыта. Показана связующая роль транспорта и особенности его использования в логистических системах.
Для студентов всех форм обучения транспортных специальностей. Может быть полезна управленческому и техническому персоналу транспортных предприятий и организаций.
ББК 65.9(2) 315
Учебное издание
Гудков Владислав Александрович, МиротинЛеонид Борисович, Ширяев Сергей Александрович, Гудков Дмитрий Владиславович
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
Учебник
Редактор А. К. Саютина,
Технический редактор В. И. Фишер
Компьютерная верстка Т. Е. Малютиной
Оригинал-макет подготовлен РПК «Политехник»
Подписано в печать 29.06.2004. Формат 60x88 1/16. Гарнитура Times. Усл.- печ. л. 21,12. Уч.-изд. л. 20,46. Тираж 2500 экз. Изд. № 195.
ISBN 5-93517-195-3 © В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, С. А. Ширяев,
Д. В. Гудков, 2004 ©Волгоградский государственный технический
университет, 2004 ©Оформление издательства «Горячая линия -
Телеком», 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное издание является переработанным и дополненным вариантом учебного пособия «Логистика» тех же авторов, вышедшим из печати в 2002 г. В нем приведены основные сведения по новому научно-практическому направлению, которое получило название логистика. В последнее время принципы логистики стали широко использоваться практически во всех сферах деятельности многих общественных формаций, независимо от^форм собственности, как на уровне отдельных предприятий и организаций, так и на уровне регионов, федераций, стран, континентов, а также в глобальном масштабе. В связи с этим знание принципов логистики и использование их на практике дает несомненное преимущество в конкурентной борьбе и в результате приводит к увеличению прибыли и повышению эффективности любой деятельности.
Изложение материала построено таким образом, что сначала определено место логистики в общественном производстве, даны основные понятия и определения, перечислены и охарактеризованы этапы развития логистики, проблемы ее становления в России, затем приведены основные виды внутрипроизводственных логистических систем, а потом следуют разделы, которые относятся к основным направлениям логистики, а именно: логистика в управлении запасами, коммерческая логистика, транспортно-складская логистика, услуги и сервис в логистике, а также информационное обеспечение логистики.
В конце книги помещен заключительный раздел об эффективности логистических систем.
По каждой главе даны выводы. При изучении отдельных разделов дисциплины желательно на них акцентировать внимание, равно
как и постараться ответить для себя на те вопросы, которые имеются в тексте в конце каждой главы.
В библиографический список включены те издания, которые могут расширить знания при изучении как основ, так и отдельных составляющих дисциплины логистика.
Учебник ориентирован на студентов вузов транспортных специальностей всех форм обучения и написан доступным для усвоения языком.
Может быть полезен тем специалистам, которые стремятся повысить эффективность своей деятельности.
■
ВВЕДЕНИЕ
Отход от административно-командной экономики России в пользу ее рыночного варианта невольно наводит на мысль изучения опыта функционирования рыночных экономик развитых стран, что определяется использованием отработанных и проверенных на практике элементов рыночной экономики.
Одним из таких элементов является логистика, позволяющая рыночным' субъектам формировать эффективную стратегию обеспечения своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынок, а из ориентации на конкретного потребителя.
В условиях рыночной экономики основным звеном хозяйственной системы становится предприятие, целью деятельности которого является получение прибыли. Весь комплекс организационно-хозяйственной деятельности предприятия строится на указанной цели, так как только рост прибыли в конечном счете определяет успех в конкурентной борьбе. В свою очередь конкурентная борьба побуждает предприятия находить новые резервы для обеспечения устойчивости фирм, которые могут меняться как количественно, так и качественно, охватывая и сферы ранее не рассматривавшиеся как источники усиления конкурентоспособности.
Стабильное положение предприятия в условиях рынка определяется не только низкими производственными издержками, но и, даже в первую очередь, способностью предприятия обеспечить сбыт произведенного товара на основе совершенствования методов сбыта. Необходимость поиска новых источников повышения конкурентоспособности предприятий и фирм, практически исчерпанность таких источников в рамках функционирования собственно предприятий, привели к поиску резервов за их пределами. Возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты производственного, а также коммерческого процесса, а их совокупность путем постановки задачи оптимального использования всего ресурсного потенциала. Это и стало предметом изучения логистики - теории планирова-
ния, управления и контроля процессов движения материальных, информационных, финансовых, трудовых, энергетических потоков в человеко-машинных системах. Логистика пронизывает все функции и подразделения предприятия с целью единой оптимизации деятельности.
Логистика требует нового мышления в области использования ресурсов. Классический подход - оптимизация на отдельных участках, новый - системная оптимизация всех процессов, связанных с организацией производства, для достижения поставленных целей.
Сознавая распространение логистики в нашей стране, необходимо установить зоны экономически целесообразного и приемлемого ее использования. Очевидно, что монополизация производства существенно ограничивает возможности применения логистики, так как при отсутствии конкуренции не остается места для логистического мышления. Важным становится ликвидация экономических предпосылок для производства монополистических тенденций, создание условий для развития конкуренции, основанной на свободном выборе партнеров, свободном ценообразовании и свободном формировании портфеля заказов, исходя из рыночной конъюнктуры. Именно такие условия характеризуют наличие экономической среды, адекватной рыночным отношениям, и только при их наличии можно всерьез говорить об эффективности логистического инструментария. При отсутствии надлежащих экономических условий усилия, связанные с освоением и применением логистики, могут оказаться невостребованными, в связи с чем произойдет компроментация собственно логистики и логистических подходов, как это уже было у нас с другими инструментами рыночной экономики. Об этом нужно всегда помнить при изучении логистики и практическом применении в хозяйственной деятельности ее принципов.
Как теория логистика выделилась в большинстве развитых зарубежных стран в самостоятельную дисциплину, изучаемую в высших учебных заведениях и в области научных разработок во многих высших учебных заведениях наряду с информатикой, маркетингом, менеджментом. Для подготовки управленческих кадров существует специальность «Логистика» и выпускникам присваивается соответствующая квалификация.
Целью настоящего учебника является изложение концептуальных основ логистики вообще, а также транспортных аспектов и приложений.
Глава 1. МЕСТО ЛОГИСТИКИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
Почти до середины двадцатого века в мировой науке преобладали теоретические положения о дифференциации общественного производства на четыре стадии: собственно производства, распределения, обращения, потребления. Постулировалось также, что каждая из перечисленных стадий составляла отдельную фазу общественного производства и имела специфическую значимость. Причем основной стадией считалось собственно производство, а остальные стадии по отношению к нему играли второстепенную роль.
Сфере обращения в этой концепции отводилась вспомогательная роль, как обслуживающей производство, хотя сфера обращения оказывает на сферу производства существенные обратные воздействия, серьезно влияющие на развитие собственно производства. Осмысление такого воздействия сферы обращения относится к 50-м годам XX столетия. В этот период были заложены основы современной теории о сфере обращения, которые вошли в состав экономической науки, известной в настоящее время как маркетинг. В маркетинге сфере обращения уделяется повышенное внимание.
В России до 80-х годов считалось, что сфера обращения не обеспечивает рост общественного продукта и является непроизводительной. Адекватно такой оценке осуществлялась и экономическая политика. На обеспечение процесса обращения выделялось недостаточно средств, ограничивался рост организаций и предприятий сферы обращения, работа в этой сфере была не престижной и малооплачиваемой. В результате такой политики сфера обращения отстала от производственной, товары замедленно продвигались от производителя к потребителю, неудовлетворительно выполнялись заказы потребителей как по срокам, так и по ассортименту. Кроме этого в обществе была сформирована стойкая психологическая не-
дооценка сферы обращения и роли работников этой сферы в общественном производстве.
В рыночной экономике сфера обращения функционирует по маркетинговому принципу - производить то, что пользуется спросом и продается, тогда как до недавнего времени в нашей стране главенствовал принцип - продавать то, что произведено. Естественно, что в рыночной экономике именно сфера обращения определяет что, когда, сколько и кому произвести для устойчивого сбыта. Понимание такого положения привело к интенсификации поиска путей ответов на перечисленные вопросы, что в конечном счете вылилось в новую научно-практическую деятельность, получившую признание и известность как логистика.
В открытой рыночной экономике логистика сформировалась и стала распространяться в предпринимательской среде лишь с 60-х годов, когда был достигнут качественно иной уровень рыночных отношений. Концепция логистики рассматривается в непосредственной связи со стратегическими целями предприятий и фирм. Главная ее задача - достижение с малыми затратами максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке, повышение в нем своей доли и получение преимущества перед конкурентами.
Логистика привела к пересмотру устоявшегося представления не только о сфере обращения, но и, в целом, общественного производства. Логистический подход главным предполагает не разбиение общественного производства на стадии и фазы, не обособление и определение места каждой из них, а представление всего общественного производства, взятого в целом, в виде единой, неделимой и взаимосвязанной системы. Основой функционирования такой системы стал конечный результат производства, как количественный, так и качественный.
Эффективная рыночная стратегия основана на связях между фирмой, потребителем и конкурентом (рис. 1.1).
Как правило с повышением объема производства товаров их себестоимость снижается, а эффективность производства повышается. Однако в условиях перенасыщения рынка товарами достижение прибыльности деятельности фирм путем ориентации на увеличение объемов продаж нереально. Чтобы продать товар, необходимо выделить его из подобных себе, придать ему дополнительные свойства, в наибольшей мере отвечающие запросам потребителя.
Рис. 1.1. Связь между фирмой, потребителем и конкурентом
Этому способствует стратегия сегментации рынка. Мощным средством придания товару дополнительных потребительских свойств является обслуживание (в процессе доставки товара, послепродажное и т. д.), так как рынок становится более требовательным к качеству обслуживания.
Логистика может способствовать достижению конкурентных преимуществ как в производстве (через рациональное использование имеющихся мощностей, совершенствование текущего планирования, сокращение запасов, кооперацию, интеграцию и т. д.), так и в обслуживании (совершенствование торгового обслуживания, прогрессивная стратегия распределения товаров, более полное удовлетворение нужд и запросов потребителя и т. д.). Поэтому одна из главных задач логистики - координация всей деятельности, необходимой для достижения желаемого уровня обслуживания и качества поставок при возможно более низком уровне затрат или путем управления материальными и информационными потоками в сфере производства и потребления продукции.
Логистика является классическим примером использования системного подхода к проблемам бизнеса. Системный подход к деятельности компании указывает, что цели компании могут быть реализованы путем признания взаимосвязи и взаимозависимости основных функциональных областей деятельности (маркетинг, производство, транспорт, финансы и т. д.).
Важным аспектом логистики является безусловное выполнение требований потребителя. Логистика играет существенную роль в удовлетворении потребителя. Все больше компаний начи-
нают понимать важность оптимального уровня качества не только в процессе производства продукции, но и на всех стадиях деятельности компании.
Система - набор взаимодействующих элементов, переменных, частей, функционально связанных друг с другом и формирующих последовательную группу. Если измерять эффективность величиной затрат, то отдельная часть системы не может функционировать при минимальных затратах, так как должна способствовать общей эффективности системы. Решение о виде и характере перевозки должно приниматься с учетом наличия запаса, складирования, упаковки, затаривания и т. д., так, чтобы была оптимизирована система в целом, а не только одна из подсистем. Общим принципом концепции системного подхода является сосредоточенность не на отдельных переменных, а на исследовании их взаимодействия в целом. Цель логистики состоит в том, чтобы эффективно использовать систему в целом, а не отдельные части, при максимальном удовлетворении спроса.
В общем случае предсказание сбыта является входной информацией системы логистики. Основной мотив применения концепции логистики - способность обеспечить интегрированный подход к деятельности компаний.
Системность в логистике означает, во-первых, то, что все участники товародвижения рассматриваются как части единого целого, а сам процесс - как комплексная проблема; во-вторых, связи между всеми участниками соответствующим образом организованы и сопряжены с технологией процесса товародвижения; и, в-третьих, системность является необходимым условием получения внеотрас-левого (синергического или интегрального) эффекта.
Значению и необходимости сопряженности производства с предшествующими и завершающими стадиями на уровне предприятий не уделялось должного внимания.
Специалисты в области логистики пытаются найти и поддерживать оптимальный баланс (соотношение) затрат, запасов и качества обслуживания, для чего выполняются многовариантные расчеты. Принимается вариант, который приносит наибольшую прибыль фирме в целом.
Роль логистики состоит в постоянном использовании такого мощного фактора повышения производительности, как оптимизация управления. В ее задачи входят также выявление и учет техно-
логических изменений, нарушающих оптимальное управление в каждый конкретный момент времени.
Необходимо знать принципы логистики в связи с тем, что:
политика ценообразования на товары и услуги во многом связана с издержками в сферах производства и обращения (расходы на поддержание запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, их складирование, экспедирование, перевозку, реализацию и т. д.);
управленцы (менеджеры) фирм и компаний без достаточных знаний в области организации и управления материальными и информационными потоками не могут принимать оптимальные решения и выбирать среди альтернативных оптимальные варианты;
логистика является методологическим инструментом бизнеса. Фирмы и компании, не пользующиеся этим инструментом, проигрывают в конкурентной борьбе.
К основным принципам логистики, кроме рассмотренной системности, относят:
комплексность - координация всех действий, централизованный контроль выполнения поставленных задач, сотрудничество с внешними партнерами и наличие прочных связей между подразделениями внутри фирмы;
научность - признание приоритетности квалификации и знаний у сотрудников фирмы и следование современным взглядам и научным разработкам;
конкретность - четкое определение конечного результата и соответствие его установленным требованиям, оптимизация деятельности согласно выявленным критериям;
конструктивность - четкое слежение за изменениями в состоянии объекта управления, оперативная корректировка операций материально-технического обеспечения и продвижения товаров;
надежность - обеспечение безотказности и безопасности перемещения материальных ресурсов, создание резервных коммуникаций, наличие быстрого и качественного поступления информации;
альтернативность - разработка нескольких вариантов течения процесса или деятельности и выбор среди возможных наилучшего оптимального или рационального.
Логистическая деятельность - особая управленческая деятельность (управление потоков), так как каждый хозяйственник есть и продавец, и покупатель, управляющий своим потоковым
процессом - от закупок ресурсов до сбыта товаров и услуг. Менеджеры логистики решают задачи сквозной оптимизации потоковых процессов - от закупок исходных ресурсов до сбыта товаров и услуг фирмы. Происходит интеграция внутренних процессов с внешней средой: поставщиками и посредниками, между фирмой и потребителями продукции. Должна быть гибкая оперативная подстройка производства к постоянно изменяющемуся спросу на рынке производимого продукта.
Успешное управление требует тщательной координации действий перемещения и хранения. Становится все более очевидным наличие связей между такими элементами системы логистики, как перевозка, запас, складирование и т. д.
Применение системного подхода и компромиссов при принятии решений привело к выполнению логистикой новых функций. По сравнению с традиционной системой материально-технического снабжения логистика выполняет координационные функции, влияя на разработку стратегии фирм и на создание новых конкурентных преимуществ. Это такие функции как «способы и методы координации отношений фирмы с ее партнерами», «средство и методы координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения», «способ организации деятельности предприятий, объединяющий усилия различных подразделений, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов».
Логистический подход внес серьезные изменения в оценку сферы обращения, определив понимание того, что резервы в собственно производстве к настоящему времени практически исчерпаны и их следует искать в совершенствовании сферы обращения. Это подтверждает практика работы ряда фирм в промышленно развитых странах, где более 40 % прибыли получают за счет реализации резервов именно в сфере обращения. В этих странах 20 % и более НВП приходится на издержки, связанные с товародвижением. По временным затратам только 2 % приходится на собственно производство и 98 % времени на перемещение от первичного источника сырья и материалов до конечного потребителя готовой продукции.
Логистика требует кардинального обновления техники и технологии, организационной перестройки всей сферы обращения. Так применение логистических методов позволяет изготовителю ис-
пользовать следующие основные подходы в области организации товародвижения:
поддержание на достаточно высоком уровне запасов готовой продукции в ш4ироком ассортименте. При необходимости размещение части этих запасов в местах потребления;
использование широкого параметрического ряда тары, позволяющей интенсифицировать процесс формирования различных партий поставки товаров;
использование таких транспортных средств, которые позволяют формировать небольшие партии отправки товаров и обеспечивать высокую скорость их доставки;
использование разнообразных каналов связи при получении и передаче информации для эффективного управления товародвижением;
автоматизация технологии маркировки производимой продукции и контроля ее движения вплоть до места потребления;
создание самостоятельных подразделений, целиком специализированных на выполнении функций организации и осуществления товародвижения;
обращение к услугам независимых торговых посредников, выступающих, с одной стороны, в роли покупателей всей или части производимой продукции и с другой - ее поставщиков непосредственным потребителям.
Тем самым образуется логистическая цепь «изготовитель -торговое предприятие (посредник) - потребитель», опосредуемая транспортом и другими звеньями рыночной инфраструктуры.
Рыночная экономика требует развития рыночной инфраструктуры. В России в связи с отставанием развития сферы обращения она оказалась не в состоянии удовлетворить потребности общества. Поэтому экономика развивается неэффективно, так как административно-командная система разрушена, а рыночный механизм не налажен.
Процесс создания рыночной инфраструктуры в нашей стране, хотя и не регулируется должным образом ни федеральными ни региональными властями, идет достаточно быстро, т. е. приоритет в развитии имеет сфера обращения, и она начинает диктовать производству: где, что, сколько, когда, по какой цене производить, кому и где все это продавать. Логистика ускоряет, упрощает
и удешевляет поиски ответов на эти вопросы и практическое воплощение решения поставленной задачи.
По мнению многих западных специалистов, принципы логистики не являются каким-то открытием или поворотным моментом. Они вполне естественны и просты. Тем не менее руководители предприятий и фирм не всегда считаются с их смыслом и не все убеждены (а иногда просто не знают) о том, что следование этим принципам должно стать непреложным правилом в деятельности предприятий. Однако сама жизнь показывает, что предприятия, пренебрегающие принципами логистики, как правило, обладают меньшей конкурентоспособностью и меньшим потенциалом для увеличения прибыли.
ВЫВОДЫ
1. Логистический подход главным предполагает не разбиение общественного производства на стадии и фазы, а представление всего общественного производства, взятого в целом, в виде единой, неделимой и взаимосвязанной системы.
2. Главной задачей такой системы является достижение при возможно малых затратах максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке (в широком смысле), повышение в нем своей доли и получение преимущества перед конкурентами, что обеспечивается координацией всей деятельности.
3. Основной функцией системы становится конечный результат, как количественный, так и качественный. Важным аспектом логистики является безусловное выполнение требований потребителя.
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль сферы обращения до и после применения
логистических принципов?
2. В чем состоит главная задача логистики?
3. Что такое «логистическая деятельность» и «логистический подход»?
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ
2.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ
Термин «логистика» используется с давних пор, однако до недавнего времени этот термин в нашей стране был известен лишь узкому кругу ученых и специалистов в области математической логики и философии.
Греческое по происхождению слово «логистика» имеется во всех основных европейских языках. Например, на английском языке слово «логистика» будет выглядеть как Logistik, на французском -logistique, на итальянском и испанском - logistica. Однако значение этого термина в разные времена было разным. В древней Греции это слово обозначало искусство рассуждения, в Римской империи - правила распределения продовольствия. В Византии в 865-912 гг. н. э., логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.
Г. Лейбниц (1646-1716) применял термин «логистика» в значении «математическая логика».
В начале XIX века получили известность труды по логистике военного специалиста А. Жомини, который трактовал логистику, как военную науку, применительно к организации снабжения и тыловому обеспечению фронта. После того как Наполеон Бонапарт использовал логистику в своих полководческих расчетах, она прочно вошла в арсенал военных наук, а с середины XIX столетия начала быстро развиваться во всем мире.
Антуан Анри (в православии Генрих Вениаминович) Жомини -майор швейцарской армии, бригадный генерал наполеоновской, генерал от инфантерии российской - в течение полувека и до последнего дня (1799-1869) служил России. Многие принципы и правила, впервые сформулированные Жомини в качестве основы учения о войне и военном деле, вполне приемлемы и в других сферах
человеческой деятельности. Таков, например, главный принцип военной стратегии - сосредоточение решающих сил в решающем пункте в решающий момент; взаимосвязь прямых и непрямых действий. Большое значение он придавал военной логистике, считая ее искусством планирования, проведения военных маневров, обеспечения армии всем необходимым. Многие суждения современных логистов полностью отвечают идеям Жомини о координации, слаженности всех действий, обеспечивающих эффективные передвижения больших масс людей и материальных ресурсов с оптимальными издержками.
Широкое применение логистические подходы получили в период Второй мировой войны при организации взаимодействия между предприятиями военно-промышленного комплекса, транспортом и снабжением армии. В невоенной области логистика стала применяться значительно позднее.
С начала 90-х годов прошлого века термин «логистика» стали использовать не только в специальной литературе, но и в средствах массовой информации для обозначения нового направления в науке - теории и практике управления материальными и информационными потоками.
В качестве условных синонимов термина «логистика» в интересующем нас значении использовались такие: «управление материалами», «тотальное распределение», «физическое распределение» и др. Между прочим, последний термин использовался и используется параллельно с термином «логистика» и сегодня. Вот так он был определен Американской ассоциацией маркетинга еще в 1948 г.: «Физическое распределение - это грузопереработка и транспортировка товаров от места производства к месту потребления». Что касается определения логистики как науки, то первые попытки сформулировать такое определение относятся к концу 50-х и началу 60-х годов XX века. Эти формулировки неоднократно уточнялись и пересматривались. Приведем некоторые из них.
«Логистика - это планирование, реализация и контроль технологически и экономически эффективных процессов перемещения и складирования материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также передачи соответствующей информации от места производства к местам потребления в соответствии с интересами потребителей» (Американский совет проблем менеджмента, 1986 г.).
«Логистика - это управление и координация в рамках цепи: снабжение - производство - сбыт, включая выбор поставщика, организацию материального обеспечения производства, размещения заказов и доведение готовой продукции до потребителя по каналам распределения» (Британский институт проблем организации закупочной деятельности, 1990 г.).
«Логистика - это управление складированием и перемещением сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции от поставщика через фирму - продуцента к потребителям» («Copers and Lybrand» - крупная консалтинговая фирма Великобритании, оказывающая услуги в области логистики, 1989 г.).
В Европе ряд стран трактует логистику как науку об интеграции производственного и перевозочного процессов с их необходимым информационным обеспечением. Немецкие ученые считают логистику наукой о планировании, управлении и контроле за материальными и соответствующими им информационными потоками, циркулирующими между внешней средой и предприятием, а также внутри самого предприятия. Это определение логистики ставит во главу угла изучение информационных и материальных потоков. При этом очевидно, что рациональная организация потоков информации, умелая их компьютеризация, основанная на современных информационных технологиях, позволяет значительно повысить продвижение материальных ресурсов и их использование в производстве.
Одно из известных определений логистики означает способность гарантировать правильное изделие, в правильном количестве и правильном состоянии, в правильном месте, в правильное время, для правильного потребителя и по правильной стоимости.
Существуют и другие определения, предложенные отдельными научно-исследовательскими организациями, фирмами, специалистами в области кибернетики, менеджмента и др. Например, по мнению М. Е. Залмановой, логистика - это наука об организации и планировании обращения материальных ресурсов в общественном производстве (на всех его участках и этапах) и управлении этим процессом.
Е. А. Голиков определяет логистику как оптимизацию управления потоковыми (поточными) процессами, включающими движение вещества, информации и энергии, причем предлагает делить потоковый процесс на потоки ресурсов и товаров. Первые - физи-
ческое движение, вторые - условно-экономическое, когда к натуральным параметрам добавляется изменение форм стоимости (собственности). Все участники логистического процесса нацелены на общий конечный результат, не зависящий от существующих форм собственности на предприятиях.
О. А. Новиков отмечает, что логистика - это:
конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагаю-щим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;
наука о движении совокупности материальных, информационных, финансовых, кадровых потоков в системе рыночных отношений;
методология управления процессом перемещения и хранения в сфере заготовки сырья и материалов, доведения их до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки, доставки готовой продукции до потребителя;
системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и кадровых ресурсов в категориях потоков и запасов;
алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых на всех стадиях воспроизводственного процесса (материально-техническое обеспечение, производство, сбыт);
функциональный менеджмент в системе управления предпринимательской фирмой;
вид предпринимательской деятельности, специализирующийся на закупке, хранении и доставке продукции потребителю (осуществление комплекса транспортно-складских услуг).
А. Н. Родников определяет логистику как науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Более лаконично определение логистики В. И. Сергеева - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, связанных с ними потоков информации и финансовых средств в опреде-
ленной системе (микро или макро) соответственно с поставленной перед нею целью.
Отсутствие единства в определении понятия «логистика» говорит о том, что логистика как наука находится все еще в стадии становления.
Основными объектами исследования в логистике являются:
материальный поток;
информационный поток;
финансовый поток;
логистическая операция;
логистическая функция;
логистическая цепь;
канал;
сеть;
система;
логистические издержки.
Кратко охарактеризуем каждый из приведенных терминов. По необходимости после термина на русском языке будем давать его международный эквивалент на английском языке.
2.2. ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ
Материальные потоки
Рассмотрим основной объект исследования логистики - материальный поток. В термине «материальный поток» используются два слова «материальный» и «поток». Для лучшего понимания этого словосочетания постараемся раскрыть смысл каждого из входящих в него слов.
Слово «материальный» характеризует явление или предмет с точки зрения их вещественности, осязаемости, возможности трогать руками, передавать из рук в руки, укладывать или перекладывать с места на место и др. Материальность означает наличие количества предметов, их массы, объема, площади. Описание предметов и вещей с этих позиций привело к формированию словосочетания «материальные ресурсы». К ним обычно относят: сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, детали и узлы. К материальным ресурсам относят также полезные ископаемые, природные ресурсы (воду, воздух, землю, космическое пространство). В последнее время к материальным ресурсам относят и информационные ресурсы, хранящиеся в памяти компьютеров.
Второе слово в анализируемом термине «поток» также используется очень широко для описания тех или иных явлений в различных областях знаний. Например, в физике - как поток электронов, поток «энергии» и др.; в психологии - поток сознания; в географии -поток воды; на транспорте - поток грузов, поток транспортных средств, поток пассажиров и др.