Понятие и место распределительной логистики. Задачи распределительной логистики

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;

распределяются материальные запасы между различными участками производства;

распределяются материальные потоки в процессе продажи и т.д.;

доведение товаров до потребителей.

Для того чтобы очертить границы распределительной логистики, рассмотрим схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии.

Распределительная логистика представляет собой ту часть логистики, которая интерпретирована в сферу распределения, иначе ее называют маркетинговой логистикой. Это словосочетание очень точно отражает особенности логистики на послепроизводственном этапе в современных условиях — этапе, на котором товары находятся в сфере внимания маркетинга — это звено:

Т' – Д'

Маркетинг и логистика не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Отличие заключается в том, что данный участок для маркетинга является приобретенным, в то время, как для логистики распределение рассматривается как составная часть более общего процесса — управления сквозным материальным потоком.

Маркетинг был востребован практикой в связи с возникшими трудностями со сбытом товаров, исторически в более ранний период, чем логистика.

Логистика дополняет и развивает маркетинг, увязывая потребителя, транспорт и поставщика в мобильную, согласованную систему с единой техникой и технологией.

Маркетинг отслеживает и определяет возникший спрос, то есть отвечает на вопросы: какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества. Логистика обеспечивает физическое продвижение востребованной товарной массы к потребителю. Кроме того, логистическая интеграция позволяет выполнить последнее, шестое, условие, то есть обеспечить поставку требуемого товара с минимальными затратами, так как себестоимость проходящего по цепи товара будет низкой только в том случае, если эта цепь логистически организована.

Маркетинг ставит задачу системного подхода к организации товародвижения: «При эффективной организации товародвижения каждый из этапов этого процесса должен планироваться как неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логически построенной общей системы». Однако методы технико-технологической интеграции всех участников процесса товародвижения является основным предметом изучения не маркетинга, а логистики.

Маркетинг нацелен на исследование рынка, рекламу, психологическое воздействие на покупателя и т.д. логистика в первую очередь нацелена на создание технико-технологически сопряженных систем проведения материалов по товаропроизводственным цепям, а также систем контроля за их прохождением.

Объект изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.

Процессы распределения можно рассматривать с позиции микро- и макрологистики.

Макрологистика является важнейшей составной частью макрологистической проблематики. На данном уровне требуется решить множество задач. Однако важнейшими из них являются две:

— определение оптимального количества распределительных центров и их размещение на обслуживаемой территории;

— формирование рациональных логистических цепей с целого производственного управления потоковыми процессами.

Предназначение микрологистики в сфере распределения состоит в обеспечении на локальном уровне планирования, организации, управления и контроля процессом перемещения готовой продукции, информации (финансовых потоков — денежной наличности и т. д.).

Логистика на данном уровне означает применение наиболее эффективных способов работы по физическому перемещению, основанных на достоверной, полной и актуальной информации, отражающей требования заказчиков.

На микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

— планирование процесса реализации;

— организация получения и обработки заказа;

— выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

19)Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик — потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. Состав задач распределительной логистики на микро- и на макроуровне различен.

На уровне предприятия, т. е. на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

• планирование процесса реализации;

• организация получения и обработки заказа;

• выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

• организация отгрузки продукции;

• организация доставки и контроль за транспортированием;

• организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

• выбор схемы распределения материального потока;

• определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

20) Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей

Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь (рис. 3). Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения, Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее – это выбор логистической цепи. Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Необходимость привлечения посредников при формировании логистических каналов и цепей обуславливается причинами:

1. Необходимость иметь в наличии определенных финансовых, материальных, квалификационных и др. ресурсов (чем выше требования к эффективности управления, тем больше средств и ресурсов может понадобиться).

2. Наличие знаний в области конъюнктуры рынка по структуре товарных потоков, методам реализации и способам распределения.

Логистическая цепь, в сущности, представляет собой путь движения товарного потока, проходящего нередко через многие юридически независимые структуры. На этом пути товарный поток не только трансформируется, но по отношению к нему может неоднократно меняться также право собственности.

Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.

Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне является наличие на рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала распределения, а затем и логической цепи, возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию опта.

21) Системный анализ - это методология уяснения (понимания) или упорядочения (структуризации) логистической проблемы.

Упорядочение - расположение элементов логистической системы в определенной последовательности в зависимости от некоторых их признаков.

Структура - частичное упорядочение элементов и отношений между ними по какому-либо одному признаку.

Систематизация - это объединение предметов или знаний о них путем установления существенных связей между ними, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов или правил.

Логистические проблемы системного анализа по структуризации различают по следующим признакам:

- ясность и осознанность постановки проблемы;

- степень детализации элементов логистической системы и их взаимосвязей;

- соотношение количественных и качественных показателей и факторов, выделяемых в постановке проблемы.

Таким образом, выделяют три класса логистических проблем:

- хорошо структуризованные, или количественно сформулированные;

- неструктуризованные, или качественно выраженные;

- слабо структуризованные, или смешанные, содержащие качественные и количественные показатели.

В качестве средства первичного упорядочивания может использоваться метод сценариев. Сценарий - преимущественно качественное описание возможных вариантов развития логистической системы при различных сочетаниях определенных условий.

Дерево целей - связной граф, вершины которого интерпретируются как цели, а ребра или дуги - как связи между целями.

Системный логистический анализ - это совокупность методов и средств выработки, принятия и обоснования решений при исследовании, создании и управлении логистическими системами.

Необходимо рассматривать логистические задачи не изолированно, а в комплексе, в единой системе. При этом необходимо учитывать многообразие различных факторов - технических, технологических, экономических, правовых, организационных и т.п.

Основные задачи системного анализа:

- правильно и с возможно большей четкостью сформулировать логистическую проблему, например, перевести ее из неструктурированного вида в слабо структурированный;

- собрать информацию по данной логистической проблеме для разработки комплекса мероприятий ее исследования и анализа;

- выявить назначение подсистемы, решающей проблему, с тем, чтобы определить ее состав и методы взаимодействия с другими подсистемами;

- разработать несколько вариантов развития логистической системы при различных условиях (факторах внутренней и внешней среды);

- выбрать оптимальный курс развития логистической системы;

- выявить основные цели развития логистической системы;

- выявить критерии эффективности функционирования логистической системы.

Кибернетический подход

Кибернетика– наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем. Кибернетический подход – исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, в которых исследователю доступна лишь их входная и выходная информация, а внутреннее устройство может быть и неизвестно).

У кибернетики и общей теории систем есть много общего, например, представление объекта исследования в виде системы, изучение структуры и функций систем, исследование проблем управления и др. Но в отличие от теории систем кибернетика практикует информационный подход к исследованию процессов управления, который выделяет и изучает в объектах исследования различные виды потоков информации, способы их обработки, анализа, преобразования, передачи и т.д. Под управлением в самом общем виде понимается процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационного воздействия, вырабатываемого человеком или устройством. Выделяют следующие задачи управления:
· задача целеполагания – определение требуемого состояния или поведения системы;
· задача стабилизации – удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий;
· задача выполнения программы – перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значения управляемых величин изменяются по известным детерминированным законам;
· задача слежения – обеспечение требуемого поведения системы в условиях, когда законы изменения управляемых величин неизвестны или изменяются;
· задача оптимизации – удержание или перевод системы в состояние с экстремальными значениями характеристик при заданных условиях и ограничениях.

Исследование операций

Эффективность производственно-коммерческой деятельности в значительной степени определяется качеством решений, повседневно принимаемым менеджерами разного уровня. В связи с этим большое значение приобретают задачи совершенствования процессов принятия логистических решений, решить которые позволяет исследование операций. Термин «исследование операций» впервые начал использоваться в 1939-1940 гг. в военной области. К этому времени военная техника и ее управление принципиально усложнилось вследствие научно-технической революции. И поэтому к началу Второй мировой войны возникла острая необходимость проведения научных исследований в области эффективного использования новой военной техники, количественной оценки и оптимизации принимаемых командованием решений. В послевоенный период успехи новой научной дисциплины были востребованы в мирных областях: в промышленности, предпринимательской и коммерческой деятельности, в государственных учреждениях, в учебных заведениях.

Исследование операций – этометодология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации.

Основной постулат исследования операций состоит в следующем: оптимальным решением (управлением) является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения. Предметом исследования операций в логистике являются задачи принятия оптимальных решений в логистической системе с управлением на основе оценки эффективности ее функционирования. Характерными понятиями исследования операций являются: модель, изменяемые переменные, ограничения, целевая функция.

24) Прогностика –(футурология) теория и практика прогнозирования, наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем.

Объект применения – логистические системы.

Предмет изучения – изменения логистической системы и окружающей ее внешней среды.

Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта (ЛС) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления.

Прогнозирование – процесс разработки прогнозов.

Основные термины и понятия прогностики:

Ø Целеполагание – это установление идеально предложенного результата деятельности (например, построение дерева целей);

Ø Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных средствах, преобразование информации о будущем в решения для целенаправленной деятельности.

Ø План – решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.

Ø Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

Ø Программа – решение относительно совокупности мероприятий, необходимых для реализации научно-технических, социальных, экономических и других проблем или аспектов в логистической системе.

Прогноз и план могут разрабатываться независимо друг от друга, но чтобы план был эффективным, оптимальным, ему должен предшествовать прогноз.

Различают два типа прогнозов:

Поисковый прогноз (исследовательский, трендовый, генетический)(как будет?) – определение возможных состояний объекта в будущем. Имеется в виду условное продолжение в будущее тенденций развития изучаемого объекта (ЛС) в прошлом и настоящем.

Нормативный прогноз (программный, целевой)(когда будет?) – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта (ЛС), принимаемых в качестве цели. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей.

Наши рекомендации