Роль и место человека в общественном производстве

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

П л а н

Роль и место человека в общественном производстве.

Рынок труда и особенности его функционирования.

3. Безработица: сущность, типы и социальные последствия.

Механизм государственного регулирования занятости.

О месте и роли человека в современном общественном производстве не спорят, оно очевидно. Человека можно рассматривать и со стороны факторов производства, и со стороны ресурсов производства, и со стороны потребителя готового продукта, и со стороны инициатора производства, и со стороны субъекта общественных отношений. Человек всегда был и остается важнейшей фигурой общественного производства, его личным фактором, капиталом и потенциалом.

Роль и место человека в общественном производстве

В современной экономической теории анализируется не просто роль и место человека в общественном производстве, а его содержание как субъекта производственных отношений, как носителя человеческого капитала и модулятора человеческого потенциала. Категории «человеческий фактор», «человеческий капитал» и человеческий потенциал» – стали предметом экономической теории, предметом политической экономии.

Под человеческим капиталом понимается совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека, употребляемых им в процессе участия в общественном производстве. Чем выше человеческий капитал, тем больше трудовые возможности работника, производительность и качество его труда, а также качество созданного продукта и услуги.

Человеческий потенциал – это совокупность знаний и навыков в их динамике, в развитии. Сегодня, по утверждению специалистов, мозг человека задействован всего лишь на 7%. Стало быть, развитию способностей человека нет границ. А с этим связано развитие воспроизводственных процессов. Уже сегодня в высокоразвитых странах обеспечивается до 85% прироста дохода именно на основе развития человеческого потенциала, который таким образом превращается в реальный человеческий капитал.

Понятия «человеческий капитал» и «человеческий потенциал» стали предметом исследования экономической теории под влиянием работы «Человеческий капитал» (1964) представителя современного институционализма Г.Беккера. Выдвинутая им концепция человеческого капитала стала основой всех современных исследований в этой области.

Беккер рассматривает появление человеческого капитала как результат инвестиционной деятельности домохозяйств, которые осуществляют капиталовложения в человеческий капитал, финансируя рождение и воспитание детей, охрану и улучшение их здоровья, получение образования и приобретение квалификации будущими носителями человеческого капитала. Кроме того, домохозяйства инвестируют крупные средства в повышение интеллектуального образовательного и квалификационного уровня участников общественного производства, поддержание их фонда здоровья, без которого невозможно использование человеческого капитала.

Подобно предпринимателям, домохозяйства сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от экономической целесообразности, принимается решение либо о продолжении, либо о прекращении учебы. Нормы отдачи служат регулятором распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, между системой просвещения в целом и остальной экономикой.

Помимо разработки теоретической модели, Беккер осуществил практический расчет экономической эффективности образования. Доход от высшего образования определяется как разность в пожизненных заработках между теми, кто окончил вуз и теми, кто не пошел дальше средней школы.

В состав издержек обучения входят прямые затраты – расходы, связанные с оплатой обучения, и косвенные, главным элементом которых признаются «потерянные заработки», т.е. заработки, недополученные студентами за годы учебы. Сопоставление выгод и издержек образования дало возможность подсчитать рентабельность вложений в человеческий капитал. По выкладкам Беккера, получалось, что в США отдача высшего образования на 10-15 % превышает показатели прибыльности большинства фирм.

Огромное теоретическое значение имело введенное Беккером различение между специальными и общими инвестициями в человека (и шире – между общими и специфическими ресурсами вообще). Специальная подготовка наделяет работников знаниями и навыками, представляющими интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В ходе общей подготовки работник приобретает знания и навыки, которые могут найти применение и на множестве других фирм. Общий человеческий капитал, как правило, производят особые «фирмы» (школы, колледжи, вузы), тогда как специальный предоставляется непосредственно на рабочих местах.

В рамках теории человеческого капитала получили объяснение такие проблемы как структура распределения личных доходов, возрастная динамика заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Благодаря теории Беккера, изменилось и отношение государства к затратам на образование. Инвестиции в образование и здоровье людей стали рассматриваться как источник экономического роста.

Современная Украина располагает достаточно высоким человеческим капиталом – важнейшим экономическим ресурсом и фактором экономического роста. По уровню грамотности и образования населения наша страна находится на уровне таких стран, как Япония, Германия и Италия, но значительно уступает им по индексу развития человеческого потенциала, который учитывает не только уровень образования, но и продолжительность жизни, уровень жизни, измеряемый показателем ВВП по паритету покупательной способности на душу населения. По показателю индекса человеческого развития в 2005 году Украина находилась на 78 месте из 177 возможных, что говорит о необходимости социально-экономических реформ в сфере создания и использования человеческого капитала и человеческого потенциала.

Наши рекомендации