Расчёт водоизмещения судна перед загрузкой
А. Для начальной посадки судна рассчитываются по формулам:
средняя осадка судна
(1.10)
дифферент судна:
d0= Тн0-Тк0 (1.11)
отношение дифферента судна к длине судна между перпендикулярами:
(1.12)
Подставляем значения величин и получим:
Тср 0=(-0,17+5,82)/2=2.825м
d0=-0,17-5,82=-5,99м
b0=5,99/173,94= -0,034
Б. С рассчитанным значением средней осадки судна Тср0 входим в "Грузовую шкалу" и путём линейной интерполяции определяем значения следующих величин для плотности пресной воды rпр.в =1.0 т/м3
водоизмещение судна для положения на ровный киль, которое равно:
0'=7000 т
число тонн на 1см осадки судна:
g0=29,19 т/см
которые исправляются поправкой на плотность морской воды в порту погрузки по формулам:
=((1,011-1)/1)*7000=77,0 т (1.13)
=((1,011-1)/1)*29,19=0,318 т/см (1.14)
Значение водоизмещения судна и числа m на 1 см осадки судна g0 с учетом поправок на плотность морской воды в порту погрузки рассчитываются по формулам:
= 7000+77,0=7077,0т(1.15)
= 29,19+0,318=29,508 т/см (1.16)
Подставим значения в формулы:
=77,0 т =0,318 т/см =7077,0 т =29,508 т/см
В. С рассчитанным значением средней осадки Тср.0. входим в "Кривые элементов теоретического чертежа судна" и путём линейной интерполяции определяем следующие 17 значений расчётных величин, которые сведены в таблицу 1.3.
Таблица 1.3 - Значения расчётных величин, снятых с «Кривых элементов теоретического чертежа»
№ п/п | Наименование величины | Усл. обозн. | Масштаб величины | Изм. значение | Знач. величины | Размер ность |
Аппликата центра величины судна | Zc | 0.2м | 7,3 | 1,46 | м | |
Объемное водоизмещение судна - теоретическое | Vt | 400 м3 | 18,2 | м3 | ||
Объемное водоизмещение судна с выступающими частями | Vвч | 400 м3 | 18,5 | м3 | ||
Весовое водоизмещение судна в морской воде (для r = 1.025 т/мз) | D | 400 т | 18,9 | т | ||
Дифферентирующий момент на 1см в морской воде (для r = 1.025 т/мз) | Mдиф | 10т*м | 25,3 | т м | ||
Площадь ватерлинии | Sвл | 100 м2 | 28,8 | м2 | ||
Продольный метацентрический радиус | R | 10м | 57,4 | м | ||
Поперечный метацентрический радиус | r | 0.2м | 66,8 | 13,36 | м | |
Абсцисса центра тяжести ватерлинии | Xf | 0.2м | 12,1 | 2,42 | м | |
Абсцисса центра тяжести судна | Xc | 0.2м | 12,3 | 2,46 | м | |
Продольный момент инерции ватерлинии | Iy | 200000 м4 | 21,3 | м4 | ||
Поперечный момент инерции ватерлинии | Ix | 5000 м4 | 20,6 | м4 | ||
Число тонн на 1см осадки | g | 2т/см | 14,8 | 29,6 | т/с | |
Коэффициент полноты площади мидель-шпангоута | b | 0,1 | 9,3 | 0,93 | ||
Коэффициент полноты площади грузовой ватерлинии | a | 0,1 | 7,3 | 0,73 | ||
Коэффициент общей полноты водоизмещения | d | 0,1 | 6,4 | 0,64 | ||
Коэффициент продольной полноты водоизмещения | j | 0,1 | 0,7 |
Г. Рассчитываем значение момента, дифферентующего судно на 1 см формуле:
= 253/100*2,825=0,896 т/см (1.17)
Д. По чертежу расположения марок углубления судна путем графических построений определяем:
отстояние носовой марки углубления судна от носового перпендикуляра:
9,5 м
отстояние кормовой марки углубления судна от кормового перпендикуляра:
4,3 м
Е. Рассчитываются поправки к водоизмещению судна Dо, определяемому по "грузовой шкале ":
на дифферент судна:
(1.18)
ΔDдиф =100*29,508*(-0,034)*(0,454+(0,896/2*29,508))=-47,64 т
на обводы корпуса судна в оконечностях:
(1.19)
ΔDотв=50*29,508*(-0,034)*(9,5-4,3)=-264,20 т
на изгиб корпуса судна в средней части:
(1.20)
ΔDизг=0,74*29,508*0,454= 9,91 т
где - стрелка прогиба корпуса судна в средней части, измеряемое в сантиметрах и рассчитывается по формуле:
(1.21)
fo=(2.74-2.825*((9,5-4,3)/2)*(-0.034))*100= 0,454 т
Водоизмещение судна с учётом поправок при начальной посадке:
(1.22)
Do=7077,0-47,64-264,20+9,91=6775,06 т
Ж. Положение центров величины судна Xсо и центра тяжести судна Xg с учётом дифферента судна при начальной посадке рассчитывается по формуле:
центра величины судна:
=2,46+(-0,0344)*574=-17,31 м (1.23)
центра тяжести судна:
=-17,31-(10,85-1,46)*(-0,0344)=-16,98 м (1.24)
З. По значению осадки судна в полном грузу по летнюю грузовую марку входят в "Грузовую школу " и путём линейной интерполяции определяем значение следующих величин для плотности пресной воды (r=1,0 т/м3);
водоизмещение судна в полном грузу по летнюю грузовую марку: 29700 т
дедвейт судна в полном грузу на летнюю грузовую марку: 22700 т
число тонн на 1 см осадки судна по летнюю грузовую марку: 34,50 т/см
Эти величины корректируются с учётом поправки на плотность морской воды в порту погрузки: = 29700*((1,011-1)/1)=323,1 т (1.25)
= 22700*((1,011-1)/1)=247,0 т (1.26)
= 34,50*((1,011-1)/1)=0,375 т/см (1.27)
Значения водоизмещения судна - Dгр, дейдвейта судна DWгр и числа тонн на 1 см осадки - gгр в полном грузу по летнюю грузовую марку с учетом поправок на плотность морской воды в порту погрузки рассчитываются:
=29700+321,1=30023,1 т (1.28)
=22700+247,0=22947,0 т (1.29)
= 34,50+0,375=34,857 т/см (1.30)
И. Величина значения чистой грузоподъёмности судна на заданный рейс рассчитывается:
=30023,1-(7077,0+2869,2)=20378,89 т (1.31)
полученное значение чистой грузоподъёмности судна сравнивается с массой перевозимого груза на заданный рейс:
20378,89 т>15200 т(1.32)