Материалы, используемые для производства изделий народных художественных промыслов и сувениров

Для изготовления изделий народных художественных промыслов и сувениров применяют различные матери­алы:

- металлы (черные, цветные) и их сплавы;

- камни (натуральные, искусственные);

- пластические массы;

- де­рево;

- папье-маше;

- рог, кость и их сочетания;

- керамику и стекло;

- кожу, ткани, нитки;

- и другие.

К черным металлам относятся железо и его сплавы — чугун и сталь, к цветным — все остальные металлы. Из цветных металлов наибольшее распространение получи­ли медь и ее сплавы (мельхиор, нейзильбер, томпак и др.), алюминий и выделенные в особую подгруппу бла­городные металлы: серебро, золото, платина, палладий, и их сплавы. Используют также цинк, олово — для по­лучения сплавов и припоев, хром — для улучшения внешнего вида изделий, защиты от коррозии и исти­рания.

В производстве изделий народных художественных промыслов и сувениров используют в основном камни поделочные, искусственные, а также камни органического происхождения и перламутр.

Пластические массы – это материалы, полученные на основе искусственных или природных высокомолекулярных соединений, способные под влиянием температуры и дваления принимать, сохранять различную форму. Основные совйства большинства пластмасс, которые обусловливают применение их в производстве художественных изделий и сувениров следующие:

- высокая механическая прочность;

- большая светостойкость;

- химическая стойкость;

- высокая пластичность;

- окрашиваемость в различные цвета;

- прозрачность;

- имитация под самоцветы.

Наибольшее применение в изготовлении художественных изделий получили полистирол и акрилат (органическое стекло).

Дерево – традиционный материал декоративного искусства – находит место в производстве скульптур, украшений, художественных изделий бытового назначения, игрушек.

Для изготовления художественных изделий применяются различные породы древесины, хорошо поддающиеся обработке – резьбе, строганию, точению, выпиливанию и отделке – шлифованию, полировке, росписи и др. Наибольшее распространение получила древесина из мягких лиственных пород: липы, березы, ольхи, осины и др.; реже используют древесину хвойных пород – сосны, ели.

От свойств древесины во многом зависят свойства го­товых изделий, поэтому при выборе древесины большое значение имеет принадлежность ее к лиственным или хвойным породам. Принимаются во внимание также художественные особенности текстуры дерева, природные изгибы ствола, строение сучков.

Для выработки художественных изделий применяют­ся также кора березы - береста, наросты на стволах деревьев (березы, ореха и др.) - кап и на корнях - капо-корешок.

Папье-маше представляет собой древесный картон спе­циальной выделки. Лучшей древесиной для производства папье-маше считается липа. Иногда используют ель, оль­ху и кипарис.

Папье-маше обладает очень высокой твердостью, на­поминая этим самшит. После соответствующей обработ­ки поверхность изделия из папье-маше приобретает кра­сивый лакированный вид, вследствие чего изделия из папье-маше иногда называют лаковыми.

Применяется папье-маше при изготовлении различ­ных изделий с лаковой живописью — шкатулок, портси­гаров, коробок, чернильных приборов, бюваров, обло­жек для записных книжек и т. д.

Лаки - это растворы твердых или жидких пленкообразующих веществ в летучих (испаряющихся) растворите­лях. Основное свойство лаков - способность образовы­вать (при нанесении тонким слоем и после высыхания) твердые, прозрачные, глянцевые или матовые, бесцвет­ные или окрашенные пленки.

Нанесенная на живописную поверхность изделия ла­ковая пленка придает изделию красивый блеск, усили­вает оптический эффект живописно-красочного слоя кар­тины, а также предохраняет поверхность изделия от вла­ги, пыли и преждевременного разрушения.

Применяют лаки при изготовлении изделий из папье-маше с миниатюрной живописью и большинства изделий из дерева и металла.

Кость — ценный поделочный материал для изготовле­ния различных художественных изделий. Для производ­ства художественных изделий и сувениров используют кость мамонтовую, моржовую и трубчатую кость крупных рогатых животных. Изделия из мамонтовой кости имеют желтоватый оттенок, из клыков моржей (моржо­вая кость) - слегка зеленоватые, а изделия из кости крупного рогатого скота - белые.

Применяется кость для выполнения различных скульптурных изделий ажурной, рельефной и объемной резыбой, для изготовления украшений.

Рог обладает ценными свойствами. При нагревании он размягчается и под давлением ему можно придать нуж­ную форму. Кроме того, роговое вещество хорошо окра­шивается в различные цвета. Для изготовления художественных изделий рог используется целиком, частями или отдельными распиленными и подобранными по цвету пластинками, предварительно подогретыми и выгнутыми в еоответствии с разработанной композицией изделия. Рог - хороший материал для изготовления методом ажурной, рельефной и объемной резьбы различных мел­ких скульптурных изделий и всевозможных художествен­ных декоративных украшений.

Встречаются изделия, изготовленные из рога в соче­тании с костью и другими материалами.

Керамикой (от греческого «керамос» — глина) называют изделия из глиняных материалов и кварцевого песка, полученные обжигом при высокой температуре. Для производства художественных изделий (скульптур ма­лых форм, посуды, игрушек) широкое распространение с давних пор получили различные виды керамики:

- с по­ристым черепком - терракота, гончарная керамика, майолика, фаянс;

- с плотным черепком фарфор.

Терракота (от итальянского слова, означающего - земля жженая) - представляет собой изделия с пори­стым черепком из красной или желтой обожженной гли­ны, н политой глазурью.

Гончарная керамика (от слова «горн» - печь для обжига) - это изделия из цветной глины, полностью или частично покрытые прозрачной свинцовой глазурьк).

Майолика (от названия острова Майорка) - изде­лия из белой или цветной обожженной глины, с крупно­пористым черепком, как правило, с рельефными укра­шениями, покрытые приглушенными цветными глазуря­ми, которые обычно называются эмалями. В Киевской Руси майолика была известна еще в X-XI вв., но с на­шествием монголов это искусство было забыто и расцве­ло вновь лишь в XIV-XV вв. в Италии.

Фаянс (от итальянского города Фаенцы) - изделия с белым пористым непросвечивающим черепком, покры­тые бесцветной глазурью. В России фаянс появился в XVIII в., в Европе - в XV-XVI вв.

Фарфор - относится к наиболее совершенной груп­пе керамических изделий. Изделия из фарфора имеют белый спекшийся, непроницаемый для воды черепок, просвечивающий в тонких слоях; покрыты тонким слоем бесцветной глазури. При легком ударе по краю издают мелодичный звук. В Европе и России фарфор стали из­готовлять лишь в начале XVIII в. В Европе его открыл немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бетхер в 1709 г. В России это сделал ученый-химик Д. И. Виноградов (.сов­ременник и друг М. В. Ломоносова).

Стекло представляет собой аморфно-кристаллическое ве­щество, получаемое варкой (плавлением) кварцевого песка с другими составляющими (обычно содой, изве­стняком и др.). Стекло обладает высокой прозрачностью, твердостью, химической устойчивостью, хрупкостью. Прозрачность, способность принимать всевозможную, зачастую на редкость красивую, окраску и техническая возможность придавать изделиям почти бесконечно разнообразные формы позволяют мастерам и художникам создавать из стекла выдающиеся художественные про­изведения

Стекло издавна использовалось для производства ху­дожественных изделий. На Руси много веков назад уже носили стеклянные бусы. В Новгороде Великом и Киеве мастера изготовляли браслеты из цветного стекла.

В настоящее время стекло широко применяется для производства художественной посуды, призовых кубков и сувенирно-подарочных изделий. Чаще всего для про­изводства художественных изделий и сувениров из стек­ла используют хрусталь. Хрусталь - это силикатное стекло, в состав которого входят в значи­тельных количествах окись свинца, окись калия и др.

Изделия из хрустального стекла обладают большой прозрачностью, высокими показателями светопреломле­ния и светорассеивания, блестящей поверхностью, мягко­стью (легко поддаются обработке - нанесению граней), высоким удельным весом, красивым мелодичным, долго не смолкающим звоном при легком ударе по краю или соприкосновении двух хрустальных изделий. Все это обусловливает широкое применение хрустального стекла для производства различных высокохудожественных из­делий.

Кожа. Для производства художественных изделий ис­пользуется кожа высококачественного хромового или растительного дубления, а также лицевая лайка, ворсо­вая замша, кожа обувная.

Ткани. Ткани применяют при изготовлении художе­ственных изделий с вышивкой и с росписью тканей. Ис­пользуют хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые ткани из натуральных, искусственных и син­тетических волокон.

Нитки. Нитки — это пряжа, Скрученная в несколько сложений. Для изготовления художественных изделий применяют нитки хлопчатобумажные, льняные, шелко­вые и др. По назначению нитки делятся на швейные, штопальные, вышивальные и вязальные. Нитки швейные различаются по номерам. К -ниткам вышивальным отно­сятся мулине, вышивальная бумага; особую группу пред­ставляют нитки для вышивания -золотошвейных изделий. К ниткам для -вязания относятся кроше (для вязания крючком), ирис (для вязания кружев).

Наши рекомендации