Основы эксплуатации котельных установок
Эксплуатация котельного агрегата заключается в следующем: в растопке и остановке агрегата, в контроле за работой котельного агрегата и управлением им, выборе оптимальных .режимов работы и наивыгоднейшего распределения нагрузок, соблюдении правил технической и безопасной эксплуатации, в организации ремонтов, профилактике аварий и т. д. Современный котельный агрегат требует самого тщательного контроля и безошибочного управления. Задачей контроля н управления является обеспечение в каждый момент требуемой паропроизводительности или теплопроизводительности и заданных параметрах пара и воды при надежной и экономичной работе агрегата. Производительность является основным показателем работы котельной установки.
Подготовка котла к работе. Перед растопкой проверяют исправность котла и готовность его к пуску, для чего производят тщательный внутренний (если котел открыт) и наружный осмотр агрегата. Проверяют исправность всей арматуры, взрывных клапанов, плотность закрытия лазов и люков, готовность к пуску дымососов и вентиляторов опробованием их работы и пр. После этого открывают воздушные краны на котле и экономайзере или приподнимают предохранительный клапан для выпуска воздуха. Далее открывают питательный клапан, и котел заполняют водой. Заполнениекотла водой производится через экономайзер (если он имеется), при этом воздушный кран или предохранительный клапан на экономайзере должны быть открыты; при появлении в них воды их закрывают.
Котел заполняют водой надлежащего качества при температуре ее в пределах 50–90°С. Неравномерное прогревание или охлаждение котла может вызвать термические деформации. Заполняют котел медленно (1–2 ч) до наинизшей отметки водоуказательного стекла с учетом того, что уровень воды при нагреве ее повысится. Затем начинают растопку котла: выжигают слой топлива на решетке,растопочные мазутные форсунки илигазовыегорелки. Одновременно ведут наблюдение за плотностью котла и отсутствиемутечек по уровню воды в водоуказательном стекле. Растопку котла вначале производят при слегка приоткрытом шибере за котлом (без дымососа) без вентилятора, затемвключают вентилятор и увеличивают тягу.
Перед растопкой газоходыкотла необходимопровентилировать естественной тягой иливключением дымососа в течение 5–15 мин, более длительно–при газообразном топливе и мазуте.
При установке некипящего и группового экономайзера газы пропускают помимо него через обводной дымоход; при отсутствии последнего через экономайзер непрерывно прокачивают воду; температура воды по выходе из экономайзера не должна превышать 60 °С. Для предотвращения коррозии воздухоподогревателя вентиляторы включают придостижении температуры газов за воздухоподогревателем не менее 120°С или воздух пропускают помимо него. Быстрый нагрев котла при растопке вызывает неравномерное расширение поверхностей нагрева, что часто является основной причиной разрушения вальцовочных и других соединений. Поэтому растопку производят втечение 2–4 ч.
При давлении в котле на 0,02–0,05 МПа ниже давления в общем паропроводе (магистрали) медленно и осторожно открывают паровой вентиль (задвижку) на барабане котла или на пароперегревателе (при наличии его) и соединяют котел с паропроводом; После включения котла в паропровод снова тщательно проверяют состояние всего агрегата и его арматуры. Затем закрывают дренажный вентиль пароперегревателя. При снижения уровня воды в котле начинают питать его водой. Закрывают обводной дымоход и направляют газы через экономайзер или воздухоподогреватель. Таким образом, котлоагрегат переводят на рабочий режим.
Обслуживание котла во время работы сводится к поддержанию нормального режима, который обеспечивает наибольшую выработку пара заданных параметров при наименьших затратах топлива в условиях безопасной и надежной работы котельного агрегата.
Остановка котла можетбыть плановой,кратковременнойи аварийной. Плановую(полную) остановку котла производят по графику в определенной последовательности. Прекращается подача топлива, в слоевой топке дожигаются его остатки на решетке, прекращается подачавоздуха (останавливается вентилятор), в течение 10мин вентилируются газоходы; затем останавливаются дымососы и закрывается шибер за котлом. После прекрашения горения в топке н выработки пара котел отключаютот паровой магистрали и открывают продувку пароперегревателя.на 30–50мин для его охлаждения.Затем очищают топку от остатков топлива, золы и шлака, разгружают золовые бункера. Во время остановки котла непрерывно наблюдают за уровнем воды в котле и его питанием. После отключения котла от паровой магистрали его подпитывают до допустимого верхнего предела. В течение 4–6 чкотел медленно остывает, при этом топочные дверцы и шибер закотлом должны быть закрыты.
Кратковременнаяостановка котельного агрегата может быть вызвана нарушениемего нормальной работы вследствие неисправности оборудованияили по другим причинам, которыемогут вызвать аварию. Последовательность операций и этих случаяхтакая же,как и при плановой остановке котла. После отключения котла от паровой магистрали и открытия продувки пароперегревателя, ведут наблюдения за манометром, водоуказательным прибором и общим состоянием топки и котла.
Аварийнаяостановка котлоагрегата может быть в следующих случаях:
- при повышении давления пара в котле сверх допустимого (несмотря на уменьшение подачи топлива, дутья и тяги и усиленное питание водой);
- при утечке водыи переполнении котла водой;
- при выходе из строя обоих предохранительныхклапанов;
- вследствие неисправности манометра и всех водоуказательных приборов;
- при выходе из строя всех питательных насосов и прекращении питания котла водой;
- при наличии существенных повреждений элементов котла (разрыве трубы, появлении трещин, выпучины, течи и т.п.);
- при обнаружении ненормальностей в работе котла (ударов, стуков, шума, вибрации);
- при разрушении кладки, разогрев до красна каркаса, обшивки котла;
- при возникновении пожара, угрожающего котлу.
При аварийной остановке котел немедленно отключают от главной паровой магистрали, прекращают подачу топлива и воздуха, резко снижают тягу; горящее топливо в слоевых топках немедленно удаляют или осторожно заливают водой.