Сущность и источники образования валового дохода предприятий и показатели, его характеризующие
Валовой доход (ВД) торговых предприятий в экономическом смысле – это выручка от основной деятельности (реализация товаров и услуг), а также доходы, получаемые помимо основной деятельности, из других источников.
Основная деятельность торговых предприятий – это услуги по обеспечению товарного обращения и доведению товаров от производителей до потребителей. Следовательно, основной источник валовых доходов торговых предприятий представляет собой общую сумму выручки от реализации посреднических услуг как разницы между покупной ценой и товарооборотом, а также доходов от других хозяйственных операций, непосредственно не связанных с продажей товаров.
Для торговли валовый доход – это источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом и формирование прибыли. В новых условиях хозяйственной самостоятельности, самофинансирования необходимо, чтобы размер валовых доходов торговых предприятий превышал затраты, требуемые для выполнения им своих функций. Другими словами, валовый доход является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования торговых предприятий.
Валовый доход торговых предприятий складывается из валовых доходов от реализации товаров (основной источник) и из внереализационных источников. В свою очередь валовый доход от основной деятельности предприятий торговли формируется из следующих источников:
♦ Валовый доход от реализации и отпуска товаров, готовой продукции, работ и услуг.
♦ Доходы от неторговой деятельности: производства; реализации работ и услуг по бытовому обслуживанию, коммунальному хозяйству.
♦ Доходы от операций с тарой.
♦ Возмещение из бюджета плановых затрат на закупку, перевозку, хранение, переработку продовольственной и плодоовощной продукции, превышающих розничные цены (в предусмотренных случаях, по дотационным товарам).
♦ Другие доходы.
Внереализационными источниками получения доходов являются:
♦ Поступление ранее списанных долгов и дебиторской задолженности.
♦ Продажа неиспользованных основных фондов и малоценного инвентаря.
♦ Доходы от сдачи в аренду временно неиспользуемого оборудования, транспорта, торговых и складских помещений.
♦ Излишки ТМЦ.
♦ Полученные штрафы, пени, неустойки.
♦ Прочие доходы.
Основным из перечисленных источников является доход от реализации, который складывается из торговых надбавок и цене закупленных товаров: его доля составляет примерно 80-85% в общем объем всех доходов торговых предприятий.
Современные принципы и методы формирования торговых надбавок сложились в результате длительного развития рыночных отношений между производителями товаров, оптовой торговлей и розничной. Выделяют несколько этапов развития этих отношений.
На первом этапе господствующее положение в системе ценообразования занимали производители товаров. Они устанавливали торговые скидки оптовым и розничным торговцам через механизм отпускных (прейскурантных) цен. Более высокий уровень торговых скидок предоставлялся предприятиям розничной торговли, имевшим более высокий уровень издержек обращения. Сравнительно высокий уровень скидок устанавливался крупным предприятиям оптовой торговли, занимавшим устойчивое положение на рынке. В условиях умеренной конкуренции на рынке производителям с помощью жесткого механизма ценообразования удавалось поддерживать необходимый уровень заинтересованности оптовых и розничных торговых предприятий в продвижении товаров до конечных потребителей.
На втором этапе, по мере насыщения рынка и обострения сбыта товаров, складывались условия для дифференциации оптово-посреднических услуг и торговых скидок. Расширение ассортимента на предприятиях оптовой торговли сопровождалось повышением уровня торговых скидок, что способствовало активизации оптово-посреднических звеньев в продвижении товаров до розничных торговых предприятий. Оптовым покупателям стали увеличивать скидки в зависимости от величины заказа или поставляемой партии товаров. Более гибкими стали формы кредитования расчетов за поставляемые товары.
Повышение уровня конкуренции на рынке оптово-посреднических услуг привело к существенному снижению роли, а затем и к вытеснению из расчетов прейскурантных цен и торговых скидок, устанавливаемых производителями, возросла роль разницы между розничными и оптовыми ценами – торговой наценки, определяемой торговыми предприятиями. Постепенно к ним перешла доминирующая роль в ценообразовании. В этих условиях появляются новые критерии оценки коммерческой деятельности в торговле. Для предприятий торговли основой эффективной работы становится не объем товарооборота, а сумма торговой наценки, являющаяся основным источником дохода и прибыли.
Главным в хозяйственных взаимоотношениях производителей и предприятий оптовой и розничной торговли становится договорная цена. Предварительная (базисная) договорная цена складывается из следующих составляющих:
♦ Цена товара.
♦ Материальные затраты.
♦ Налоги.
♦ Заработная плата.
♦ Средства на развитие производства и сбыта.
♦ Средства на рекламу и другие методы стимулирования продаж.
♦ Свободный остаток, за счет которого может происходить снижение цены в процессе сделок с оптовыми предприятиями.
В процессе переговоров с предприятиями оптовой торговли цена может снижаться за счет последних двух элементов. В свою очередь, ценовая политика оптовых предприятий основывается на динамике уровня рыночной цены и конъюнктуры рынка данного товара.
В современных условиях перенасыщения рынка в развитых странах производители товаров и торговые предприятия принимают разнообразные способы и принципы согласования договорных цен, среди которых специалисты выделяют следующие:
♦ Договорная цена должна по возможности соответствовать цене равновесия спроса и предложения товаров на рынке.
♦ Оптимальная договорная цена должна покрывать издержки производства и обращения товаров и обеспечивать высокую норму прибыли участникам товарного обращения.
♦ При согласовании цены рекомендуется просчитывать вероятный риск и формировать необходимый фонд риска в целях страхования возможного снижения цены в условиях перенасыщения рынка данного товара.
♦ В процессе реализации товара считается недопустимым снижение установленного темпа продаж, довольно часто может быть выгодно снизить цены ради поддержания высокой скорости оборота товаров.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в долговременном плане наблюдается определенная стабильность общего уровня торговой наценки. Вместе с тем чрезвычайное разнообразие условий функционирования товарных и территориальных рынков развитых стран не позволяет устанавливать единую норму торговой наценки – каждый тип предприятия и особенно корпораций имеет свои тайны формирования торговой наценки и прибыли. Это естественно, поскольку позволяет учесть особенности формирования затрат в отдельных типах торговых предприятий в зависимости от товарного ассортимента, скорости оборота товаров и других условий.
Валовый доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в розничной торговле рассчитывается как отношение суммы валовых доходов от реализации к объему розничного товарооборота, выраженное в процентах; в оптовой торговле – к объему оптового товарооборота (складского и транзитного с участием в расчетах); в массовом питании – ко всему товарообороту в продажных ценах (валовому товарообороту).
Валовый доход не является показателем, характеризующим прямую эффективность работы предприятия. Он отражает долю торговли в сумме цен товаров народного потребления. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания и тем выше доля торговых надбавок в цене товара. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля оптово-сбытовых и торговых надбавок в цене товара составляют 15-70%. А по товарам экстра-класса или дефицитным продажная цена превышает покупную более чем в 2-2,6 раза.
Объем валовых доходов от реализации зависит от степени развития рынка, объема, состава, структуры товарооборота, уровня цен закупки, инфляции, стандартов качества торгового обслуживания, объема дополнительных услуг, уровня издержкоемкости торгового процесса.
Торговые услуги, выступая на рынке как товар, обладают стоимостью и потребительной стоимостью, т.е. услуги, как продукция, представляют для покупателя определенную ценность. Чтобы получить это благо, покупатель должен оплатить цену товара, которая включает, кроме цены закупки, торговую надбавку.
Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. До перехода экономики к рыночным отношениям источником образования валовых доходов были торговые скидки (основные и дополнительные). Главное их отличие от торговых надбавок заключается в том, что торговые скидки представляли собой часть чистого дохода, передаваемого предприятиям сферы материального производства торговым предприятиям для организации продажи произведенной ими продукции, а их размер определялся высшими органами ценообразования и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к розничной цене, а торговые надбавки – к оптовой свободно-отпускной цене.
Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются:
♦ Они должны создавать условия для прибыльной работы торговых предприятий.
♦ Отражать специфику реализации отдельных товаров.
♦ Стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов.
♦ Учитывать территориальное размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных товаров к потребителю.
♦ Способствовать сокращению перевозок продукции от места производства до потребления.
♦ Содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений предприятий торговли между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами.
Торговые надбавки в соответствии с действующим порядком их формирования определяются торговыми предприятиями самостоятельно.
При определении размера средней торговой (оптово-сбытовой) надбавки (ТН) рекомендуется использовать следующую формулу:
,
где ИО – уровень издержек обращения, кроме процентов за кредит.
Н – сумма налогов (НДС, налог на прибыль от товарооборота и другие обязательные отчисления и налоги, исчисленные от ВД).
СО – отчисления на пополнение собственных оборотных средств (6% от размера валовых доходов).
К – проценты за кредит (в процентах к товарообороту).
Р – рентабельность.
Издержки обращения при расчете торговой надбавки рекомендуется определять по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности.
Налоги, включаемые в расчет торговой надбавки, исчисляются по методикам, предусмотренным налоговым законодательством.
Проценты за кредит рассчитываются исходя и товарооборота, установленных в % ставок, потребности в кредитных ресурсах с учетом наличия собственных оборотных средств, вложенных в товарные запасы собственных источников формирования. Минимально возможный уровень рентабельности, включаемый в торговые надбавки, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.
Перечень внереализационных источников доходов разнообразен, и у каждого торгового предприятия он свой. Наиболее распространенными и общими для всех торговых предприятий являются следующие источники формирования внереализационных доходов:
♦ доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
♦ Доходы от сдачи в аренду неиспользуемого имущества и помещений.
♦ Доходы от долевого участия в УК другого предприятия.
♦ Доходы от ценных бумаг.
♦ Сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций.
♦ Доходы от дооценки товаров.
♦ Поступление сумм в счет погашения дебиторской задолженности, списанной в прошедшие годы в убыток.
♦ Положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте.
♦ Проценты, полученные по денежным средствам.
♦ Прочие внереализационные доходы.
Планирование валовых доходов является важной стадией экономического обоснования финансового плана. В современных условиях торговые предприятия самостоятельно разрабатывает план валового дохода на квартал (год) с помесячно (поквартальной) разбивкой в сумме и по уровню.
Исходными предпосылками для разработки прогноза валовых доходов служат план продажи товаров в ассортиментном разрезе, целевая стратегия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли и т.д.), возможности предприятия (МТБ, товарное обеспечение), потребности в прибыли для развития торговых предприятий план поступления товаров в разрезе источников, законодательная база по вопросам ценообразования и т.д.
Для планирования валовых доходов используются следующие методы:
♦ Технико-экономических расчетов (метод прямого счета).
♦ Расчетно-аналитический.
♦ Экономико-статистический.
♦ Экономико-математический.
♦ Оптимизационные модели.
♦ На основе прогнозируемой величины прибыли и т.д.
Метод технико-экономических расчетов можно использовать в трех вариантах. По первому расчет валовых доходов на планируемый период базируется на прогнозируемой структуре товарооборота и действующих нормах торговых надбавок, в том числе регулируемых государством, социально значимым и свободным (на уровне сложившихся в ближайшем периоде).
По второму варианту прогнозируемая величина валовых доходов определяется путем прямого расчета доходности каждого источника поступления товаров, каждого заключенного договора поставки с учетом звенности товародвижения, влияния основных факторов. Общий объем валовых доходов рассчитывается как сумма валового дохода, который может быть получен торговым предприятием от реализации товаров по всем заключенным договорам, всем возможным источникам поступления товаров и от действия каждого фактора в отдельности.
Валовый доход по этому методу рассчитывается и путем умножения объема товарооборота на средний уровень валовых доходов, достигнутый в прошлом периоде (если он удовлетворяет целям предприятия), или определенный с помощью расчетно-аналитического, экономико-статистического, экономико-математических методов.
Метод технико-экономических расчетов позволяет дать полное экономическое обоснование валовых доходов и рассчитать различные варианты плана, но его применение на практике ограничено ввиду отсутствия к моменту планирования необходимой исходной информации, долгосрочных контактов с поставщиками, неустойчивости хозяйственных связей, налогового законодательства, кризисного состояния экономики.
Наиболее прост в использовании расчетно-аналитический метод прогнозирования валовых доходов. Его сущность состоит в том, что на основе отчетных данных за истекший период текущего года и изучения динамики уровня валовых доходов за два предшествующих года определяется ожидаемый уровень валовых доходов за истекший год. Этот ожидаемый уровень валовых доходов принимают за базовую величину для прогнозирования суммы валовых доходов.
Расчетно-аналитический метод на практике применяется часто, но и он не лишен недостатков, поскольку не учитывает предполагаемые изменения в структуре товарооборота и др. Поэтому рекомендуется скорректировать полученный результат на возможные изменения товарной структуры оборота, звенности товародвижения и другие показатели, характеризующие изменения в хозяйственных связях.
Среди экономико-статистических методов наиболее широко в целях прогнозирования используется метод скользящей средней. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4-5 лет) уровня валовых доходов и распространения выявленной тенденции в развитии валовых доходов на перспективу.
Расчет валовых доходов при помощи экономико-математических методов предполагает решение многофакторной модели с использованием ЭВМ. Чаще всего в этих целях применяется трендовое уравнение множественной регрессии вида:
,
где у – темп изменения или уровень валовых доходов,
а0 , а1 , а2 , аn - коэффициенты множественной регрессии,
х0 , х1 , х2 , хn – факторы, определяющие изменения (или прогнозную величину) валовых доходов.
Оптимизационное моделирование валовых доходов основано на применении ЭММ. Прогнозный уровень валовых доходов по критерию оптимальности определяется как лучший вариант из нескольких возможных при различных размерах товарооборота, прибыли, соотношения удельных весов продовольственных и непродовольственных товаров, уровня издержек обращения (валовых, условно-постоянных, условно-переменных).
Прогнозирование валового дохода с учетом целевой нормы прибыли осуществляется на основе зависимости:
Где: ВДпл.j – планируемая величина ВД,
ИОпл.j – планируемая величина ИО,
Ппл.j – планируемая величина прибыли,
J – планируемый период.
Прогнозные расчеты валового дохода от реализации, произведенные с использованием каждого из вышеизложенных методов в отдельности или в комплексе, считаются надежными тогда, когда их расчетная величина удовлетворяет требованию обеспечения, с одной стороны, безубыточности работы предприятия, с другой – получению необходимой чистой прибыли для финансирования его производственного и социального развития (для самофинансирования).
С этой целью рассчитывается ряд показателей, которые позволяют удостовериться в оптимальности прогнозной величины валового дохода. Такими показателями являются критическая величина валового дохода, точка безубыточности, запас финансовой прочности, размер валового дохода, обеспечивающий получение необходимой целевой прибыли при действующем налогообложении.
Точка безубыточности показывает, при каком объеме продаж величина валового дохода покроет понесенные затраты. Ее расчет можно произвести по следующей формуле:
,
Где Тб – точка безубыточности,
ИОп – сумма постоянных издержек обращения,
Увд – уровень валового дохода,
Уи.о.пер. – уровень переменных издержек обращения.
Критическую величину валового дохода (ВДкрит.) можно рассчитать по формуле:
,
Где Кп – коэффициент покрытия, характеризующий соотношение между величиной валового дохода и переменными издержками:
,
В современных нестабильных условиях хозяйствования и разработке прогнозов валового дохода целесообразно идти не от общего к частному (от годовых объемов к квартальным), а от частного к общему. Это позволит повысить достоверность расчетов, оперативно учесть особенности складывающейся хозяйственной ситуации в ходе формирования валового дохода и внести соответствующие коррективы в целевые установки.
Достижение запланированного размера валового дохода возможно при обеспечении достижения запланированного объема товарооборота, не только в целом, но и в ассортиментной структуре. Валовый доход складывается из дохода от реализации отдельных товаров. Поэтому в деле совершенствования управления валовыми доходами, частью которого являются их анализ и планирование, большое значение имеет обоснование размера торговой надбавки. А в связи с тем, что торговая надбавка представляет собой разновидность цены, для ее формирования можно использовать методы калькуляции цен с учетом логических поправок на специфику их сущности.
Существует много методов определения базовой торговой надбавки (цены), которые можно использовать независимо друг от друга или в комбинациях. Основными из них являются:
♦ Метод полных издержек.
♦ Метод стоимости реализации.
♦ Метод маржинальных (предельных) издержек.
♦ Метод рентабельности инвестиций.
♦ Методы маркетинговых или рыночных оценок.
♦ Опытно-экспертный метод.
♦ Метод сопоставления цен .
♦ Эмпирический метод (исходя из рыночных условий).
♦ Оптимизационный метод.
Чтобы управлять процессами формирования торговой надбавки и определения наценки, целесообразно руководствоваться следующими правилами: необходимо знать свои затраты, постоянно быть в курсе цен конкурентов, прогнозировать, как дорого покупатели готовы заплатить за товар и торговые услуги, какова их реальная платежеспособность, сравнивать цены на новые товары с ценами товаров, которые уже находятся в продаже.