Методы калькулирования себестоимости. Под методом калькулирования себестоимости продукции (работ
Под методом калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) принимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости определенной единицы.
Метод калькулирования себестоимости используется для достижения следующих целей.
1. Определение цены единицы продукции.
2. Соотношение результатов деятельности предприятия с затратами, которые будут вложены в данный результат.
3. Определение финансовых результатов деятельности предприятия.
4. Определение уровня эффективности деятельности предприятия и др.
С помощью метода калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) можно рассчитать сумму затрат предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Также при проведении данного метода можно дать оценку конкурентоспособности производимой продукции, так как себестоимость продукции является одним из важнейших экономических показателей, который затрагивает все аспекты деятельности предприятия.
Себестоимость как экономическая категория выполняет ряд функций:
1) учет и контроль затрат на выпуск и реализацию продукции;
2) база для формирования цены и определения прибыли и рентабельности;
3) экономическое обоснование целесообразности инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и т. д.;
4) определение оптимальных размеров предприятия;
5) экономическое обоснование и принятие управленческих решений.
Затраты, образующие себестоимость, по экономическому содержанию группируются по следующим элементам.
1. Материальные затраты – составляют, как правило, основную долю в себестоимости. В состав входят сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергия, а также расходы на тароупаковочные материалы и инструмент, запасные части и т. д.
2. Затраты на оплату труда – отражают участие живого труда. Они включают заработную плату основного производственного персонала, а также не состоящих в штате работников, занятых основной деятельностью.
3. Отчисления на социальные нужды – это форма перераспределения национального дохода на финансирование общественных потребностей, это отчисления предприятий во внебюджетные фонды.
4. Амортизация основных фондов на их полное восстановление включается в себестоимость продукции в суммах, определяемых на основе балансовой стоимости действующих норм амортизационных отчислений. Износ начисляется как на собственные фонды, так и на арендованные, а также на собственность помещений;
5. Прочие затраты – в их состав входят налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества, за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, сумма износа по нематериальным активам, оплата работы по сертификации продукции и др.
Существуют следующие виды себестоимости:
1) индивидуальная – при данном виде себестоимости определяются конкретные условия, в которых действует предприятие;
2) среднеотраслевая – средневзвешенная величина, характеризующая средние затраты предприятий в отрасли.
При определении себестоимости различают плановую, сметную и фактическую калькуляцию.
Плановая калькуляция отражает планируемые, максимально допустимые затраты на изготовление продукции в определенный период времени.
Сметная калькуляция разрабатывается на новую или разовую продукцию (работу, услугу).
Фактическая калькуляция – отчетная калькуляция, отражающая общую сумму затрат на производство и реализацию продукции. Включает некоторые необоснованные потери, такие как:
1) потери от брака продукции;
2) затраты на гарантийное обслуживание продукции;
3) затраты на гарантийный ремонт изделия;
4) пособия, выдаваемые в связи с производственной травмой, следовательно, с потерей трудоспособности;
5) недостачи материальных ценностей.
В настоящее время рынки насыщены разнообразным количеством товаров, большинство потребностей потребителей уже удовлетворены, а, следовательно, удовлетворив одну потребность, потребитель придумывает новую, и так до бесконечности. Для удержания своих позиций на рынке руководители и работники предприятия направляют свою деятельность на создание чего-либо принципиально нового, а также в направлении улучшения и совершенствования уже существующих видов продукции. Для этого нужны разнообразные методы, учитывающие специфику производства.
Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит:
1) от типа производства;
2) наличия незавершенного производства;
3) сложности производственной деятельности;
4) длительности производственного цикла.
Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) делятся на следующие.
1. Нормативный метод.
2. Позаказный метод.
3. Попроцессный метод.
4. Полупроцессный метод.
1. Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Данный метод применяют предприятия с массовым и серийным производством. В ходе применения данного метода необходимо составлять нормативную калькуляцию по действующим на начало определенного периода нормам, далее в течение производственного процесса на предприятии по изготовлению продукции необходимо выявлять отклонения от этих норм, какие-либо изменения. На предприятиях, выделяющихся сравнительной стабильностью производственных процессов, нормы затрат изменяются редко, поэтому вместо нормативных могут быть использованы плановые калькуляции.
2. Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Этот метод предприятия применяют в персональном, индивидуальном и мелкосерийном производстве сложной продукции. Объектом калькулирования при этом методе является определенный производственный заказ, например пробные ремонтные работы, уникальные изделия, выполняемые по спецзаказу. Вывод данного метода может быть составлен только тогда, когда заказ будет выполнен. Время обобщения отчетной калькуляции может и не совпасть со временем составления отчетности. К негативным моментам данного метода следует отнести полное отсутствие оперативного контроля за уровнем расходов и достаточно сложное проведение инвентаризации незавершенного производства.
3. Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Метод применяется предприятиями, производящими серийную, массовую продукцию или обладающие непрерывным, постоянным производственным процессом. При осуществлении данного метода учет затрат производится за определенный период времени, за который производится определенное количество продукции. Себестоимость единицы продукции рассчитывается путем деления общей суммы производственных затрат за установленный интервал времени на произведенное количество единиц продукции, изготовленных за этот же интервал времени.
4. Полупроцессный метод калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Данный метод используется на предприятиях, которые выпускают не только серийно единственный продукт, но и хотят производить иную модель, изменив лишь некоторые материалы. Соответственно себестоимость измененной модели будет отличаться от себестоимости старой, так как изменятся сырье и материалы для изготовления данной продукции. Даже если трудовые затраты и общепроизводственные расходы будут равны, прямые материальные затраты для каждой из них будут свои. Этот метод представляет собой комбинацию попроцессного и позаказного методов.
При проведении калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) можно выявить направления снижения себестоимости на предприятии.
С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции заключается:
– в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
– в появлении больших возможностей для материального стимулирования работников, для решения социальных проблем;
– в улучшении финансового состояния предприятия и в снижении риска банкротства;
– в возможности снижения цены на продукцию, что позволяет увеличить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости продукции, относятся:
1) экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых, финансовых и т. д.;
2) повышение производительности труда;
3) снижение потерь от простоев и брака;
4) улучшение использования основных производственных фондов;
5) обновление технологий;
б) сокращение расходов по сбыту продукции;
7) изменение производственной программы;
8) сокращение затрат на управление и др.