Вопрос 4. Показатели уровня унификации. Технико-экономическая эффективность унификации
Под уровнем унификации понимают степень насыщенности изделия (группы изделий) унифицированными узлами и деталями. Уровень стандартизации и унификации изделий определяется с помощью следующих показателей:
- коэффициента унификации ;
- коэффициента повторяемости ;
- коэффициента межпроектной, (взаимной) унификации .
Коэффициент унификации в процентах вычисляют по формуле:
,
где п -общее число деталей в изделии, шт.;
по - число оригинальных деталей визделии, шт.
При этом общее число деталей (кроме оригинальных) входят стандартные, заимствованные, унифицированные и покупные детали, а также детали общемашиностроительного, межотраслевого и отраслевого применения.
Под оригинальными понимаются детали, разработанные впервые для данного изделия.
Наряду с общим коэффициентом унификации в необходимых случаях могут быть определены коэффициенты унификации по отдельным группам деталей, такие как коэффициент унификации деталей общемашиностроительного применения, коэффициент унификации деталей межотраслевого применения и др.
Коэффициенты унификации могут быть рассчитаны для одного изделия или для группы изделий, составляющих типоразмерный ряд, конструктивно-унифицированный ряд или семейство. Они могут быть определены как по деталям, так и по сборочным единицам (узлам).
Коэффициент повторяемости деталей в изделии (составных частях изделия) определяется по выражению:
где п' — число неповторяющихся деталей в изделии (группе изделий), шт.
С целью упрощения расчетов при определении рассмотренных показателей могут отдельно учитываться крепежные детали, пробки и заглушки, шпонки, прокладки и другие детали, перечень которых должен быть заранее установлен.
Основными исходными документами при расчете коэффициентов унификации и повторяемости спецификации, а также ведомости стандартных, заимствованных и покупных деталей. Полученные в результате расчетов значения коэффициентов сравнивают со значениями аналогичных коэффициентов конструктивно подобных изделий.
Например, при оценке уровня унификации модификаций, входящих в конструктивно-унифицированный ряд, в качестве критериев берут коэффициенты унификации и повторяемости базового изделия. Если по проектируемому изделию были заранее определены плановые показатели уровня унификации, что рассчитанные показатели для нового изделия сравниваются с ними.
Плановые показатели уровня унификации устанавливаются на основе технико-экономических расчетов с учетом новизны и масштаба выпуска изделий. Так, для изделий массового производства устанавливаются более высокие коэффициенты унификации по сравнению с изделиями мелкосерийного и единичного производства. Если проектируется новое изделие оригинальной конструкции, не рассчитанное на массовое производство, то в нем возможно большее использование оригинальных узлов и деталей и значение коэффициента унификации не может быть высоким. Следует также указать на то, что более высокому значению коэффициента унификации не всегда соответствует максимальный экономический эффект от унификации. Это объясняется тем, что при повышении коэффициента унификации, с одной стороны, снижаются затраты на изготовление изделия (укрупняются партии одинаковых деталей), а с другой - растут затраты, связанные с некоторым увеличением металлоемкости изделия в связи с применением одинаковых деталей для машин и оборудования различных типоразмеров. Поэтому при проектировании семейства машин и оборудования на основе расчета экономической эффективности различных вариантов конструкции изделий следует определить оптимальное значение коэффициента унификации как для всего семейства машин, так и для отдельных его представителей.
Под экономическим эффектом стандартизации и унификации понимают выраженную в денежных или натуральных показателях экономию живого и овеществленного труда в общественном производстве в результате внедрения стандарта (или мероприятия по унификации), с учетом затрат.
Основным методом определения технико-экономической эффективности унификации является метод сравнительной экономической эффективности, т. е. сопоставление затрат (на проектирование, изготовление изделий и др.) с использованием унификации и без нее:
,
где Эу - величина технико-экономической эффективности унификации за рассматриваемый период в денежных или натуральных показателях;
и - затраты на производство и эксплуатацию единицы продукции соответственно до и после проведения унификации в тех же показателях;
В — программа выпуска продукции после унификации.
В зависимости от масштаба работ по унификации расчет технико-экономической эффективности ведут применительно к заводу, отрасли или всему народному хозяйству.
Практика показывает, что экономия за счет проведения унификации машин, оборудования и других изделий может быть достигнута при проектировании, изготовлении и эксплуатации продукции. Следовательно, величина технико-экономической эффективности от унификации в машиностроении может быть подсчитана как сумма экономии от унификации на каждом из этих этапов:
Экономия от унификации при проектировании продукции может быть достигнута за счет применения при конструировании изделий унифицированных деталей и узлов; поскольку на них уже разработана конструкторская и технологическая документация, объем вновь разрабатываемой документации сокращается, что является источником экономии.
Экономия от унификации при изготовлении продукции достигается за счет увеличения размеров партий унифицированных деталей (увеличение серийности).
Экономия от унификации при эксплуатации продукции может быть получена за счет улучшения качества унифицированных изделий и сокращения номенклатуры запасных частей, в результате чего снижаются расходы на обслуживание и ремонт, уменьшаются непроизводительные простои и т. д.