Тема 7. Стратегии диверсификации деятельности предприятия
7.1. Стратегии диверсификации в новые сферы бизнеса
Диверсификация – это процесс проникновения предприятия в другие отрасли производства.
Стратегия диверсификации используется в том случае, когда предприятие дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Основные факторы, обусловливающие выбор стратегии диверсифицированного роста:
· рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо же сокращения спроса на продукт, вследствие того, что продукт находится на стадии умирания;
· текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса;
· новый бизнес может вызвать синергический эффект, например, за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т.п.
· антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли;
· могут быть сокращены потери от налогов;
· может быть облегчен выход на мировые рынки;
· могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся специалистов; [3]
Критерии для оценки диверсификации. Проведение диверсификации должно отвечать следующим критериям:
1. Критерий привлекательности. Отрасль, выработанная для диверсификации, должна быть достаточно привлекательной с точки зрения получения хорошей прибыли с вложенных средств. Привлекательность отрасли определяется наличием благоприятных условий для конкуренции и рыночной среды, способствующих обеспечению долгосрочной рентабельности.
2. Критерий «затрат на вхождение». Затраты на вхождение в новую отрасль не должны быть слишком высоки, чтобы не нанести ущерб потенциалу для получения прибыли. Чем более привлекательна отрасль, тем дороже стоит проникновение в нее. Большая плата за проникновение в новую отрасль снижает возможность увеличения доходности организации.
3. Критерий дополнительных выгод. Фирма, осуществляющая диверсификацию, должна приложить определенные усилия для создания конкурентного преимущества в новой отрасли, или новый вид деятельности должен обеспечить определенный потенциал для поддержания конкурентного преимущества в текущих делах фирмы.
Диверсификация в отрасль может протекать в одной из трех форм: поглощение, создание новой компании или совместного предприятия. Поглощение уже существующей фирмы является наиболее популярным способом и имеет преимущества в быстроте проникновения на целевой рынок. В то же время этот способ диверсификации помогает преодолеть такие барьеры вхождения, как необходимость ликвидировать технологическое отставание, установить связи с поставщиками (за счет использования старых связей приобретаемой компании), обеспечить такой объем производства, чтобы быть в состоянии конкурировать с другими фирмами по себестоимости продукции, осуществлять крупные вложения в рекламу и каналы сбыта с целью обеспечения признания торговой марки и гарантированного сбыта. Во многих отраслях, чтобы развивать необходимую информационную базу, обеспечить себя ресурсами и завоевать репутацию серьезного конкурента, фирме могут потребоваться годы. Таким образом, вопрос о покупке готовой компании на целевом рынке далеко не праздный. Однако поиск нужной компании для приобретения иногда может вызвать затруднения. Фирма, нацеленная на приобретение, оказывается перед дилеммой: купить либо благополучную компанию по высокой цене, либо аутсайдера по более низкой.
С одной стороны, если покупающая фирма испытывает недостаток в знаниях, необходимых для успешной работы в данной отрасли, но обладает большим капиталом, то лучше будет купить сильную перспективную компанию, пока цена остается в разумных пределах. С другой стороны, если покупатель считает возможным трансформировать слабую фирму в сильную и соответственно располагает необходимыми деньгами, ноу-хау и терпением, слабая компания может стать лучшим вариантом для долгосрочного инвестирования [9].
Диверсификация путем создания нового предприятия в новой отрасли («с нуля») предполагает создание новой компании в выбранной отрасли под общим управлением материнской компании. Вновь созданная фирма должна не только преодолеть входные барьеры, но и осуществлять инвестиции в новые производственные мощности, проводить работу по развитию источников сырья, найму и обучению персонала, созданию каналов сбыта, формированию потребительской базы и так далее. Создание новой компании является наиболее привлекательным вариантом в следующих случаях:
1. Когда для этого имеется достаточно времени;
2. Фирмы-конкуренты не реагируют должным образом на попытки новичка завоевать рынок;
3. Выход на рынок таким путем обходится дешевле, чем покупка другой компании;
4. Фирма уже располагает необходимым для эффектного функционирования опытом;
5. Создание новых производственных мощностей не будет негативно воздействовать на соотношение спроса и предложения в отрасли;
6. Целевая отрасль наполнена относительно небольшими фирмами, так что молодой компании не придется напрямую соперничать с более крупными и могущественными конкурентами.
Создание совместных предприятий может дать полезный эффект по меньшей мере в трех типах ситуаций. Во-первых, совместное предприятие – это хороший способ делать то, что рискованно или не экономично делать в одиночку. Во-вторых, совместные предприятия удобны, когда объединение ресурсов двух или более независимых организаций создает структуру с более значительными конкурентными преимуществами, необходимыми для достижения успеха. В подобных случаях каждый партнер вносит в общее дело свою долю специфических знаний и ресурсов, которых нет у другого, что особенно важно. В-третьих, совместные предприятия с иностранными партнерами иногда являются единственной возможностью преодолеть импортные квоты, тарифы, национальные политические интересы и культурные барьеры. Экономические, конкурентные и политические реалии, существующие в каждой стране, часто заставляют иностранную компанию объединяться с местной фирмой с целью получения доступа на национальный рынок. Местные фирмы предлагают иностранным партнерам необходимый опыт, специалистов в области управления и маркетинга, а также доступ к каналам распределения. Однако совместные предприятия зачастую должны решить сложный вопрос о том, как распределять усилия между партнерами и кто обладает правом контроля. Конфликты между иностранными и национальными партнерами могут возникать по целому ряду вопросов: сколько продукции экспортировать, должен ли производственный процесс соответствовать стандартам иностранной фирмы или местным требованиям, кто должен контролировать поток наличности и распределения прибыли [9].
7.2 Диверсификация в родственные и неродственные (непрофильные) отрасли
Диверсификация в родственные отрасли. В процессе поиска вариантов для диверсификации компания может остановить свой выбор на родственной или на новой для нее отрасли. В первом случае диверсификация проводится в отрасли, обладающие своего рода стратегическим соответствием. Оно (стратегическое соответствие) существует в том случае, когда различные фирмы имеют достаточно схожее производство (однотипные цепочки ценностей), что создает возможность для:
1) передачи мастерства и опыта от одной компании к другой;
2) объединения различных производств в единую систему с целью снижения издержек производства.
Диверсифицированная компания, которая использует внутреннюю взаимосвязь между фирмами, имеющими схожее производство, и берет на вооружение преимущества стратегического соответствия, достигает от совместных действий большего эффекта, чем в сумме две компании могли бы получить, проводя независимую политику.
Существование стратегического соответствия в хозяйственном портфеле диверсифицированной фирмы вместе с мастерством корпоративного руководства создает при родственной диверсификации эффект 2+2=5 и становится базисом для создания конкурентного преимущества. Чем больше выгоды, извлекаемые из стратегического соответствия, тем больше конкурентное преимущество, получаемое от осуществления родственной диверсификации, и, следовательно, родственная диверсификация удовлетворяет требованиям «критерия дополнительных выгод» и увеличивает доходность акций компаний [1].
Связи, основанные на стратегическом соответствии, могут проявляться в области технологии производства, современных требований к мастерству персонала, единых источников материальных ресурсов и поставщиков, потенциала для совместного производства деталей и компонентов, похожих производственных методов и управленческих ноу-хау, в использовании одинакового подхода к маркетингу и сбыту продукции, одних и тех же оптовых покупателей или дилеров, потенциала совместного послепродажного обслуживания, а также в получении синергического эффекта от использования общей торговой марки. Соответствие или родственность могут возникать в любом звене у компаний, имеющих сложные цепочки ценностей. Подобные отношения очень важны, так как раскрывают новые возможности для снижения издержек производства, обмена технологиями и навыками, дополнительного использования преимуществ общей торговой марки и позволяют извлекать другие выгоды из совместной деятельности. Это, в свою, очередь является важным моментом в завоевании конкурентных преимуществ над соперниками, которые еще не диверсифицировались, но не смогли получить доступ к такого рода преимуществам.
Примеры предприятий, осуществивших родственную диверсификацию, приведены ниже.
«Жиллет» | «Джонсон и Джонсон» |
· Лезвия и бритвы; · Канцтовары; · Фены, кофемолки, будильники и электрические зубные щетки; · Туалетные принадлежности. | · Товары для ухода за детьми; · Одноразовые полотенца; · Лекарства по рецептам; · Пластырь и средство для обработки ран; · Товары для ухода за животными. |
Стратегии диверсификации в неродственные отрасли. Несмотря на то, что выгоды от стратегического соответствия связаны с диверсификацией в отрасли, близкие к деятельности компании, некоторые фирмы предпочитают проводить диверсификацию в другие отрасли с хорошими возможностями для получения прибылей. Основным положением непрофильной диверсификации является то, что любая компания, которая может быть приобретена на выгодных финансовых условиях и имеет хорошие перспективы получения прибыли, представляет собой выгодное направление для диверсификации. В то же время много сил и времени уходит на поиск и наблюдение за возможными кандидатами для диверсификации.
Обычно к кандидату подходят со следующими критериями:
· может ли производство достичь плановых показателей компании по прибыли и обеспечить возврат капиталовложений;
· необходимо ли значительное вливание капиталовложений для замены основного капитала, производственных фондов или пополнения оборотного капитала;
· имеет ли производство значительный потенциал для роста;
· является ли производство достаточно большим для того, чтобы существенно влиять на положение дел в материнской компании;
· возможны ли трудности с профсоюзами или противодействие со стороны государственных органов, касающиеся охраны окружающей среды и обеспечения безопасности и прав потребителей;
· уязвима ли данная отрасль в отношении спада производства, инфляции, высоких процентных ставок или изменений в политике правительства [9].
Иногда компании, проводящие непрофильную диверсификацию, сосредоточивают свои усилия на поиске таких компаний, которые предлагают возможности для получения быстрой финансовой отдачи за счет своего собственного положения. Существует три типа подобных компаний:
· Компании, чья стоимость занижена. В этом случае существуют возможности приобретения этих компаний по ценам ниже рыночных, что дает возможность впоследствии продать компанию по более высокой цене.
· Компании, испытывающие финансовые затруднения. Такие фирмы зачастую могут быть приобретены по договорным ценам; при этом их деятельность перестраивается с помощью финансовых ресурсов материнской компании и управленческих ноу-хау. В дальнейшем эти компании могут рассматриваться как долгосрочные капиталовложения в инвестиционном портфеле материнской компании (за счет их высокой доходности или потенциального притока наличных средств) либо быть проданы с прибылью.
· Компании, имеющие большие возможности для роста, но лишенные возможности инвестирования. Такие привлекательные компании с низкими финансовыми возможностями обычно становятся кандидатами для диверсификации у финансово сильных, но лишенных привлекательности (с точки зрения дальнейшего роста) фирм [9].
Фирмы, идущие на непрофильную диверсификацию, почти всегда проникают в новые производственные сектора путем приобретения уже функционирующих компаний, а не посредством создания нового филиала в рамках единой корпоративной структуры. Такая стратегия основывается на положении о том, что рост компании путем поглощения других фирм повышает стабильность акций. Критерии получения дополнительных выгод отодвигаются на второй план, что оправдывает себя до тех пор, пока непрофильная диверсификация обеспечивает рост корпоративных доходов, а также при условии, что ни одно из приобретенных производств не будет функционировать неэффективно.
Плюсы и минусы диверсификации в неродственные (непрофильные) отрасли. Диверсификация в несвязанные отрасли (другое название - конгломеративное слияние) весьма привлекательна со следующих точек зрения:
1. Коммерческий риск рассеян по множеству различных отраслей промышленности, что делает компанию менее зависимой от проблем, которые могут возникать в какой-либо сфере деятельности. Хотя подобный аргумент может быть приведен также в отношении диверсификации в связанные отрасли, конгломератное слияние не определяет жестко, как этот риск распределен. Поэтому диверсификация в несвязанные отрасли может считаться более эффектным способом распределения финансовых рисков по сравнению со связанной диверсификацией, так как инвестиции могут быть распределены между совершенно различными видами деятельности.
2. Финансовые ресурсы компании могут быть инвестированы в ту отрасль, которая имеет наиболее привлекательные перспективы с точки зрения рентабельности. Средства из отраслей с низкой нормой прибыли могут быть отвлечены на приобретение и расширение компаний с высоким потенциалом роста и получение прибыли. Таким образом, финансовые ресурсы корпорации могут быть использованы с наибольшим успехом.
3. Внутренняя норма прибыли компании в целом заметно стабилизируется, поскольку трудные времена в одной отрасли могут быть частично компенсированы за счет другой, т.е. в идеале циклические спады в одних сферах деятельности, которыми занимается корпорация, уравновешиваются циклическими подъемами в других.
Хотя проникновение в отрасли, не связанные с основными сферами деятельности фирмы, зачастую весьма привлекательно, и при более низких первоначальных затратах возможно получение гораздо больших прибылей, конгломерантное слияние имеет и недостатки. Настоящей ахиллесовой пятой такой диверсификации является повышение требования, которым должно соответствовать руководство корпорации для принятия грамотных решений относительно кардинально различных методов ведения дел в кардинально различных сферах бизнеса и конкурентных средах. Чем больше отраслей промышленности, в которые вовлечена корпорация, и чем они разнообразнее, тем сложнее менеджерам компании контролировать каждую дочернюю и обнаруживать возникающие проблемы на ранних этапах, квалифицированно оценивать привлекательность отдельных отраслей и конкурентных сред, также грамотность решений, принимаемых руководством среднего и низшего звена [1].
Примеры предприятий, осуществивших непрофильную диверсификацию.
«Дженерал Электрик» (США) | «Техтрон» (США) |
- авиационные двигатели, - радиовещание, - оборонная электроника, - электрические двигатели, - разработка пластмасс, - освещение, - локомотивы, - бытовая техника, - медицинское оборудование. | - вертолеты, - страхование, - системы запуска ракет, - электромобили, - электропилы и садовое оборудование, - финансовые услуги, - танки и бронированные машины, - газотурбинные двигатели, - оборудование по добыче торфа. |
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные причины диверсификации.
2. По каким направлениям необходимо оценивать каждый диверсифицированный портфель?
3. Каким критериям должна отвечать диверсификация?
4. В каких формах может протекать диверсификация?
5. В каких сферах деятельности предприятий различных отраслей может проявиться стратегическое соответствие?