Объекты стратегического управления
Стратегический менеджмент.
Понятие и сущность стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент - деятельность, направленная на реализацию целей предприятия, в условиях переменчивой внутренней и внешней среды,
Внутренняя среда - люди, цели, технологии, структура, задача.
Внешняя среда - состоит из факторов прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия: конкуренты, потребители, поставщики трудовых ресурсов, товара заменители.
Факторы косвенного воздействия: политические риски, социокультурные факторы, состояние экономики.
Пять задач стратегического менеджмента:
- выработка миссии, стратегическое выделение
- постановка цели
- разработка стратегии
- ее реализация
- анализ и корректирующее действие
Отличие стратегического менеджмента от оперативного:
- Стратегические решения носят долгосрочный характер (3-5 и более лет);
- Как правило необратимы;
- Носят системный характер в отличие от оперативных (ситуационный).
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании.
Содержание стратегического менеджмента заключается в следующем:
- определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
- анализ внешней среды фирмы;
- анализ ее внутренней обстановки;
- выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ; фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
- проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом "стратегия - структура - контроль";
- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.
Объекты стратегического управления.
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации»
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений).
Классификация организаций:
- по принципу объединения: добровольные, принудительные (армия, школа);
- по способу создания:
формальные (искусственные) делятся на коммерческие: хозяйственные товарищества (полное, на вере), хозяйственные объединения (ООО, АО, ЗАО, ОАО и т.д), производственные кооперативы , унитарные предприятия (ГУП, МУП), и на некоммерческие: фонды, союзы, общественные, религиозные, потребительские кооперативы, ассоциации и т.д.
неформальные (спонтанные);
- по характеру деятельности: программируемые, непрограммируемые;
- по размеру: крупные, средние, малые;
- по времени действия: временные, бессрочные;
- по форме собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные, общественные, иностранные, совместные;
- по форме специализации: специализированные, специальные;
- по характеру приоритетов: первичные (приоритет организации над людьми), вторичные (корпорации, ассоциации) (наделенные приоритетом участников).
Внутренние переменные организации:
1. персонал. И организация, и руководители, и подчиненные – все это люди. Руководство может достигать цели организации через других людей: люди являются центральным фактором в любой модели управления. Существует 3 основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: 1. Поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя; 2. Функционирование менеджера в роли лидера; 3. Его влияние на поведение отдельных людей и групп.
2. технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях.
3. структура (способы распределения власти, персонала по отделам) - это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации: адаптивная, матричная (люди из разных отделов работают под началом 2-х рук-лей линейного и проектного), продуктовая, дивизиональная, линейно-функциональная.
4. цели - есть конечные конкретные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе. Руководство, осуществляя планирование, разрабатывает цели и сообщает их другим членам организации для того, чтобы дать им возможность знать и понимать к чему они должны стремиться в своей работе. Цели организации определяют ориентацию всех дальнейших решений руководства.
5. задачи - предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее установленные сроки. Задача предписывается не работнику, а должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность получает ряд задач, которые рассматриваются как вклад в достижение целей организации.
Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
СЗХ (Strategic business unit - SBU) - группировка зон бизнеса, основанная на выделении некоторых стратегически важных элементов, общих для всех зон. Такие элементы могут включать частично совпадающий ряд конкурентов, относительно близкие стратегические цели, возможность единого стратегического планирования, общие ключевые факторы успеха, технологические возможности. Пионером применения понятий СЗХ в бизнесе является фирма «Дженерал электрик», которая сгруппировала свои 190 направлений в 43 СЗХ, а затем агрегировала их в 6 секторов.
Управленческое значение концепции СЗХ состоит в том, что она дает возможность диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. СЗХ также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях.
СЗХ может рассматриваться и как отдельный сегмент рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход.
СЗХ характеризуется как определенным видом спроса (потребностей), так и определенной технологией. Как видно из рисунка после выбора СЗХ фирма должна разработать соответствующую номенклатуру изделий. Ответственность за выбор области деятельности, разработку конкурентоспособных изделий и сбытовых стратегий лежит на СХЦ. Как только номенклатура изделий разработана, ответственность за реализацию прибыли ложится на подразделения текущей коммерческой деятельности.
Управление деятельностью фирмы в СХЗ возлагается на стратегические хозяйственные центры (СХЦ), система которых накладывается на существующую организационную структуру фирмы. Число таких центров не постоянно и зависит от реализуемых стратегий и конкретного круга решаемых ими задач. СХЦ должен формировать самостоятельную стратегию, обслуживать внешний рынок, иметь четко определенный круг конкурентов, возможности распоряжаться своей судьбой, получать прибыль, стать центральным звеном планирования и реализации долгосрочных стратегий.
СХЦ осуществляет планирование и реализацию крупных дорогостоящих производственно-сбытовых программ. Но их функционирование основывается на более прочных связях и полномочиях, чем у обычных проектных и программно-целевых структур, поэтому подобная система более гибка и адаптивна к требованиям среды.
Функциональная зона организации – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации в целом.