Транспортный процесс и его элементы
Понятие «транспортный процесс» подразумевает перемещение грузов или пассажиров. Элементом транспортного процесса на автотранспорте является ездка, включающая подачу подвижного состава под погрузку, погрузку груза, его перевозку и выгрузку.
На других видах транспорта не всегда удается выделить отдельную ездку при выполнении перевозок, транспортный процесс может быть сложнее. Вместе с тем, перевозочный процесс включает непременные элементы: начальную операцию в пункте отправления, перемещение объекта перевозки из пункта отправления в пункт назначения, конечную операцию в пункте назначения.
Начальная операцияобычно включает подачу подвижного состава под погрузку, собственно погрузку (грузовая операция), вывод подвижного состава от грузового фронта (склада), документальное оформление перевозки, формирование транспортной единицы (железнодорожного, речного состава, автопоезда и пр.) и могут быть некоторые другие операции.
Конечная операциявключает расформирование транспортной единицы, подачу подвижного состава под выгрузку, собственно грузовую операцию, документальное оформление приема груза, вывод порожнего подвижного состава от грузового фронта и некоторые другие операции.
Второй элемент транспортного процесса, непосредственно перевозка,может быть простым или сложным. Перевозка может быть названа простой, если движение совершается без остановок или с небольшими остановками в пути следования. Если же доставка груза (пассажира) производится с дополнительными операциями, в частности с переформированием в пути следования транспортных единиц, с перецепкой локомотивов, буксиров, тягачей или догрузкой вагонов, судов, автомобилей в промежуточных пунктах, то такая перевозка считается сложной.
Если перевозка выполняется одним видом транспорта, то она называется перевозкой в прямом сообщении.
При участии в перевозке двух и более видов транспорта порядок доставки называют перевозкой в смешанном сообщении.Основная масса грузов смешанного сообщения перевозится двумя или тремя видами транспорта.
Перевозка грузов в смешанном сообщении неизбежно связана с передачей их с одного вида транспорта на другой. Например, перевозка последовательно автомобильным и железнодорожным транспортом предполагает один цикл перевозки автомобильным транспортом (погрузка, перевозка, разгрузка, накопление партии груза для загрузки железнодорожного состава) и один цикл перевозки железнодорожным транспортом (загрузка вагонов, формирование поезда, перемещение груза в пункт назначения, выгрузка груза на складе получателя). Всего, таким образом, число элементов транспортного процесса составит две перевозки, по две загрузки и разгрузки, и, кроме того, одну-две внутрискладские переработки груза. Если же груз доставляется не на склад получателя (при отсутствии подъездных путей), а на станцию назначения, то добавится еще один цикл по доставке груза с железнодорожной станции на склад получателя.
Каждая дополнительная перевалка груза предполагает две-три грузовые операции с соответствующим расходом материальных и трудовых ресурсов, неизбежно сопровождается потерями перевозимых материальных средств, дополнительными простоями подвижного состава, занятостью погрузочно-разгрузочных фронтов и уменьшением скорости продвижения грузов. Сопоставление схем транспортирования грузов наглядно показывает преимущество прямой перевозки, однако последняя не всегда возможна или целесообразна. Прямое сообщение не всегда обеспечивает ускорение доставки и сокращение транспортных расходов по сравнению со смешанным сообщением. Поэтому при наличии альтернативы в выборе способа доставки груза необходимо тщательное технико-экономическое обоснование вариантов доставки с целью выбора оптимального из них.
Дальнейшее развитие транспортных технологий вызывает необходимость регулирования отношений между участниками этого процесса. В связи с этим появились и применяются понятия:
смешанная перевозка – перевозка грузов, пассажиров и багажа, осуществляемая двумя и более видами транспорта;
прямая смешанная (комбинированная) перевозка – перевозка грузов, пассажиров и багажа, осуществляемая двумя или более видами транспорта на основании единого транспортного документа, составленного на весь путь следования.
Перевозка грузов в не в прямом смешанном сообщении осуществляется на основании транспортных документов, составленных на каждый вид транспорта отдельно и может выполняться под контролем оператора смешанной (комбинированной) перевозки.
комбинированная перевозка – перевозка груза на одной и той же транспортной единице от грузоотправителя до грузополучателя с использованием на промежуточном этапе других видов транспорта (вагоны, контейнеры, автомобили на морских паромах; автопоезда, прицепы на специализированных платформах и т.п., т.е. предъявляется к перевозке транспортное средство с грузом), осуществляемая по особой технологии, которая регулируется тем же законодательством, что и прямые смешанные перевозки.
международная смешанная перевозка – перевозка грузов двумя и более видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из пункта в одной стране до обусловленного пункта доставки в другой стране.