Анализ влияния основных факторов на объем выпуска и реализации продукции
Анализ объема и структуры выпуска и реализации продукции
Ретроспективный анализ объема и структуры выпуска продукции проводится в несколько этапов:
1) изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции;
2) анализ выполнения производственной программы по ассортименту;
3) анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы;
4) оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.
Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции проводится с помощью показателей:
- базисных темпов роста;
- цепных темпов роста;
- среднегодовых темпов роста (прироста).
Этап 2. Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.
В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана являлся формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку товаров, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить: степень выполнения договорных обязательств; качество планирования; качество менеджмента. В то же время планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания и т.д.
Анализ выполнения плана выпуска продукции позволяет установить причины неэффективного использования производственного потенциала.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
- по способу наименьшего процента;
- по способу среднего процента, который рассчитывают делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции.
Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации производства, ошибки в планировании.
Для оценки влияния факторов внешнего порядка, например, изменения конъюнктуры рынка (снижения платежеспособного спроса, снижения рыночных цен на продукцию, активизации конкурентов), необходим анализ выпуска товарной продукции в сопоставлении с результатами анализа объема реализованной продукции.
Этап 3. Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
Выполнение плана по структуре означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, определенных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели: себестоимость товарной продукции, уровень рентабельности, объем товарной продукции в стоимостном выражении. Объем товарной и реализованной продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении, но в результате структурных сдвигов в ассортименте, т. е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции.
Этап 4. Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.
Анализ безубыточности предполагает:
- сравнение безубыточного объема за несколько периодов (или сравнение с планом);
- оценку степени «безопасности» предприятия в динамике;
- количественную оценку влияния факторов на безубыточный объем производства;
- расчет планового объема производства для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли.
Безубыточный (критический) объем производства рассчитывается из уравнения, основанного на равенстве выручки от реализации продукции и суммы постоянных и переменных издержек, вытекающем из определения безубыточности:
где р -- цена единицы продукции;
Q -- количество единиц произведенной (реализованной) продукции;
СF -- постоянные издержки в затратах на единицу продукции;
СV -- переменные издержки в затратах на единицу продукции.
Безубыточный (критический)объем может быть рассчитан несколькими способами:
1) минимальный объем выпуска в натуральном выражении:
2) для расчета объема выпуска в стоимостном выражении левая и правая части выражения умножаются на цену (р.).
где Q *р = N -- выручка от реализации (берется без НДС);
СV/Р -удельные переменные издержки, или доля переменных издержек в цене.
3) критический объем продаж может быть рассчитан с использованием величины маржинального дохода. Маржинальный доход МД определяется как разность между выручкой и переменными издержками:
тогда
Анализ факторов и резервов роста объема производства
Основные признаки классификации факторов, влияющих на производство и реализацию продукции, следующие. С точки зрения жизненного цикла продукции анализ должен охватывать процессы: проектирования продукции, подготовки производства, производства, реализации, начиная с момента поставки товаров на рынок и заканчивая снятием товара с продаж. С этой точки зрения выделяют факторы, определяющие производство, сбыт и реализацию продукции
По стадиям кругооборота продукции факторы группируются в сфере производства и сфере обращения готовой продукции.
Выделяют внутрипроизводственные (внутренние) факторы и внешние -- внепроизводственные. Внепроизводственные факторы включают: уровень специализации, уровень поставок сырья и материалов, поставки по кооперации, изменение цен и тарифов на поставки, факторы окружающей среды, в частности охрана окружающей среды. Внутрипроизводственные факторы в соответствии с тремя элементами производственного процесса можно подразделить на три: факторы средств труда, факторы предметов труда, факторы, связанные с использованием самого труда.
Объем производства продукции является первым результатным показателем и оказывает влияние на другие результаты производственно-хозяйственной деятельности).
Поиск резервов облегчается при наличии их классификации, один из вариантов которой приведен на.
Резервы роста объема производства -- это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия.
Приращение объема продукции:
1) в результате создания дополнительных рабочих мест;
2) от ввода нового оборудования;
3) от ликвидации потерь рабочего времени;
4) от ликвидации потери времени работы оборудования;
5) от внедрения мероприятий по совершенствованию технологии и организации производства и труда;
6) в результате улучшения организации производства и труда;
7) от снижения норм расхода сырья и материалов в результате внедрения новых технологий.
Целью анализа объема выпуска продукцииявляется выявление резервов роста объема выпуска продукции, формирование ассортимента реализуемой продукции, расширение доли рынка при максимальном использовании производственной мощности, составление прогноза развития производства.
Первый этап анализа - изучение динамики выпуска произведенной и выпущенной продукции в соответствии с объемом реализованной продукции.
Второй этап анализа -- изучение структурных сдвигов в ассортименте.
Третий этап -- анализ влияния структурных сдвигов на выполнение производственной программы.
Четвертый этап -- факторный анализ объема реализованной продукции и выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Пятый этап - измерение резервов роста объемов производства и факторный анализ влияния объема и эффективности использования отдельных видов ресурсов на объем выпуска продукции.
Шестой этап - оценка безубыточного объема реализации и расчет влияния факторов на изменение безубыточного объема.
Отраслевые особенности отдельных производств, а также учет динамики развития отражаются в системе факторных и результирующих показателей и определяют выбор последовательности действий, шагов, этапов анализа и конкретных методов изучения.
Методологической основой изучения объема выпуска и реализации продукции является применение всей совокупности приемов и способов факторного анализа, многомерного анализа и динамических моделей.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:
1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсам и и эффективность их использования:
ВП = ЧР х ГВ;
РП = ЧР х ТВ х ДВ,
где ЧР — среднесписочная численность работников предприятия;
ГВ — среднегодовая выработка продукции одним работником;
Дв — доля реализованной продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ х ФО;
РП = ОПФ х ФО х Дв,
где ОПФ — среднегодовая сумма основных производственных
фондов предприятия;
ФО - фондоотдача основных производственных фондов;
3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
ВП = МЗ х МО;
РП = МЗ х МО х Дв,
где МЗ — сумма потребленных материальных запасов
для производства продукции;
МО — материалоотдача (производство продукции на рубль материальных затрат).
Влияние данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно рассчитать, используя один из приемов детерминированного факторного анализа.
После этого определяют резервы увеличения производства и реализации продукции, основные источники которых приведены на рисунке: