Понятие управленческого учета, его цель, функции и задачи
Предмет и метод управленческого учета; принципы управленческого учета
1. 3. Сравнение финансового и управленческого видов учета
Управленческий учет в контексте бизнес-среды предприятия
История развития управленческого учета
Понятие управленческого учета, его цели, функции и задачи
Процессы управления предприятием предполагают обеспечение менеджеров всех уровней необходимой информацией в виде набора данных разной степени структурированности и обработки, совокупность которых представляет информационное поле предприятия.
Информационное поле предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем: технико-конструкторской, технологической, экономической и др. Среди них, подсистема, генерирующая экономическую информацию, занимает наибольший удельный вес по объему и значимости в принятии управленческих решений.
В свою очередь, значительное место в подсистеме экономической информации занимают данные трех учетных подсистем: финансового, налогового и управленческого учета, соотношение между которыми представлено на рисунке 1.1.
Информационно-методологическое поле каждой из составляющих учетной системы представлено в виде круга или его сегмента. Информация, регистрируемая и обрабатываемая в рамках процедур управленческого учета, изображена в виде большого круга УУ, в рамках процедур финансового учета - большого круга ФУ. Область пересечения этих двух кругов соответствует их информационной базе - первичной учетной документации, причем область З - это информация о затратах, лежащая в основе производственного учета (ПУ), который, в свою очередь, является частью управленческого учета. Налоговый учет (НУ), хотя и имеет свою собственную методологию, основан на информации, зарегистрированной в системе финансового учета, и поэтому на информационном поле имеет область пересечения с его системой.
ФУ |
НУ |
УУ ПУ |
З |
Рис.1.1. Информационное поле управленческого, производственного,
Финансового и налогового учета
Управленческий учет является аналитической системой формирования и обмена информацией, требуемой для принятия управленческих решений. Он является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.
Управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и предоставления информации о хозяйственной деятельности организации и структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.
Целью управленческого учетаявляется подготовка и предоставление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.
Сущность управленческого учета реализуется посредством ряда функций. Функции управленческого учета можно сгруппировать по двум основным направлениям:
- функции, обеспечивающие организацию потоков релевантной информации для всех уровней управления;
- функции, определяющие содержание информационных потоков, необходимых для управления предприятием.
Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления (рисунок1.2.).
|
Функции управления |
Рис. 1.2. «Управленческая» матрица
Рассмотрим более подробно содержание функций управленческого учета:
Планирование - процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий.
Контроль -проверка реализации плановых показателей - заключается в определении состояния объекта; сопоставлении фактических результатов с плановыми; пересмотре и корректировке планов; выявлении отклонений от запланированного и регулирования.
Оценка - понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель, и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.
Организационная функция - состоит в создании организационной структуры организации, предназначенной для практической реализации поставленных перед ней целей - отделов, бюро, групп, подразделений и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления; установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
Стимулирование- это средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи организации и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают планы (сметы) и исполнительские отчеты об их выполнении. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.
Внутренняя информационная связь - это обмен информацией и отчетностью. Он позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкретизирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период: определяет условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений.
Управленческий учет выступает в качестве информационного фундамента управления внутренней деятельностью организации, ее стратегией и тактикой. Основное его назначение - это аккумулирование информации для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.
Тактика управленческого учетавключает организацию, учет, контроль, мотивацию, анализ и регулирование ранее принятых решений, а также ответственность за их исполнение.
Стратегия управленческого учетапредставляет собой систему анализа, прогнозирования, планирования и координации управленческих решений, определяющих развитие организации на длительный период.