Программа профессионального модуля
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рабочая программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 46.01.01 Секретарь, профстандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», 2015 г., согласована с работодателем.
Организация-разработчик: ГАПОУ СМПК
РАЗРАБОТЧИКИ:
Быкова И.К., преподаватель высшей квалификационной категории
Захарова А.Х., мастер производственного обучения первой квалификационной категории
Муллабаева Н.А., мастер производственного обучения первой квалификационной категории
РЕКОМЕНДОВАНАпредметной (цикловой) комиссией филологических дисциплин ________________. Протокол №____________
Председатель П(Ц)К __________ И.К. Быкова
ОДОБРЕНА НМС ___________________Протокол №____________
Председатель НМС __________ М.Х. Цой
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 ИНФОРМАЦИОННО-ДОКУМЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Содержание обучения по профессиональному модулю
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
- кабинета междисциплинарных курсов;
- лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности;
- лаборатории машинописи на ПК (персональном компьютере).
Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета междисциплинарных курсов:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- специализированная мебель;
- комплект учебно-наглядных пособий по документационному обеспечению управленческой деятельности;
- комплект учебно-наглядных пособий по основам редактирования документов, русскому языку
Технические средства обучения:
- компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;
- технические устройства для аудиовизуального отображения информации;
- аудиовизуальные средства обучения.
Оборудование лабораториии рабочих мест лаборатории информационных технологий в профессиональной деятельности:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- локальная компьютерная сеть с выходом в Интернет;
- принтер, сканер, проектор, плоттер;
- интерактивная доска;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплект учебно-методической документации.
Оборудование лабораториии рабочих мест лаборатории машинописи на ПК:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- программное обеспечение профессионального назначения;
- технические устройства для аудиовизуального отображения информации.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- автоматизированное рабочее место секретаря;
- программное обеспечение профессионального назначения;
- средства малой оргтехники (письменные принадлежности);
- средства обработки бумажных документов;
- средства хранения и поиска документов;
- копировальные средства и аппараты.
4.2. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения данной категории обучающихся.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися.
Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
В колледже созданы специальные условия для получения среднего профессионального образования, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- создание специальных социально-бытовых условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения колледжа, а также их пребывания в указанных помещениях (пандусы с входными группами, телескопические пандусы, перекатные пандусы, гусеничные мобильные подъемники, поручни) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- использование в образовательном процессе специальных методов обучения и воспитания (организация отдельного учебного места вблизи размещения демонстрационного оборудования, дублирование основного содержания учебно-методического обеспечения в адаптированных раздаточных материалах, обеспечение облегченной практической деятельности на учебных занятиях, предупреждение признаков переутомления с помощью динамических пауз, соблюдение рационального акустического режима и обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации, замедленный темп индивидуального обучения, многократное повторение, опора на сохранные анализаторы, функции и системы организма, опора на положительные личностные качества);
- обеспечение преподавателем-предметником организации технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;
- дублирование справочной информации, расписания учебных занятий в адаптированной форме в зданиях колледжа на информационных мониторах и наличие адаптированного официального сайта колледжа по адресу www.mirsmpc.ruдля слабовидящих;
Оснащение колледжа специальным, в том числе компьютерным, оборудованием для осуществления обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению, слуху, движению двумя мобильными классами в составе:
- 12 ноутбуков,
- проектор,
- экран,
- принтер.
Для осуществления обучения лиц с ограниченными возможностями по зрению на ноутбуках установлено программное обеспечение экранного увеличения с речевой поддержкойMagicPro, которое дает возможность:
- легко переключаться между увеличенным изображением экрана ПК и изображением с камеры;
- изменять текст и цвет фона;
- осуществлять захват изображений;
- регулировать уровень контрастности;
- увеличивать изображение на экране;
- использовать голосовое сопровождение текста.
Дополнительные источники
5. Байкова Ю. И.Настольная книга секретаря-референта / Ю. И. Байкова. – М. : Изд-во : ООО «Издательство «Эксмо», 2009. – 312 с.
6. Басаков М. И. Делопроизводство : Конспект лекций / М. И. Басаков. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 192 с.
7. Березина Н. М. Современное делопроизводство/ Н. М. Березина, Л. М. Лысенко, Е. П. Воронцова. – СПб. : Питер, 2007. – 224 с.
8. Быкова Т. А. Подготовка совещаний и заседаний: Практическое пособие / Т. А. Быкова, Т. В. Кузнецова. – М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000. – 320 с.
9. Быкова Т.А. Делопроизводство : учебник. – М. : Изд-во ИНФРА-М, 2013.
10. Быкова Т.А. Документационное обеспечение управления негосударственных организаций: Учебное пособие / Т.А. Быкова, Л.В. Санкина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 288 с. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».
11. Водина Н. С. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум / Н. С. Водина, А. Ю. Иванова, В. С. Клюев, О. Р. Лопаткина, М. Н. Панова, Г. М. Поспелова, И. М. Рожкова. – М. :Издательство: Флинта, Наука. – 315 с.
12. Галахов В. В. Секретарское дело / В. В. Галахов, И. К.Корнеев. – М. : Проспект, 2014. – 608 с.
13. Галахов В. В. Секретарь-референт высокой квалификации. Организация секретарского дела: Учебное пособие для учащихся учреждений НПО / В. В. Галахов. – М. Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
14. ГалустоваО. В. Секретарское дело. Конспект лекций / О. В. Галустова. – М. : Издательство «А-Приор», 2011. – 128 с.
15. Гваева И. В. Делопроизводство : Учебный справочник / И. В. Гваева, С. В. Собалевский. – М. : Тетра Системс, 2011. – 224 с.
16. Гущин В. В. Корпоративное право: Учебник / В. В. Гущин М.: Эксмо, 2006. – 635.
17. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. – 3-е изд., перераб. и доп. / В. В. Галахов, И. К. Корнеев, Г. Н. Ксандопуло, А. В. Пшенко,Е. А. Степанов,В. Ф. Янковая; под ред. И. К. Корнеева, В. А. Кудряева. – М. : Проспект, 2011. – 480 с.
18. Добровольский В. И. Анализ и комментарий корпоративного законодательства и судебной практики / В. И. Добровольский. – М. :ВолтерсКлувер, 2007. – 464 с.
19. Еремина Н. Л. Эффективный секретарь: делопроизводство, организация работы, деловое общение / Н. Л. Еремина. – Новосибирск, 2009. – 192 с.
20. КазанцеваГ. В. Личные документы : Требования к оформлению и образцы документов / Г. В. Казанцева.– М. : Наука, 2010. – 40 с.
21. Кирсанова М. В. Курс делопроизводства. Документационное обеспечение управления / М. В. Кирсанова, Ю. М. Аксенов. – М. : Инфра-М, 2013. – 368 с.
22. КузнецовИ. Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство / И. Н. Кузнецов. – М., 2014. – 576 с.
23. Макарова Н. Компьютерное делопроизводство: Учебный курс / Н. Макарова, Г. Николайчук, Ю. Титова. – СПб. : Питер, 2006. – 416 с.
24. Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : Учеб.пособие для студ. сред. проф. образования / Е. В. Михеева. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
25. Требования к оформлению документов (в ред. постановления Госстандарта РФ от 03.03.3003 г. № 65-ст).
26. Центр компетенции по вопросам документационного обеспечения управления [Электронный ресурс] / 2012; – http://www.edou.ru/enc/.
Дополнительные источники
Периодические издания
Журналы: «Справочник секретаря и офис-менеджера», «Секретарь–референт», «Делопроизводство», «Современные технологии делопроизводства и документооборота», «Секретариат в вопросах и ответах», «Секретарь.ru», «Кадровое делопроизводство», «Секретарское дело».
Интернет-ресурсы
Электронный ресурс Национальной ассоциации секретарей. – Режим доступа: http://www.sekretariat.ru.
Электронные справочные системы
Электронно-правовая система «КонсультантПлюс».
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля определяет следующие межпредметные связи: «Экономика организации», «Основы этики и психологии профессиональной деятельности», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы секретарского обслуживания».
Реализация программы модуля предполагает рассредоточенную учебную практику параллельно с изучением каждого раздела. Занятия по учебной практике проводятся в лаборатории машинописи на ПК с использованием специализированного программного обеспечения.
Производственная практика проводится концентрированного после освоения всех разделов модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля «Информационно-документационная деятельность» является освоение междисциплинарного курса «Документационное обеспечение управления» и учебной практики.
Аттестация по итогам производственной практики проводится на основании результатов, подтверждаемых отчетами и дневниками практики обучающихся. А также отзывами руководителей практики обучающихся.
Учебная и производственная практика (по профилю профессии) завершаются зачетом обучающимися освоенных общих и профессиональных компетенций.
Результаты прохождения учебной и производственной практики (по профилю профессии) по модулю учитываются при проведении государственной (итоговой) аттестации.
При проведении лабораторных и практических занятий в рамках освоения междисциплинарного курса «Документационное обеспечение управления» в зависимости от изучаемой темы предполагается деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.
Изучение программы модуля завершается итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются в форме комплексной оценки выполнения обучающимися зачетных мероприятий по модулю.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Документационное обеспечение управления» и профессии 034700.01 Секретарь.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарного курса, а также преподаватели общепрофессиональных дисциплин: «Экономика организации», «Основы этики и психологии профессиональной деятельности», «Правовые основы профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности».
Мастера: наличие обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года, имеющие опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1. Составлять, редактировать и оформлять организационно-распорядительную документацию, создаваемую в организации, согласно требованиям ГОСТ по оформлению документов с использованием современных видов организационной техники. | Правильность выбора соответствующего бланка для оформления документа. Правильность оформления составных частей и реквизитов документов в зависимости от вида документа. Правильность составления и оформления делового письма, телеграммы, телефонограммы, объяснительной и докладной записок, служебной справки, различных видов актов, приказов и выписок из приказа, протокола и выписки из протокола, различных видов заявлений по личному составу, приказов по личному составу, личной карточки формы Т-2, комплектования личного дела автобиографии, резюме, трудового контракта; заполнения и ведения трудовой книжки. Развитие навыков обращения со справочным материалом. Правильность употребления произносительных норм. Анализ распространенных ошибок при употреблении языковых норм. Правильность использования терминологии деловой речи, построения текстов официально-деловых документов. Правильность проверки фактического материала, употребления корректурных знаков в ходе правки официально-деловых текстов. Правильность редактирования служебных документов; подготовки документов различной степени сложности. Правильность выбора программного и аппаратного обеспечения для организации работы по документационному обеспечению управления, создания, редактирования служебных документов. Правильность использования приемов форматирования при работе в текстовых процессорах, электронных таблицах. Владение мультимедийными технологиями. | Оценка в рамках текущего контроля: - Результатов тестового контроля по выбору бланка, по составу и содержанию реквизитов и документов. - Результатов практической работы по оформлению бланков, реквизитов, документов. - Результатов выполнения практических заданий по темам. - Результатов контрольных работ по темам. - Результатов выполнения лабораторных работ по темам. Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик. |
ПК 2. Организовывать документооборот в организации с использованием современных видов организационной техники | Правильность организации схем движения документов в учреждении, содержания работы по приему, передаче и отправке документов. Правильность обработки поступающей, отправляемой и внутренней корреспонденции; выбора формы регистрации в зависимости от категории учреждения и объема документооборота, заполнения регистрационных форм, составления картотек и работы с ними; определения категорий документов, подлежащих контролю, ведения контроля исполнения документов. Владение технологией работы с информационными системами, технологией создания и ведения баз данных с использованием информационных технологий. Владение приемами работы в системах автоматизированного делопроизводства и электронного документооборота. | Оценка в рамках текущего контроля: - результатов тестового контроля - Результатов практической работы по заполнению регистрационных форм. - Результатов выполнения лабораторных работ. Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик. |
ПК 3. Составлять и оформлять номенклатуру дел организации, формировать дела в соответствии с утвержденной номенклатурой, обеспечивать их сохранность в текущем делопроизводстве с использованием современных видов организационной техники. | Правильность назначения и области применения, составления и оформления индивидуальной номенклатуры дел. Правильность составления заголовков дел, заполнения граф номенклатуры дел. Правильность составления и оформления итоговой записи, удостоверения сводной номенклатуры дел и структурного подразделения. Правильность заведения и формирования дел в соответствии с номенклатурой дел, систематизации документов внутри дела. | Оценка в рамках текущего контроля: - Результатов тестового контроля. - Результатов практической работы по оформлению номенклатуры дел и итоговой записи. - Результатов выполнения лабораторных работ. Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля в ходе проведения учебной и производственной практик. |
ПК 4. Осуществлять подготовку дел к передаче на архивное хранение. | Правильность выбора папок, используемых в качестве обложек для дел постоянного и временного сроков хранения, их оформления, внесения изменений и уточнений в обложку дела. Правильность хранения дел в текущем делопроизводстве, составления заверительной надписи и внутренней описи документов, сохранности документов и дел, выдачи дел во временное пользование, передачи дел на архивное хранение. | Оценка в рамках текущего контроля: - Результатов тестового контроля по темам. - Результатов практической работы по оформлению обложки дела, заверительной надписи и внутренней описи. |
ПК 5. Выполнять машинописные работы различной степени сложности. | Владение техникой «слепого» десятипальцевого метода письма при работе на печатающем устройстве. Обеспечение скорости и качества письма при оформлении материала различной степени сложности. | Оценка освоения профессиональных компетенций в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации, в ходе выполнения практических работ: проведения учебной и производственной практик. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Проявление интереса к выбранной профессии, постоянное самосовершенствование и повышение профессионального уровня. | Наблюдение и оценка деятельности обучающихся в образовательном процессе, на практических занятиях, при выполнении работы по учебной и производственной практике. Наблюдение и оценка активности студента в процессе учебно-воспитательных мероприятий профессиональной направленности («День секретаря», конкурсы профессионального мастерства). |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Обоснование выбора и профессиональное применение методов и способов решения задач в процессе выполнения должностных обязанностей по документационному обеспечению управления. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Проявление способности профессионально принимать решения в различных производственных ситуациях, нести ответственность за результаты выполненной работы. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Поиск и использование информации для профессионального выполнения обязанностей по обеспечению документационного управления. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Выполнение различных видов работ по документационному обеспечению управления с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Наблюдение и оценка деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях на ПК и подготовке презентаций при проведении учебно-воспитательных мероприятий по различной тематике. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в процессе обучения и сотрудниками организаций в период производственной практики | Наблюдение и оценка коммуникативной деятельности обучающегося в процессе обучения, учебной и производственной практики. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Владение основами медицинский знаний, приемами их практического применения. Проявление интереса к воинской службе (для юношей). | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при проведении учебно-воспитательных мероприятий. |
ОК 8. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения; использовать методы и средства делового общения. | Использование норм и правил поведения в процессе обучения, методов и средств делового общения при выполнении должностных обязанностей в период производственной практики. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике, при проведении учебно-воспитательных мероприятий по различной тематике. |
ОК 9. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Использование полученных в процессе обучения профессиональных знаний в качестве базовых для повышения профессионального уровня и дальнейшего карьерного роста. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
ОК 10. Соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, санитарии и гигиены, охраны труда. | Соблюдение правил техники безопасности труда, противопожарной безопасности, гигиены и охраны труда в процессе обучения и в период прохождения производственной практики. | Наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ СТУДЕНТОВ
Оценка «отлично» ставится:
1. Полное изложение изученного материала, правильное определение понятий.
2. Понимание материала, обоснование своего суждения, применение знаний на практике, умение привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные.
3. Правильное и последовательное изложение материала с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «хорошо» ставится:
Ответ удовлетворяет тем же требованиям, что и оценка «5», но допускается:
· 1-2 ошибки, которые тут же исправляются;
· 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «удовлетворительно» ставится:
Есть знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) материал излагается неполно, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) неумение достаточно и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) материал излагается непоследовательно, допускаются ошибки в языковом оформлении.
Оценка «неудовлетворительно» ставится:
1. Незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала.
2. Допускаются ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл.
3. Беспорядочное и неуверенное изложение материала.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ