Что представляет собой законодательство Украины об охране труда?
Тема 2/1-2
Правовые и организационные вопросы охраны труда. Понятие «Охрана труда», значение и цель предмета. Правила внутреннего распорядка. Коллективный договор. Права работников на охрану труда во время работы и во время подписания трудового договора. Обязанности работников при соблюдении нормативно- правовых актов по охране труда.
Охрана труда –это система правовых, социально- экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Главной целью охраны труда на предприятии является создание на каждом рабочем месте безопасных условий труда, безопасной эксплуатации оборудования, уменьшение или полная нейтрализация действий вредных и опасных производственных факторов на организм человека и как следствие снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Работодатель – владелец предприятия, учреждения организации или уполномоченный им орган, независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования, и физические лица, используемые наёмный труд.
Работник – лицо, работающее на предприятии, в организации, учреждении и исполняющее обязанности или функции согласно трудовому договору.
Что представляет собой законодательство Украины об охране труда?
Законодательство об охране труда представляет собой самостоятельную ветвь трудового права и состоит из Закона Украины «Об охране труда», Кодекса законов о труде Украины, Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.
Закон Украины «Об охране труда» (№229-IV от 21.11.2002 г.), введённый в действие с 18 декабря 2002 года, определяет основные положения конституционного права граждан на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда, а также устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.
Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности»
С 1 апреля 2001 года введён в действие.
Согласно этого закона, был создан Фонд социального страхования от несчастных случаев. Финансирование Фонда осуществляется в основном за счёт взносов работодателей. Размер взносов зависит от класса профессионального риска производства и страхового тарифа. Всего 67 классов профессионального риска. Железнодорожный транспорт отнесён к 31 классу. Отнесение производства к тому или иному классу осуществляется Постановлением Правительства. Размер страхового тарифа для 31 класса составляет 1,71 % от фонда оплаты труда
Задачи фонда:
1. осуществление профилактических мероприятий направленных на уничтожение опасных и вредных производственных факторов;
2. возмещение материального и морального ущерба застрахованному;
3. восстановление здоровья и трудоспособности потерпевших на производстве от несчастных случаев и профзаболеваний;
Работодатель после 01.04.2001г. оплатив фонду взнос, не имеет отношения с потерпевшими по вопросу возмещения ущерба, между работодателем и пострадавшим стоит Фонд социального страхования, который взял у работодателя деньги и обязался заниматься профилактикой травматизма, а при произошедшем несчастном случае возмещать пострадавшему ущерб.
Правила внутреннего распорядка
Для работников на предприятии являются основным нормативным актом регулирующим вопросы дисциплины и организации внутреннего трудового распорядка. Разрабатываются на основе типовых правил, с учетом условий работы данного предприятия. В правилах внутреннего распорядка конкретизируются обязанности администрации, работников, вопросы приема работников и увольнения, использование рабочего времени, порядок применения поощрений и взысканий с нарушителей трудовой дисциплины.
Коллективный договор.
В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений.
Коллективные договора заключаются на всех предприятиях, организациях на срок, определённый самим договором, как правило, на год. Подписывается двумя сторонами: с одной стороны руководство предприятия подписывает руководитель, с другой стороны трудовой коллектив подписывает профком.
Структура коллективного договора:
- вопросы экономического развития;
- рабочее время, время отдыха;
- вопросы нормирования, оплаты;
- вопросы улучшения условий охраны труда;
- социально-экономические гарантии и компенсации;
- социальное развитие трудового коллектива (обеспечение жильём, организация отдыха)
- участие ПК в управлении производством.
В коллективный договор вносятся приложения:
- перечень профессий и должностей, которым установлена доплата за вредные условия труда;
- перечень работников, которым установлен дополнительный отпуск за вредные условия труда;
- перечень профессий и должностей, которым выдаётся молоко мыло, спецодежда;
- комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышения существующего уровня охраны труда.
Коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии социально-бытовые льготы.
Коллективные договора подписываются и регистрируются в исполкомах.
И не реже двух раз в год вопросы выполнения коллективного договора рассматриваются на конференции.
Органы управления охраной труда в Украине. Ответственность за нарушения законодательства об охране труда. Обучение вопросам охраны труда, инструктажи. Понятие о производственном травматизме и профзаболеваниям. Основные причины и мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваниям. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Управление охраной труда осуществляется на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне предприятий,организаций и учреждений.
На государственном уровне управление охраной труда осуществляет Кабинет Министров через Министерство труда и социальной политики и Государственный комитет по надзору за охраной труда (Госнадзорохрантруда).
На региональном уровне управление охраной труда осуществляют государственные администрации и территориальные управления.
На отраслевом уровне управление охраной труда осуществляет Министерство Транспорта, Укрзализныця, Дороги, наши предприятия и учреждения.
Управление охраной труда на всех уровнях основывается на системе законодательных, правовых нормативных актов.
Задачи системы управления охраной труда, указанные в «Основных положениях управления работой по охране труда на ж.д. транспорте» (ЦЗТ/4247,1985 г.)
1. Пропаганда и обучение по охране труда.
2. Безопасность оборудования и подвижного состава.
3. Безопасность зданий и сооружений.
4. Безопасность технологических процессов.
5. Средства индивидуальной защиты.
6. Режим труда и отдыха.
7. Санитарно-бытовое обеспечение.
8. Санитарно-гигиеническое обслуживание.
9. Медицинское освидетельствование.
10. Трудовая дисциплина.
Виды контроля за состоянием охраны труда на предприятии.
Целью контроля является предупреждение и выявление отступлений от стандартов, норм и правил охраны труда, а также проверка выполнения должностными лицами и специалистами, рабочими своих обязанностей, предусмотренных СУОТ (системой управления охраной труда).
Виды контроля:
§ оперативный – осуществляется контролирующими службами предприятия (служба охраны труда, служба технического надзора и др.)
§ общественный – осуществляется профсоюзными комитетами
§ административно – общественный (трёхступенчатый)
1-яступень осуществляется ежедневно руководителем среднего звена. Результаты проверок заносятся в журнал трёхступенчатого контроля.
2-яступень осуществляется один раз в 10 дней лицом, ответственным за проведение второй ступени контроля, согласно Положения о контроле на предприятии. Это может быть зам. начальника, руководитель цеха, мастер и т.д. Результаты проверок заносятся в журнал трёхступенчатого контроля.
3-яступень осуществляется 1 раз в месяц комиссией. В состав комиссии входит: руководитель предприятия, инженер по охране труда и представитель профсоюзного комитета предприятия.
§ ведомственный контроль – осуществляется вышестоящими хозяйственными органами с участием профсоюзных органов.
§ периодический контроль органов государственного надзора за охраной труда.
§
Инструктажи.
По характеру и времени проведения инструктажи подразделяются на такие:
§ вводный;
§ первичный;
§ повторный;
§ внеплановый;
§ целевой.
Вводный инструктаж проводится специалистом службы охраны труда предприятия (это единственный инструктаж, который проводит специалист службы охраны труда):
- со всеми работниками, вновь принятыми на работу независимо от их образования и стажа работы;
- с работниками других организаций, прибывших на предприятие и принимающих участие в производственном процессе;
- с учащимися, прибывшими на предприятие для прохождения производственной практики
- во время экскурсии на предприятие;
- с учащимися, слушателями, студентами которые обучаются в учебных заведениях при оформлении или зачислении в учебное заведение.
Запись о проведении вводного инструктажа заносится в специальный журнал регистрации вводного инструктажа, который хранится в службе охраны труда, а также в документе о приёме работника на работу.
Первичный инструктаж проводится руководителем структурного подразделения на рабочем месте до начала работы начальником цеха, мастером, инструктором:
- с вновь поступившим на предприятие работником;
- с работником, который переводится из одного цеха производства в другой цех;
- с работником, который будет выполнять новую для него работу;
- с прикомандированным работником, который непосредственно принимает участие в производственном процессе на предприятии;
- с учениками учебных заведений до начала занятий в каждом кабинете, лаборатории, где учебный процесс связан с опасными или вредными факторами;
- с учащимися учебных заведений перед выполнением учебного задания, связанного с использованием разных механизмов, инструментов.
Первичный инструктаж проводится по программе, составленной с учётом требований соответствующих инструкций по охране труда и технической документации. Ориентировочный перечень вопросов первичного инструктажа приводится в Типовом положении об обучении по вопросам охраны труда.
Запись о проведении первичного инструктажа производится в Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда, который хранится в структурном подразделении.
Повторныйинструктаж проводится руководителем структурного подразделения со всеми работниками на работах с повышенной опасностью 1 раз в квартал, на других работах – 1 раз в полгода. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа в полном объёме.
Запись о проведении повторного инструктажа производится в Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда, который хранится в структурном подразделении.
Внеплановыйинструктаж проводится руководителем структурного подразделения непосредственно на рабочем месте индивидуально или с группой лиц, которые выполняют однотипные работы:
- при введении в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнений к ним;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструментов;
- при нарушении работниками требований нормативных актов об охране труда, которые могли привести или привели к травмам, авариям, пожарам;
- при незнании работниками требований безопасности относительно работ, которые им выполняются;
- при перерыве в выполнении работ более чем на 30календарных дней – для работ с повышенной опасностью, а для остальных видов работ – более 60 календарных дней;
С учащимися, студентами и слушателями в кабинетах, лабораториях в случае нарушения ими требований нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т.д.
Запись о проведении внепланового инструктажа производится в Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда, который хранится в структурном подразделении.
Целевойинструктаж проводится с работниками:
- при выполнении разовых работ, не предусмотренных трудовым соглашением;
- при ликвидации аварии, стихийного бедствия;
- при проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск;
С учащимися, студентами и слушателями в случае организации массовых мероприятий (экскурсии, походы, спортивные соревнования и т.п.).
Запись о проведении целевого инструктажа производится в Журнале регистрации инструктажей по вопросам охраны труда, который хранится в структурном подразделении.
Все инструктажи завершаются проверкой знаний, устным опросом. Знания проверяет лицо, проводившее инструктаж.
Санитарно-производственные:
- приобретение или изготовление приспособлений, защищающих работающих
от действий электромагнитных, радиоактивных излучений, пыли, газа, шума. и т.д.;
- установка новых и реконструкция действующих вентиляционных систем, систем отопления, установка кондиционеров;
- реконструкция и переоборудование душевых, гардеробных помещений.
Медико-профилактические:
- приобретение моющих и обезвреживающих средств, спецодежды;
- организация профилактических медосмотров;
- выдача молока, организация лечебно-профилактического питания.
Служебное расследование.
Если произошёл несчастный случай на производстве, то приказом по предприятию создаётся комиссия. В состав комиссии входят: специалист службы охраны труда предприятия (председатель), руководитель структурного подразделения в котором произошёл несчастный случай, представитель профсоюзной организации и представитель Фонда социального страхования.
Комиссия обязана в течение 3 суток:
- обследовать место несчастного случая, получить объяснение потерпевшего, если это возможно, опросить свидетелей несчастного случая;
- определить соответствие условий труда и его безопасности требованиям законодательства об охране труда;
- определить, связан ли этот случай с производством;
- установить виновных, допустивших нарушения требований законодательства об охране труда; разработать мероприятия по недопущению подобных несчастных случаев;
- составить акт расследования несчастного случая по форме Н-5,а также акт по форме Н-1, если несчастный случай связан с производством, или акт по форме НПВ, если комиссия считает, что несчастный случай не связан с производством и передать их на утверждение работодателю.
На учёт по результатам расследования берутся несчастные случаи, произошедшие с потерпевшим:
§ в рабочее время, на рабочем месте при выполнении своих трудовых обязанностей;
§ по пути на работу с работы на транспорте предприятия
§ если работник выполнял задание руководителя на служебном транспорте;
§ если работник пользовался собственным транспортом в служебных целях (если это оформлено должным образом – договор между владельцем автомобиля и предприятием);
§ на протяжении времени, необходимого для приведения в порядок средств производства, одежды, средств защиты, рабочего места, а также для личной гигиены;
§ если один работник оказывал помощь другому работнику (действия в интересах предприятия);
§ в случае ликвидации аварии, случаев катастроф;
§ в командировке, при следовании в командировку и из неё;
§ во время перерыва для отдыха (приёма пищи);
§ при наличии производственного фактора (тех. занятия, совещания – в выходные дни).
Не берутся на учёт по результатам расследования несчастные случаи, произошедшие с потерпевшим:
§ если работник использовал оборудование производства в личных целях (исключением является, если оборудование было не исправно);
§ во время следования на работу, с работы пешком или на общественном транспорте;
§ в состоянии алкогольного опьянения, если работник был отстранён от работы, порядком определённым в коллективном договоре;
§ в результате отравления алкоголем, наркотическими средствами, токсическими отравляющими веществами, а также последствия их воздействия (инсульт, остановка сердца и т.д.);
§ случаи природной смерти (самоубийства);
§ при совершении преступления работником (при наличии заключения прокуратуры).
Специальное расследование
Проводиться в течение 10 суток. В состав комиссии входит представитель Госнадзорохрантруда и является её председателем.
Специальному расследованию подлежат:
§ несчастные случаи со смертельным исходом;
§ групповые несчастные случаи, которые произошли одновременно с двумя и более работниками в независимости от степени тяжести повреждения их здоровья;
§ случаи смерти работников на предприятии;
§ случаи исчезновения работников во время выполнения трудовых (должностных) обязанностей;
§ несчастные случаи с тяжёлыми последствиями, в том числе с возможной инвалидностью потерпевшего.
Тема 2/5-6
ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕСТНИЦАМ.
При использовании на работах приставных лестниц необходимо обращать внимание на их исправность. Не брать лестниц без номеров, даты испытания.
Ступени деревянных лестниц должны быть врезаны в тетивы, которые под второй ступенькой снизу и сверху, не реже, чем через 2 м следует скреплять стяжными болтами. Запрещается применять лестницы обитые гвоздями.
Длина деревянной лестницы не должна превышать 5 м. Деревянная лестница испытывается через каждые 6 месяцев, а металлические через 12 месяцев.
Испытание: статическая нагрузка в 120 кг, приложенная к одной из ступеней в середине пролета, установленной под углом 75°
Общая длина приставкой лестницы должна обеспечивать возможность производить работу стоя на ступени, находящийся на расстоянии не менее 1м от верхнего конца, при этом работник должен закрепляться карабином предохранительного пояса к надёжным элементом конструкции.
Нижние концы приставных лестниц должны иметь упоры в виде острых металлических или резиновых наконечников в зависимости от материала опорной поверхности.
Места установки приставных лестниц на участках движения транспорта или людей надлежит ограждать или охранять.
ЗНАКИ БЕЗОПАСТНОСТИ.
Безопасность работ на производстве главным образом зависит от доходчивости, скорости и точности зрительной информации. Особую роль играют знаки безопасности.
Знаки безопасности труда предназначены для привлечения внимания работающих к непосредственной или возможной опасности, о необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешают или запрещают определенные действия работающих, а также для получения необходимой информации.
Если знак безопасности установлен на воротах или входных дверях помещения, при въезде на объект или участок, это значит, что действие знака распространяется на всё помещение, на весь объект или участок.
Знаки безопасности должны контрастно выделяться среди окружающей среды и быть в поле зрения людей, которых они касаются. Форма, размер и цвет знаков безопасности должны соответствовать действующему стандарту.
Знаки безопасности устанавливают в местах возможной опасности для работающих, а также на рабочем оборудовании, что является источником опасности. Они подразделяются на четыре группы: запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные.
Запрещающие знаки (используют красный цвет)– запрещают определенные действия, («Запрещено курить», «Запрещено использование открытого огня».
Предупреждающие знаки (желтого цвета) – предупреждают о возможной опасности, («Осторожно. Движение транспорта»), («Опасная зона. Работает кран».
Предписывающие знаки (зелёного цвета) – разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда. («Здесь работать в безопасном поясе».
Указательные знаки (синего цвета) – предназначены для обозначения местонахождения различных объектов, пунктов отдыха, убежищ и т.д.
(«Запасной выход», «Убежище 100 м »).
Тема 2/7-8
Средства коллективной и индивидуальной защиты от вредных и опасных производственных факторов. Примеры контроля безопасных условий труда.
Средства защиты работающих – средства, применение которых предотвращает или уменьшает воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Они подразделяются на коллективные и индивидуальные средства защиты.
Средство коллективной защиты – средство, предназначенное для предохранения двух и более работающих от вредного фактора производства.
Средства коллективной защиты предназначены для:
1. Нормализации воздушной среды производств помещений и рабочих мест. (вентиляция, кондиционеры, отопление и т.д.).
2. Нормализации освещения производственных помещений и рабочих мест, (источники света, осветительные приборы, светофильтры).
3. Защиты от ионизирующих, инфракрасных, ультрафиолетовых, электромагнитных, лазерных, магнитных и электрических полей (ограждение, герметизация, знаки безопасности, автоматический контроль и сигнализация).
4. Защиты от шума, вибрации (ограждения, звукоизоляция, виброизоляция).
5. Защиты от поражения электрическим током (разные виды ограждения, защитные заземление, автоматическое отключение, дистанционное управление).
6. Защиты от действий механических факторов (ограждения, автоматический контроль и сигнализация, знаки безопасности.
7. Защиты от химических факторов (ограждение, герметизация, вентиляция, знаки безопасности).
8. Защиты от высоких и низких температур окружающей среды (ограждения, автоматический контроль и сигнализация, термоизоляции).
Средство индивидуальной защиты – средство индивидуального использования для предохранения работающего от воздействия опасного и вредного производственного фактора.
Средства индивидуальной защиты, в зависимости от предназначения подразделяются на такие:
1. Изолирующие костюмы (пневмокостюмы, скафандры).
2. Средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы).
3. Специальная одежда (комбинезоны, куртки, штаны, костюмы).
4. Специальная обувь (ботинки, галоши, валенки).
5. Средства для защиты рук (рукавицы).
6. Средства для защиты глаз (очки).
7. Средства для защиты лица (защитные маски).
8. Средства для защиты головы (каски, шапки).
9. Средства для защиты от падения с высоты (предохранительные пояса, манипуляторы).
10. Средства защиты органов слуха (противошумные шлемы, наушники).
11. Защитные дерматологические средства (разные смывающие средства, пасты, кремы, мази).
Спецодежда и спецобувь обеспечивают защиту работника и его работоспособность. Они должны сохранять гигиенические и эксплуатационные качества на протяжении всего времени эксплуатации при условии ухода за ними.
ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦОДЕЖДЕ.
Для предотвращения и уменьшения воздействия на приёмосдатчиков груза и багажа опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте, они должны быть одеты в спецодежду в соответствии с сезоном и климатическими условиями, которая должна быть исправна и отвечать размеру и росту работника, которому она выдается.
Согласно нормам спецодежда выдается бесплатно:
1. костюм хлопчатобумажный – на 12 месяцев;
2. плащ прорезиненный (во время выполнения грузовых операций на открытом воздухе) – на 36 месяцев;
3. рукавицы комбинированные – 1 месяц;
4. ботинки кожаные или полуботинки женские – 12 месяцев;
5. сигнальный жилет – 6 месяцев;
При внешних работах зимой дополнительно:
6. теплозащитный костюм – 36 месяцев;
7. валенки – 36 месяцев;
8. калоши на валенки – 36 месяцев.
Спецодежда, которая выдается бесплатно, считаются собственностью предприятия, поэтому работники должны бережно относиться к спецодежде.
Собственную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной, которые необходимо содержать в чистоте и порядке.
Осмотрщик вагонов обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее для стирки и ремонта.
Спецодежда подлежит обязательному возврату при увольнении работника, переводе его в том же предприятии на другую работу, для которой спецодежда не предусмотрена нормами.
Тема 2/9-10
Техника безопасности при обслуживании и защита от наезда подвижного состава. План ликвидации аварии и действия в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на предприятии. План эвакуации людей из помещений в случае аварии.
Работа осмотрщиков вагонов непосредственно связана с обслуживанием подвижного состава при движении поездов и производстве маневров. Железнодорожный путь является опасной зоной вследствие наличия угрозы наезда подвижного состава на людей. Поэтому, находясь на путях, необходимо быть особенно внимательным, соблюдать все требования безопасности, так как нарушение их может привести к тяжелому несчастному случаю.
Прежде всего, работники не должны находиться на путях без производственной необходимости. Подходя к пути, надо внимательно осмотреться и убедиться в том, что по этому пути не приближается подвижной состав, и только после этого переходить путь под прямым углом. При этом не следует наступать на рельсы и становиться между остряками и рамными рельсами или в желоба крестовины стрелочного перевода. Нельзя переходить или перебегать путь перед приближающимся поездом, локомотивом или маневровым составом.
Вдоль пути идти можно только посередине междупутья или обочине земляного полотна на расстоянии не ближе чем 2 м от крайнего рельса. При этом надо внимательно прислушиваться и чаще осматриваться, наблюдая за движением поездов по смежным путям. Идти внутри колеи и по концам шпал запрещается. Чтобы не споткнуться, необходимо обращать внимание на кабельные стойки, муфты, коробки, дроссель - трансформаторы, тяги, электроприводы и другие устройства, и предметы, находящиеся на территории станции.
На территории станций организуют наиболее безопасные маршруты служебного прохода. Вдоль таких маршрутов устанавливают указательные знаки «Служебный проход » в виде прямоугольника синего цвета. На территории станции могут быть и запрещающие знаки «Проход запрещен » в виде круга с красной каймой, предупреждающие знаки «Берегись поезда » и «Осторожно! Негабаритное место » в виде треугольника желтого цвета с черной каймой.
Сооружения и устройства, расположенные с отступлением от габарита приближения строений, должны иметь предупреждающую окраску. Такую же окраску должны иметь сооружения и устройства, если между ними и подвижным составом персоналу находиться опасно. Основным цветом предупреждающей окраски является желтый, а вспомогательным ¾ черный. Окраску выполняют в виде чередующихся желтых и черных полос равной ширины, при этом полосы располагают под углом 45°.
При переходе через пути, занятые вагонами, надо пользоваться тормозными площадками вагонов или обходить стоящий состав на расстоянии не менее 5 м от крайнего вагона или локомотива. Нельзя проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 10 м. Запрещается пролезать под стоящими вагонами, переходить по сцепным приборам, а также пользоваться тормозными площадками вагонов движущегося поезда.
Прежде чем воспользоваться переходной площадкой, необходимо убедиться, что специальные поручни, подножки, настил площадки и ограждения со стороны автосцепки исправны, не имеют обрывов и деформации. Спускаться с площадки необходимо лицом к вагону, держась обеими руками за поручни и предварительно убедившись, что внизу нет ям, запасных частей и посторонних предметов (проволока, стекла, и др.)
Вовремя встречи поезда (пропуска) работники должны находиться на специально отведенном для этого месте (островок безопасности) или не ближе 2 м от крайнего рельса при скорости движения поездов до 140 км/ч.
На электрифицированных путях не допускается подниматься на крышу вагонов, контейнеров, на машины и другую крупногабаритную технику, размещенную на платформах или в полувагонах. Выполнять техническое обслуживание, при котором работники или предметы, какими они пользуются, могут приблизиться до контактного провода или части контактной сети, что находиться под напряжением на величину, менее 2 м.
Не допускается проверять состояние люков (крышек) цистерн и вагонов под контактной сетью, так как это связано с подъемом на них.
При необходимости подъёма на вагон, контейнер, цистерну или выполнения технического обслуживания на электрифицированном пути, контактная сеть должна быть предупредительно выключена и заземлена установленным порядком работниками станции электроснабжения.
При определении выявления нарушений габарита, обрыва проводов контактной сети линии электропередачи, что пересекает железнодорожные пути, а также снятие с проводов посторонних предметов и других отклонений от норм нормативных актов охраны труда, работники станции должны немедленно сообщить об этом дежурному по станции, маневровому диспетчеру, энэргодиспетчеру или поездному диспетчеру. До приезда аварийной бригады опасное место необходимо оградить и принять меры по недопущению людей на расстояние ближе 10 м к оборванному проводу.
Особую бдительность необходимо проявлять при нахождении на железнодорожных путях в темное время суток и при неблагоприятных метеорологических условиях, когда видимость и слышимость значительно ухудшаются. Головной убор в зимний период не должен снижать слышимость звуковых сигналов и команд. Зимой необходимо также остерегаться наледей, сугробов снега, чтобы не поскользнуться и не упасть.
План ликвидации аварий.
На предприятии должен быть разработан и утвержден в установленном порядке план действий вовремя ликвидации аварии.
В плане ликвидации аварии рассматриваются возможные аварийные ситуации, действия должностных лиц и работников предприятия, а также обязанности работников других предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются к ликвидации аварии.
План составляется по таким основным принципам:
1. Обеспечение безопасности персонала на месте аварии;
2. Гарантия безопасности других людей на месте аварии и вокруг нее;
3. Защита окружающей природной среды;
4. Защита имущества.
План ликвидации аварии должен легко выполняться в местных условиях.
С планом необходимо ознакомить всех работающих, а для тех, кто берет непосредственное участие в ликвидации аварии, необходимо организовать периодическое практическое обучение (обучение практическим действиям во время ликвидации аварии).
План ликвидации аварии включает в себя:
1. Действия персонала, руководства, поддержание связи.
2. Предаварийное планирование.
3. Распознавание и предупреждение потенциальных аварий.
4. Первую (доврачебную) помощь пострадавшим.
5. Средства оповещения на рабочих местах.
6. Безопасное расстояние от аварии до места укрытия.
7. Функционирование системы тривоги, которая оповещает работников об аварии.
8. Безопасность и контроль на рабочем месте.
9. Индивидуальные средства защиты.
10.Маршруты и способы эвакуации.
11.Отчетность об аварии.
План эвакуации из помещений в случае аварии.
План эвакуации во время аварии – документ, в котором указанны эвакуационные пути и выходы, установленные правила поведения людей, а также порядок и последовательность действий персонала, который обслуживает объект на случай аварии.
При разработке плана эвакуации работников из помещения особое внимание уделяется путям эвакуации.
В случае аварии эвакуационные пути должны обеспечивать безопасную эвакуацию всех людей, которые находятся в помещении, через эвакуационные выходы.
Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений:
1. первого этажа непосредственно наружу или через коридор, вестибюль, лестничную клетку;
2. любого этажа, кроме первого, в коридор, который ведет к лестничной клетке;
3. к соседнему помещению, которое обеспечено эвакуационными выходами, на том же этаже.
Выходы наружу разрешаются через тамбуры. Эвакуационных выходов из здания с каждого этажа должно быть не меньше двух. Пути эвакуации должны быть шириной не менее 1м, двери – 0,8 м. Установка винтовых лестниц, подъемных дверей и ворот, а также дверей, которые вращаются, и турникетов на путях эвакуации не разрешается.
Двери на пути эвакуации должны открываться в направлении выхода из помещения. Внешние эвакуационные двери помещений не должны иметь засовов, которые открываются снаружи без ключа.
Тема 2/11-12
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО (ОТЦЕПОЧНОГО) РЕМОНТА ВАГОНОВ.
Для прохода рабочих к месту выполнения работ и назад должны быть определенные маршруты движения, которые обозначены указателями “Служебный проход”. В ночное время маршруты движения должны освещаться.
К осмотру, техническому обслуживанию и ремонту вагонов можно приступать только после получения разрешения оператора (диспетчера) ПТО или дежурного по станции (маневрового диспетчера), какой он должен дать по двусторонней парковой связи после включения системы централизованного ограждения составов поездов или получение информации об ограждении переносными сигналами.
При смене частей рессорного комплекта вагона, до его подъема, необходимо надежно закрепить соответствующий конец надрессорной балки тележки к шкворневой балке рамы вагона с помощью специальной скобы или струбцины.
Вагоны с большим объемом ремонта (замена колесной пары, буксы, боковины, надрессорной балки тележки, крышки люка, торцовой двери полувагона, двери крытого вагона) необходимо подавать на специализированные пути текущего (отцепочного) ремонта ПТО или депо.
Техническое обслуживание и ремонт тормозного оборудования вагонов в поезде разрешается выполнять только после закрытия разъединительного крана и выпуска сжатого воздуха из запасного и рабочего резервуаров и тормозного цилиндра.
Перед заменой разъединительного крана и подводящей трубки тормоз вагона должен быть отключен перекрытием концевых кранов.
Замена концевого крана должна проводиться только после разъединения магистрали. Перед разъединением соединительных рукавов концевые краны должны быть закрытые.
Стягивание тормозной рычажной передачи во время