Характеристика финансовых результатов деятельности предприятий и их «качества». Прибыль как показатель успеха бизнеса

Под «качеством» финансовых результатов понимается объективность расчетов прибыли или убытка, а также достоверность информационной базы для проведения анализа.

В отечественной практике проблемам «качества» прибыли уделяется недостаточно внимания. Хотя от этого зависит объективность выводов. Одной из главных проблем «качества» прибыли является методика расчета и формулировки разных видов прибыли. Во-вторых, показатели финансового результата не корректируются на инфляцию. В отечественной отчетности корректировка на инфляцию делается только по основным средствам и то не всеми предприятиями. В-третьих, поскольку многие предприятия занимаются разными видами бизнеса, используя при этом одни и те же объекты основных средств, то практически становится невозможным расчет амортизационных отчислений, направляемых по видам бизнеса.

При анализе прибыли, доходов, расходов очень важно обеспечить надлежащее качество содержания этих показателей. Проблемы оценки качества прибыли связаны с тем, что на уровне государства и уровне хозяйственных субъектов не проводится ряд расчетов, в частности, названные показатели не корректируются с учетом инфляции, т.к. на уровне государства таких расчетов по видам продукции, работ, услуг не делается. Поэтому при анализе необходимо при больших темпах инфляции корректировать составляющие прибыли (все доходы, расходы).

Любая коммерческая организация планирует получение прибыли на уровне не ниже, чем средняя по отрасли. Если предприятие получает меньше прибыли или вообще получает убытки, то конкуренты могут разорить предприятие.

3. Проблемы оптимизации и формулировок показателей прибыли (убытка) и их отражение в отчетности

В экономической литературе разные авторы по-разному формулируют виды прибыли, которая отражается в бухгалтерской отчетности, в отчетных документах бизнеса.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов.

Чистая прибыль- это прибыль, которая поступает в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль рассчитывается в декларации по налогу на прибыль как разность между всеми видами доходов и расходов, сформированными в соответствии с Налоговым кодексом.

Экономическая прибыль – прибыль до уплаты процентов и налогов.

Содержание источников информации для анализа результатов и задачи анализа

При анализе финансового результата необходимо обосновывать систему оценочных показателей итогов бизнеса предприятия. Основные источники информации о прибыли (убытке) включают форму № 2, № 1, пояснительную записку, данные бухгалтерского учета по счетам 91, 99, 84. При анализе часть информации о финансовом результате определяется расчетным путем, особенно для целей бизнеса:

- экономическая прибыль;

- маржинальная прибыль;

- прибыль по видам деятельности;

- прибыль по подразделениям предприятия.

В связи с переходом на МСФО предприятия получили возможность более подробно исследовать причины роста или снижения прибыли и рентабельности. При этом важно учитывать то, что в ряде случаев информация о доходах и расходах может не соответствовать требованиям нормативных актов. В первую очередь эти проблемы возникают по налогооблагаемой прибыли. Этот показатель выводится в декларации по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ.

Однако, формулировки в Налоговом кодексе представляются неточными и становятся предметом конфликтов бизнеса с государством в лице налоговых инспекций. В этой связи предприятия вынуждены отслеживать арбитражную практику и опираясь на заключения других арбитражных судов отстаивать свою позицию.

С 2002 г. ст. 313 НК РФ обязывает налогоплательщиков самостоятельно вести налоговый учет, при этом никаких нормативных документов по методике представления налогового учета в гл. 25 не дается.

До настоящего времени методология налогового учета не отработана на должном уровне и становится причиной нарушения налогового законодательства и уплаты пени и штрафов. Чтобы вести учет для целей налогового учета на практике используется не только гл. 25 НК РФ, но и декларация по налогу на прибыль. В аналитических бухгалтерских программах суммы доходов и расходов, формирующих налогооблагаемую прибыль представляются в декларации по группам доходов и расходов. Это позволяет сопоставлять фактические затраты и доходы в бухгалтерском учете с налоговым учетом.

В зависимости от обстоятельств, связанных с нарушением налогового законодательства определяется порядок, сроки формирования информации для принятия управленческих решений по налогу на прибыль. В частности, по амортизации основных средств налоговый кодекс разрешает предприятиям самостоятельно устанавливать минимальный или максимальный срок полезного использования основных средств в пределах амортизационный групп, предусмотренных Постановлениям Правительства № 1 от 1.01.2002 г.

Кроме того, Правительство может использовать при формировании амортизационной политики амортизационную премию.

5. Анализ динамики, структуры и выполнение плана показателей прибыли предприятия

В процессе анализа деловой активности предприятий необходимо оценивать размеры и динамику прибыли, её структуры, а также выполнение планов показателей, если такие планы разрабатываются.

При анализе динамики устанавливаются тенденции в изменениях прибыли, которая может возрастать или снижаться в зависимости от условий рынка, специфики бизнеса, воздействия глобальных финансовых кризисов и т.д.

Для расчета динамики используются разные приемы и способы. В частности, анализ динамических рядов по темпам роста, прироста, тенденции, которые складываются в бизнесе организации. По изменениям тренда можно дать положительную или отрицательную оценки в изменениях финансового результата организации.

Одной из проблем расчетов динамики показателей прибыли является то, что отсутствуют данные о темпах инфляции по конкретному виду бизнеса. В этой связи представляются ценными расчеты плановых показателей прибыли на предприятиях, что позволяет повысить объективность результатов расчета.

В практике работы организации руководители, собственники и т.д. заинтересованы в том, чтобы максимизировать прибыль, по уровню которой можно судить о наличии или отсутствие проблем в бизнесе. Для расчетов используются данные ф. 2, а также бухгалтерского баланса, по данным которого можно рассчитывать средние остатки различных групп активов и пассивов.

При анализе темпов роста каждой группы прибыли (убытка) оценивается качество функционирования бизнеса. Чтобы оценить вклад в прибыли разных видов бизнеса необходимо оценивать все виды прибыли по ф. 2. При этом рассчитываются удельные веса каждого вида прибыли по отношению или к валовой прибыли или к прибыли до налогообложения.

Валовая прибыль по сути представляет собой общую массу прибыли предприятия до момента, когда перекрываются только переменные затраты (себестоимость) и многие авторы называют такую прибыль маржинальной. Некоторые авторы в качестве брутто-прибыли используют прибыль до налогообложения. В частности, можно рассчитывать удельные веса тех видов прибыли, которая формирует прибыль до налогообложения, а также долю чистой прибыли.

6. Факторный анализ показателей прибыли (убытков).

В плановой экономике для факторного анализа прибыли использовались показатели доходов и расходов, откорректированные на индекс инфляции скрытым путем через уровни доходов и расходов по отношению к выручке.

В экономической литературе большинство авторов для факторного анализа прибыли используют корректировки на инфляцию либо по индексам цен, либо по уровням.

В связи с тем, что перечень видов продукции, работ, услуг имеет широкий ассортимент, а корректировка на инфляцию совершается по индексу, то следует усомниться в достоверности таких расчетов.

Расчет влияния факторов проводится методом процентных и абсолютных разниц. При этом влияние факторов определяется следующим образом:

Влияние выручки на прибыль от продаж = (Отклонения в сумме выручки × Базисный уровень рентабельности) / 100

Базисный уровень рентабельности = (Прибыль от продаж × 100) / Выручка

Влияние себестоимости продукции = (Отклонения в уровнях себестоимости × Выручка отчетного периода) / 100

Влияние коммерческих расходов = (Отклонения в уровнях коммерческих расходов × Выручка отчетного периода) / 100

Влияние управленческих расходов = (Отклонения в уровнях управленческих расходов × Выручка отчетного периода) / 100

Чтобы рассчитать влияние факторов на обобщающие показатели прибыли (прибыль до налогообложения, чистая прибыль) необходимо учесть, что все оставшиеся доходы и расходы не зависят от выручки и их влияние на прибыль рассчитывается методом простых отклонений.

Экономическая прибыль и рентабельность рассчитываются по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и дополняют факторный анализ прибыли. Методику расчета можно использовать такую же. Эти показатели нужны собственникам для оценки эффективности бизнеса.

Наши рекомендации