Характеристика методики анализа исполнения смет.

1) Бизнес-план, бюджетирование в разработке и мониторинг их показателей.

Без планирования невозможно управлять экономикой как отдельно взятого предприятия, так и страны в целом.

Планирование является одной из важных функций управления бизнеса, привлечения ресурсов, эффективности их использования и т.д. Бизнес-план является основным финансовым документом любого бизнеса.

Содержание бизнес-плана зависит от видов бизнеса и в нем должны отражаться не только планируемые затраты, но и ожидаемые поступления ресурсов.

Общий бизнес-план может включать бюджеты по различным направлениям бизнеса, например, выпуск конкретной продукции, эмиссия ценных бумаг. В экономической литературе нет однозначного подхода к формированию разделов бизнес-плана, а также их содержанию. Методические указания Минфина определяют 13 разделов, а у многих экономистов их число больше 20.

Финансовый план включает прогноз производства продукции, баланс денежных доходов и расходов, активов и пассивов, источников финансирования и др. При этом широко используются приемы бюджетирования предусматривающие оптимизацию затрат по всем направлениям бизнеса. В этой связи финансовый план по всем видам затрат представляет собой систему бюджетов:

- бюджет материальных затрат;

- бюджет расходов на оплату труда;

- бюджет доходов и т.д.

Все они должны быть сбалансированы между собой и обоснованы.

Сопроводительные документы к бизнес-плану включают:

- контракты;

- письма;

- лицензии;

- копии различных документов по юридическому оформлению бизнеса.

С помощью комплексного экономического анализа осуществляется всесторонний мониторинг за изменениями в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, оценивается положение на рынке (спрос и предложение), учитываются колебания цен.

В настоящее время без бизнес-плана не регистрируется предприятие, и не выдаются кредиты.

Одной из задач анализа является мониторинг выполнения бизнес-плана по всем показателям, в случае необходимости делаются корректировки бизнес-плана.

Задачи анализа:

- при выборе оптимальной структуры ассортимента производимой продукции, работ, услуг экономический анализ должен способствовать объективной оценке продукции конкурентов и оценивать возможности расширения и обновления рынков;

- сбалансированность бизнес-плана заключается в том, что каждый вид затрат имеет свой источник покрытия и это важно учитывать в процессе выполнения бизнес-плана;

По сметным расчетам составляется сводные расчеты по расходам ресурсов, по соответствию этих ресурсов потребностям производства, оцениваются источники покрытия затрат и т.д.

Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности заключается в разработке и исполнение бизнес-плана.

- дается оценка своим достижениям и достижениям конкурентов;

- производится оценка упущенных возможностей и их причин;

- обобщается передовой опыт;

- разрабатываются прогнозы бизнеса с целью изучить риски и минимизировать их;

- оценивается возможность страхования рисков.

Рыночные отношения требуют реальных оценок партнеров по бизнесу по их финансовому состоянию и их успехов в бизнесе.

Приемы комплексного экономического анализа позволяют проводить объективный мониторинг над процессами бизнеса, и все это используется для обоснования управленческих решений.

2) Основные показатели финансового плана и порядок их расчётов.

Планирование является одной из самых важных функций управления бизнесом. В бизнес-плане отражается цель бизнеса предприятия и средства для достижения этой цели. Цели могут быть следующие:

- приватизация объектов;

- эмиссия ценных бумаг;

- финансовое оздоровление;

- выпуск новой продукции.

Разные авторы представляют различные варианты бизнес-планов, в которых количество разделов может существенно отличаться. Основные показатели бизнес-плана разрабатываются как сметы или плановые расчеты с программой действий на предстоящий период. В основе их лежит нормирование, что позволяет более четко обосновать плановые показатели.

Сметы, разработанные на основе нормативов, позволяют увязать текущие и перспективные планы, координировать действия различных служб предприятия, управлять производством, контролировать доходы и расходы.

Планирование по смете расчетов должно осуществляться различными методами: эвристическим, трендовым (по темпам роста), может проводиться факторный анализ (на основе выявленных резервов).

Впервые разрабатывается бизнес-план – «от нуля».

Основным видом бизнес-плана является баланс денежных поступлений и расходов, он может включать в себя 4 раздела:

- доходы (выручка, спонсорская помощь);

- расходы и отчисления (на основе калькуляций);

- кредиты;

- взаимоотношения с бюджетом.

При разработке бизнес-плана необходимо учитывать и оптимизировать учетную политику. Завершающим процессом планирования и бюджетирования является разработка планового баланса активов и пассивов. Плановый расчет безубыточности продаж позволяет определить объем безубыточного производства при планируемых показателях прибыли, доходов и затрат.

3) Сметное планирование (бюджетирование) как основа сбалансированного бизнес - плана.

Д = Затраты + Прибыль – это основа сбалансированности.

Все показатели бизнес-плана должны быть сбалансированы и увязаны между собой, так выпуск продукции, затраты, выручка поэтапно отражают производственный процесс.

Все они в комплексе выражаются в блок-схеме взаимосвязи показателей. Сбалансированность показателей бизнес-плана может осуществляться разными способами:

1) путем составления общей сметы прибыли и убытков, а также баланса доходов и расходов;

2) методом построения двойного бюджета (один – текущий, другой - стратегический).

Особую роль в бизнес-плане играет прибыль, поэтому она контролируется на всех этапах производства и реализации продукции. При этом разрабатываются следующие сметы:

- продаж;

- производства;

- прямых материальных затрат;

- расходов на оплату труда;

- смета себестоимости продаж;

- общехозяйственных расходов;

- смета прибыли/убытков;

- капитальных вложений;

- денежных потоков;

- актива и пассива баланса и другие сметы.

Сметное планирование осуществляется в два этапа:

1) Планирование;

2) Мониторинг.

Все сметы разрабатываются на год, с разбивкой по кварталам, месяцам. Они могут отражать расчеты показателей от «достигнутого», а также «от нуля», новых предприятий, новых видов деятельности, новой продукции.

Бизнес-план представляет собой единую систему взаимоувязанных показателей, поэтому все виды затрат должны иметь свои источники покрытия. Реальность бизнес-плана повышается, если под каждый проект имеется реальный источник финансирования или кредит.

Общий финансовый план может включать несколько разделов:

- баланс доходов и расходов;

- план производства и продаж;

- план капитальных вложений и т.д.

Наши рекомендации