Характеристика методики анализа исполнения смет.
1) Бизнес-план, бюджетирование в разработке и мониторинг их показателей.
Без планирования невозможно управлять экономикой как отдельно взятого предприятия, так и страны в целом.
Планирование является одной из важных функций управления бизнеса, привлечения ресурсов, эффективности их использования и т.д. Бизнес-план является основным финансовым документом любого бизнеса.
Содержание бизнес-плана зависит от видов бизнеса и в нем должны отражаться не только планируемые затраты, но и ожидаемые поступления ресурсов.
Общий бизнес-план может включать бюджеты по различным направлениям бизнеса, например, выпуск конкретной продукции, эмиссия ценных бумаг. В экономической литературе нет однозначного подхода к формированию разделов бизнес-плана, а также их содержанию. Методические указания Минфина определяют 13 разделов, а у многих экономистов их число больше 20.
Финансовый план включает прогноз производства продукции, баланс денежных доходов и расходов, активов и пассивов, источников финансирования и др. При этом широко используются приемы бюджетирования предусматривающие оптимизацию затрат по всем направлениям бизнеса. В этой связи финансовый план по всем видам затрат представляет собой систему бюджетов:
- бюджет материальных затрат;
- бюджет расходов на оплату труда;
- бюджет доходов и т.д.
Все они должны быть сбалансированы между собой и обоснованы.
Сопроводительные документы к бизнес-плану включают:
- контракты;
- письма;
- лицензии;
- копии различных документов по юридическому оформлению бизнеса.
С помощью комплексного экономического анализа осуществляется всесторонний мониторинг за изменениями в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, оценивается положение на рынке (спрос и предложение), учитываются колебания цен.
В настоящее время без бизнес-плана не регистрируется предприятие, и не выдаются кредиты.
Одной из задач анализа является мониторинг выполнения бизнес-плана по всем показателям, в случае необходимости делаются корректировки бизнес-плана.
Задачи анализа:
- при выборе оптимальной структуры ассортимента производимой продукции, работ, услуг экономический анализ должен способствовать объективной оценке продукции конкурентов и оценивать возможности расширения и обновления рынков;
- сбалансированность бизнес-плана заключается в том, что каждый вид затрат имеет свой источник покрытия и это важно учитывать в процессе выполнения бизнес-плана;
По сметным расчетам составляется сводные расчеты по расходам ресурсов, по соответствию этих ресурсов потребностям производства, оцениваются источники покрытия затрат и т.д.
Роль комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности заключается в разработке и исполнение бизнес-плана.
- дается оценка своим достижениям и достижениям конкурентов;
- производится оценка упущенных возможностей и их причин;
- обобщается передовой опыт;
- разрабатываются прогнозы бизнеса с целью изучить риски и минимизировать их;
- оценивается возможность страхования рисков.
Рыночные отношения требуют реальных оценок партнеров по бизнесу по их финансовому состоянию и их успехов в бизнесе.
Приемы комплексного экономического анализа позволяют проводить объективный мониторинг над процессами бизнеса, и все это используется для обоснования управленческих решений.
2) Основные показатели финансового плана и порядок их расчётов.
Планирование является одной из самых важных функций управления бизнесом. В бизнес-плане отражается цель бизнеса предприятия и средства для достижения этой цели. Цели могут быть следующие:
- приватизация объектов;
- эмиссия ценных бумаг;
- финансовое оздоровление;
- выпуск новой продукции.
Разные авторы представляют различные варианты бизнес-планов, в которых количество разделов может существенно отличаться. Основные показатели бизнес-плана разрабатываются как сметы или плановые расчеты с программой действий на предстоящий период. В основе их лежит нормирование, что позволяет более четко обосновать плановые показатели.
Сметы, разработанные на основе нормативов, позволяют увязать текущие и перспективные планы, координировать действия различных служб предприятия, управлять производством, контролировать доходы и расходы.
Планирование по смете расчетов должно осуществляться различными методами: эвристическим, трендовым (по темпам роста), может проводиться факторный анализ (на основе выявленных резервов).
Впервые разрабатывается бизнес-план – «от нуля».
Основным видом бизнес-плана является баланс денежных поступлений и расходов, он может включать в себя 4 раздела:
- доходы (выручка, спонсорская помощь);
- расходы и отчисления (на основе калькуляций);
- кредиты;
- взаимоотношения с бюджетом.
При разработке бизнес-плана необходимо учитывать и оптимизировать учетную политику. Завершающим процессом планирования и бюджетирования является разработка планового баланса активов и пассивов. Плановый расчет безубыточности продаж позволяет определить объем безубыточного производства при планируемых показателях прибыли, доходов и затрат.
3) Сметное планирование (бюджетирование) как основа сбалансированного бизнес - плана.
Д = Затраты + Прибыль – это основа сбалансированности.
Все показатели бизнес-плана должны быть сбалансированы и увязаны между собой, так выпуск продукции, затраты, выручка поэтапно отражают производственный процесс.
Все они в комплексе выражаются в блок-схеме взаимосвязи показателей. Сбалансированность показателей бизнес-плана может осуществляться разными способами:
1) путем составления общей сметы прибыли и убытков, а также баланса доходов и расходов;
2) методом построения двойного бюджета (один – текущий, другой - стратегический).
Особую роль в бизнес-плане играет прибыль, поэтому она контролируется на всех этапах производства и реализации продукции. При этом разрабатываются следующие сметы:
- продаж;
- производства;
- прямых материальных затрат;
- расходов на оплату труда;
- смета себестоимости продаж;
- общехозяйственных расходов;
- смета прибыли/убытков;
- капитальных вложений;
- денежных потоков;
- актива и пассива баланса и другие сметы.
Сметное планирование осуществляется в два этапа:
1) Планирование;
2) Мониторинг.
Все сметы разрабатываются на год, с разбивкой по кварталам, месяцам. Они могут отражать расчеты показателей от «достигнутого», а также «от нуля», новых предприятий, новых видов деятельности, новой продукции.
Бизнес-план представляет собой единую систему взаимоувязанных показателей, поэтому все виды затрат должны иметь свои источники покрытия. Реальность бизнес-плана повышается, если под каждый проект имеется реальный источник финансирования или кредит.
Общий финансовый план может включать несколько разделов:
- баланс доходов и расходов;
- план производства и продаж;
- план капитальных вложений и т.д.