Курс лекций по Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности
Г.
Курс лекций по Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности
Тема №1: Сущность комплексного экономического анализа в современной экономике
Вопросы:
Принципы рыночной экономики и роль экономического анализа в управлении хозяйственной деятельностью предприятия.
Содержание комплексного экономического анализа и его роль в современных условиях.
Системный подход в формировании экономических показателей, как база комплексного экономического анализа.
Комплексный экономический анализ и оценка эффективности бизнеса.
Принципы рыночной экономики и роль экономического анализа в управлении хозяйственной деятельностью предприятия.
Рыночная экономика строится на основе финансовых отношений между государственными учреждениями, коммерческими учреждениями, банками, фондовыми биржами и т.д.
Взаимоотношения субъектов рынка представляют собой денежные отношения по перераспределению денежных доходов, формированию и накоплению фондов целевого назначения в интересах собственников.
Отношения между субъектами рынка основываются на следующих принципах:
1) экономическая и юридическая самостоятельность предприятий (все предприятия должны быть зарегистрированы в ГРЮЛ – государственный реестр юридических лиц, а также в реестре банкротства и в МИНЮСТе);
2) становление свободной конкуренции;
3) свободное ценообразование;
4) недопустимость административного вмешательства государства в дела предприятия;
5) здоровая финансово-рыночная система;
6) государственная охрана основных принципов рыночной экономики.
Без финансовых ресурсов, а также без стабильных источников их образования предприятие не может завершить свою деятельность прибылью. С помощью методов экономического анализа предприятия оценивают своё положение на рынке, выясняют причины негативных изменений, отрицательный финансовый результат и разрабатывают меры по стабилизации экономики.
Система предприятия представляет собой управляемую и управляющую подсистемы.
Управляющая подсистема – это отделы (службы) предприятия, которые осуществляют руководство и контроль над работой конкретных объектов и процессов (технический, коммерческий, производственный, бухгалтерия).
Повышение эффективности управления, приведенной системой, в значительной мере зависит от методики экономического анализа – совокупность способов и расчетов оценки показателей деятельности предприятия. Завершается экономический анализ разработкой мер по устранению недостатков и использованию передового опыта.
Содержание комплексного экономического анализа и его роль в современных условиях.
Проведение комплексного экономического анализа требует не только соответствующей информационной базы, но и чёткой классификации факторов, влияющих на деятельность предприятия.
Шеремет А.Д. считает, что основным объектом комплексного экономического анализа является организация в целом. А комплексный экономический анализ выступает как средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знания бизнеса, понимания деятельности экономического субъекта. Комплексный анализ представляет собой совокупность определенных принципов и методов, приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия. Одним из условий является полнота и всесторонность анализа.
Савицкой Г.В. говорит о том, что при комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне. А также по содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим.
Басовский Л.Е. считает, что комплексный экономический анализ предприятия – это совокупность аналитических процедур, позволяющих сделать всестороннюю оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствии с заданной целевой функцией в рамках обоснования решений оперативного, тактического, стратегического характера.
Лысенко Д.В. считает, что комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности – как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет элемент управления производством и является этапом управленческой деятельности.
При комплексном экономическом анализе кроме общих (синтетических) показателей рассчитываются частные (аналитические) показатели.
Факторы - это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей.
В учебнике Шеремета «Теория экономического анализа» выделяются следующие факторы: общие, частные, специфические. Также существует следующая классификация факторов на интенсивные и экстенсивные. Более подробная классификация представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация факторов производства
Также существует классификация резервов:
1) по стадии процесса воспроизводства:
- снабжение;
- производство;
- сбыт продукции.
2) по стадии создания и эксплуатации изделий:
- предпроизводственная стадия;
- производственная;
- эксплуатационная.
3) по сроку использования: текущие, перспективные и тд.
Система цен на продукцию.
Система цен на продукцию.
В условиях рынка, цены являются важнейшим объектом анализа и управления. Цены определяют структуру производства, оказывают воздействие на движение денежных и материальных потоков, на распределение товарной и денежной массы, на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.
Правильная методика установления цен, оптимальная ценовая стратегия и тактика, в условиях рынка и жесткой конкуренции, определяют политику цен и успех предприятий на рынке. Правильное определение цен во внешнеторговых операциях определяют лицо компании.
В рыночной экономике цена может формироваться по двум направлениям:
1.Исходя из затрат производства (себестоимости продукции);
2.Исходя из соотношения спроса и предложения.
Формирование производственной себестоимости может включать все затраты, и тогда будет представлена полная себестоимость продукции. Если же управленческие расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся на счета реализации, то себестоимость будет не полная. Такой показатель себестоимости продукции, с определенными условностями, может использоваться в маржинальном анализе.
Алгоритм себестоимости можно представить по элементам затрат:
Себестоимость = Материалы + Амортизация + Оплата труда, включая отчисления на социальные нужды + Прочие расходы
Учитываться готовая продукция предприятия может по оптовой цене, без косвенных налогов, включая плановую прибыль.
Окончательная продажная цена для показателя складывается из отпускных цен предприятия и посреднических надбавок. Посредническими могут быть оптовые и розничные предприятия торговли различных форм собственности, для них покупная цена – оптовая, отпускная цена – розничная, если далее продукция идет на потребление. Размер надбавок в торговле будет зависеть от спроса и предложения, действий конкурентов, политики цен самого предприятия. Таким образом, отпускные цены формируются как розничные если рыночные цены выше затрат на производство конкретного вида изделий, то предприятие получает прибыль, если ниже – то убытки.
Содержание, роль и значение маржинального анализа в отечественной экономике
Содержание, роль и значение маржинального анализа в отечественной экономике
Выручка – Переменные затраты = Маржинальный доход
Выручка – Переменные затраты = Постоянные затраты + Прибыль
Если Маржинальный доход со знаком «минус», то не стоит заключать новые договоры и производство убыточно. В международной практике широко используются протоколы намерений, как предварительный вариант контракта.
В ряде случаев, предприятие может перекрыть переменные расходы и получить положительное значение маржинального дохода, но, тем не менее, контракт может быть убыточным, если маржинальный дохода не достаточно для покрытия постоянных затрат. Если выручка покрывает затраты, то финансовый результат равен нулю и можно заключать новые контракты или остановить производство.
Представляются ценными расчеты выгодности контрактов по конкретным видам изделий. Постоянные затраты – это основной рычаг воздействия на финансовый результат.
Маржинальный анализ строится в соответствии с системой «Директ-костинг». С ее помощью обеспечивается управление процессами производства и продаж продукции, формирования затрат и получения прибыли. В оперативном порядке используется маржинальный доход, который формируется по принципу учета не полных затрат. Заключая протоколы намерений, предприятия формируют портфель заказов.
В связи с тем, что критический объем продукции можно определить с использованием протоколов намерений и может дать в расчетах нулевой результат. Следовательно, решается вопрос целесообразности производства продукции, работ, услуг.
Одной из проблем, препятствующей развитию эффективных аналитических технологий является неоднозначная группировка затрат в бухгалтерском и налоговых учетах. От правильности расчета переменных и постоянных затрат по видам продукции, зависят не только финансовые результаты, но и оптимальность ценовой политики.
Содержание источников информации для анализа результатов и задачи анализа
5. Анализ динамики, структуры и выполнение плана показателей прибыли предприятия
6. Факторный анализ показателей прибыли (убытка)
Содержание источников информации для анализа результатов и задачи анализа
При анализе финансового результата необходимо обосновывать систему оценочных показателей итогов бизнеса предприятия. Основные источники информации о прибыли (убытке) включают форму № 2, № 1, пояснительную записку, данные бухгалтерского учета по счетам 91, 99, 84. При анализе часть информации о финансовом результате определяется расчетным путем, особенно для целей бизнеса:
- экономическая прибыль;
- маржинальная прибыль;
- прибыль по видам деятельности;
- прибыль по подразделениям предприятия.
В связи с переходом на МСФО предприятия получили возможность более подробно исследовать причины роста или снижения прибыли и рентабельности. При этом важно учитывать то, что в ряде случаев информация о доходах и расходах может не соответствовать требованиям нормативных актов. В первую очередь эти проблемы возникают по налогооблагаемой прибыли. Этот показатель выводится в декларации по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ.
Однако, формулировки в Налоговом кодексе представляются неточными и становятся предметом конфликтов бизнеса с государством в лице налоговых инспекций. В этой связи предприятия вынуждены отслеживать арбитражную практику и опираясь на заключения других арбитражных судов отстаивать свою позицию.
С 2002 г. ст. 313 НК РФ обязывает налогоплательщиков самостоятельно вести налоговый учет, при этом никаких нормативных документов по методике представления налогового учета в гл. 25 не дается.
До настоящего времени методология налогового учета не отработана на должном уровне и становится причиной нарушения налогового законодательства и уплаты пени и штрафов. Чтобы вести учет для целей налогового учета на практике используется не только гл. 25 НК РФ, но и декларация по налогу на прибыль. В аналитических бухгалтерских программах суммы доходов и расходов, формирующих налогооблагаемую прибыль представляются в декларации по группам доходов и расходов. Это позволяет сопоставлять фактические затраты и доходы в бухгалтерском учете с налоговым учетом.
В зависимости от обстоятельств, связанных с нарушением налогового законодательства определяется порядок, сроки формирования информации для принятия управленческих решений по налогу на прибыль. В частности, по амортизации основных средств налоговый кодекс разрешает предприятиям самостоятельно устанавливать минимальный или максимальный срок полезного использования основных средств в пределах амортизационный групп, предусмотренных Постановлениям Правительства № 1 от 1.01.2002 г.
Кроме того, Правительство может использовать при формировании амортизационной политики амортизационную премию.
5. Анализ динамики, структуры и выполнение плана показателей прибыли предприятия
В процессе анализа деловой активности предприятий необходимо оценивать размеры и динамику прибыли, её структуры, а также выполнение планов показателей, если такие планы разрабатываются.
При анализе динамики устанавливаются тенденции в изменениях прибыли, которая может возрастать или снижаться в зависимости от условий рынка, специфики бизнеса, воздействия глобальных финансовых кризисов и т.д.
Для расчета динамики используются разные приемы и способы. В частности, анализ динамических рядов по темпам роста, прироста, тенденции, которые складываются в бизнесе организации. По изменениям тренда можно дать положительную или отрицательную оценки в изменениях финансового результата организации.
Одной из проблем расчетов динамики показателей прибыли является то, что отсутствуют данные о темпах инфляции по конкретному виду бизнеса. В этой связи представляются ценными расчеты плановых показателей прибыли на предприятиях, что позволяет повысить объективность результатов расчета.
В практике работы организации руководители, собственники и т.д. заинтересованы в том, чтобы максимизировать прибыль, по уровню которой можно судить о наличии или отсутствие проблем в бизнесе. Для расчетов используются данные ф. 2, а также бухгалтерского баланса, по данным которого можно рассчитывать средние остатки различных групп активов и пассивов.
При анализе темпов роста каждой группы прибыли (убытка) оценивается качество функционирования бизнеса. Чтобы оценить вклад в прибыли разных видов бизнеса необходимо оценивать все виды прибыли по ф. 2. При этом рассчитываются удельные веса каждого вида прибыли по отношению или к валовой прибыли или к прибыли до налогообложения.
Валовая прибыль по сути представляет собой общую массу прибыли предприятия до момента, когда перекрываются только переменные затраты (себестоимость) и многие авторы называют такую прибыль маржинальной. Некоторые авторы в качестве брутто-прибыли используют прибыль до налогообложения. В частности, можно рассчитывать удельные веса тех видов прибыли, которая формирует прибыль до налогообложения, а также долю чистой прибыли.
6. Факторный анализ показателей прибыли (убытков).
В плановой экономике для факторного анализа прибыли использовались показатели доходов и расходов, откорректированные на индекс инфляции скрытым путем через уровни доходов и расходов по отношению к выручке.
В экономической литературе большинство авторов для факторного анализа прибыли используют корректировки на инфляцию либо по индексам цен, либо по уровням.
В связи с тем, что перечень видов продукции, работ, услуг имеет широкий ассортимент, а корректировка на инфляцию совершается по индексу, то следует усомниться в достоверности таких расчетов.
Расчет влияния факторов проводится методом процентных и абсолютных разниц. При этом влияние факторов определяется следующим образом:
Влияние выручки на прибыль от продаж = (Отклонения в сумме выручки × Базисный уровень рентабельности) / 100
Базисный уровень рентабельности = (Прибыль от продаж × 100) / Выручка
Влияние себестоимости продукции = (Отклонения в уровнях себестоимости × Выручка отчетного периода) / 100
Влияние коммерческих расходов = (Отклонения в уровнях коммерческих расходов × Выручка отчетного периода) / 100
Влияние управленческих расходов = (Отклонения в уровнях управленческих расходов × Выручка отчетного периода) / 100
Чтобы рассчитать влияние факторов на обобщающие показатели прибыли (прибыль до налогообложения, чистая прибыль) необходимо учесть, что все оставшиеся доходы и расходы не зависят от выручки и их влияние на прибыль рассчитывается методом простых отклонений.
Экономическая прибыль и рентабельность рассчитываются по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и дополняют факторный анализ прибыли. Методику расчета можно использовать такую же. Эти показатели нужны собственникам для оценки эффективности бизнеса.
Содержание и методы анализа финансового состояния предприятия.
Содержание и методы анализа финансового состояния предприятия
В экономической литературе разные авторы по-разному представляют содержание и методы анализа финансового состояния.
Одной из сложных проблем анализа финансового состояния является информационное обеспечение и на его основе формируются проблемы методики анализа.
В новой форме бухгалтерского баланса исключены отдельные статьи, более глубоко раскрываются итоги финансового состояния предприятия. Эту информацию можно найти в пояснительной записке, но это отнимет много времени. В старой форме баланса отражались расходы будущих периодов, которые при анализе переводились из состава оборотных во внеоборотные, так как они характеризуют те денежные средства, которые изъяты из оборота.
В составе прочих оборотных активов могут быть суммы, изъятые из оборота досрочно, и использовать их для анализа ликвидности будет некорректно, так как в качестве платежных средств предприятие использовать их не сможет.
Доходы будущих периодов по строке 1530 отражаются не корректно как доходы, так как находятся в составе пятого раздела «Краткосрочные обязательства».
Таким образом, проблемы группировки статей баланса для целей анализа заключаются в уточнении названий статей и разделов баланса, в представлении информации в бухгалтерской отчетности и в пояснительной записке.
Учитывая неоднозначные подходы авторов к группировке статей баланса, бухгалтерия должна четко определить, какая информация будет отражаться в бухгалтерской отчетности (в форме № 1, форме № 2) и какая информация может раскрываться в Пояснительной записке. В частности, в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» сальдируются показатели отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов по счету 09 «Отложенные налоговые активы» и счету 77 «Отложенные налоговые обязательства». Такой подход представляется некорректным, так как не позволят составить прогноз будущих платежей по налогу на прибыль. В свернутых оборотах отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов не будет видно сумм резервов доходов и расходов, влияющих на сумму налога на прибыль.
Г.
Курс лекций по Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности