Сущность процессного управления предприятием
Ключевым в понимании процессного подхода является переход от вертикального построения организационной структуры к горизонтальной. Компания представляется как совокупность процессов, ориентированных на удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Для результативной работы компания должна определить множество взаимосвязанных процессов и осуществлять управление ими. Модель, представленная на рис. 4.10, показывает обобщенные процессы организации.
Применение системы процессов в организации наряду с их определением и обеспечением взаимодействия между ними можно рассматривать как процессный подход. Если функцио-
Рис. 4.10. Модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе
нальный подход — это некий набор функций, обладающий схожестью выполняемых работ, то процессный подход — это последовательность операций, подчиненных одной конечной цели. Схема функционального подхода представлена на рис. 4.11. При функциональной схеме происходит разделение компании по уровням иерархии и по характеру выполняемых функций. В результате компания разделена на отдельные фрагменты, которые слабо связаны между собой. Распространенность такой
Рис. 4.11. Функциональный подход
структуры в современных организациях оправдана в первую очередь простотой управления. Кроме того, компания как социальная организация не одно десятилетие складывалась как структура, в которой персонал более низкого иерархического уровня служит социальным капиталом для своего руководителя. Такие отношения более устойчивы и понятны членам организации. Такая структура рождает серьезные проблемы. Невозможность быстрой реакции на изменения — это главное последствие разобщенности. Отдельные функциональные подразделения имеют локальное, узкое видение проблем, стоящих перед организацией. Они обычно не заинтересованы в выполнении работ, которые не входят в их функции. При такой структуре нет ориентации на клиента, главный потребитель — вышестоящий начальник. Очень часто функциональные подразделения, не имеющие единой цели, конкурируют между собой за статус, положение в компании. Эта конкуренция бывает разрушительной. В противоположность этому процессный подход позволяет:
• выделить и использовать процессы в качестве объектов управления;
• сменить вертикальное управление ("на начальника") на горизонтальное ("на клиента"). Клиент может быть как внешним, так и внутренним. Независимо от этого, именно он оценивает результаты выполнения процессов, а не начальник, стоящий выше по иерархии;
• добиться прозрачности организационных, информационных структур, структур процессов и оказываемых услуг, повысив тем самым управляемость организации;
• снизить издержки и повысить рентабельность за счет:
— оптимизации последовательности выполняемых функций и процессов;
— сокращения их длительности;
— синхронизации и координации одновременно выполняемых взаимосвязанных процессов;
— оптимизации использования ресурсов в различных процессах;
— минимизации операционных рисков;
• проводить анализ процессов, а также предлагаемых решений по перестройке процессов с целью их совершенствования.