Основные особенности обществ
Основные сферы общества
Нужно понимать, что каждая из этих сфер – подсистема системы «общество», однако, каждая подсистема является системой по отношению к тем элементам, из которых она состоит. Все сферы общественной жизни не только взаимосвязаны между собой, но и взаимно обуславливают друг друга. Стоит также понимать, что разделение на сферы несколько условно.
Типы обществ.
Социологи предлагают несколько классификаций общества.
А именно:
1) Дописьменные и письменные;
2) Простые и сложные (в простых обществах нет руководителей и подчиненных, в сложных же существует несколько уровней управления);
3) Первобытное, традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества;
4) Первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества;
5) Традиционное и индустриальное общество (капитализм и социализм рассматривались как вариант индустриального общества).
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию развития цивилизации. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Признаки традиционного (аграрного) общества:
- Экстенсивная технология и ручные орудия труда;
- Господство натурального хозяйства и примитивного ремесла;
- Человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде;
- Господство общинной формы собственности (условно государственной);
- Иерархичное распределение материальных благ;
- Социальная структура стабильна и неподвижна;
- Отсутствие социальной мобильности;
- Основная социальная ячейка – семья;
- Восприятие человеческой жизни как осуществление задумок свыше.
Духовный мир человека традиционного общества резко отличался от духовного мира человека современного. Индивидуальность и самостоятельность никем не поощрялась, скорее наоборот, нужно было находиться обязательно в какой-либо группе. Таким образом, социальная группа в которой состоял человек диктовала ему как нужно жить. Образованных людей было крайне мало. Человек полностью отчужден от политики. Право и закон стоят ниже власти.
Традиционное общество чрезвычайно консервативно. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Традиционное общество можно наблюдать и в наши дни – это так называемые страны «третьего мира» (Азия, Африка). Традиционные общества – это отсталые, примитивные, зактрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
Именно в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации – переход от традиционного общества к индустриальному. Эту модернизацию называют техногенной, научно-технической или экономической. Экономическая база индустриального общества – промышленность, основанная на машинной технике.
Признаки индустриального общества:
- Разрушается принцип натурального хозяйства;
- Экстенсивное хозяйство меняется интенсивным;
- Структура рыночной экономики, на основа научно-технического прогресса;
- Человек начинает подчинять себе природу;
- Рост реальных доходов на душу населения, возрастание благосостояния населения;
- Социальная мобильность;
- Урбанизация, состав крестьянства резко сокращается;
- Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия;
- Индивидуализм, рационализм, утилитаризм – новые подсистемы координат личности;
- Освобождение от непосредственной зависимости от религии;
- Человек стремится к саморазвитию и самосовершенствованию;
- Резко возрастает роль государства;
- Господство права и закона в обществе.
Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям.
Также нужно понимать термин «постиндустриальное общество». Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение мелкосерийного производства, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. Для постиндустриального общества стирание классовых рамок, рост так называемого «среднего класса». В центре такой цивилизации – отдельно взятый каждый человек, его индивидуальность.
Общество и природа.
Вопрос о взаимодействии общества и природы приобрел в последнее время особую актуальность, так как от способа его разрешения во многом зависит дальнейшая судьба самого общества.
Наиболее общее представление о характере взаимодействия человека и природы позволяет получить понятие «окружающая среда». Природа (космическая сфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.) является окружающей средой для человека и общества. Ее законы (механические, физические, химические, биологические и др.) играют значительную роль в существовании и развитии общества.
Принято различать естественную и искусственную окружающие среды. Человек всегда зависел и зависит от природы, от естественной среды обитания. По мере развития человеческой цивилизации возрастает роль искусственной среды обитания, «второй природы», Т.е. совокупности общественных отношений и определенных искусственно созданных человеком материальных условий, в которых они осуществляются, к примеру, предметов, созданных трудом человека, растений и животных, выведенных им с помощью
искусственного отбора или генной инженерии.
Отношения с природой имеют для общества основополагающее значение. Постоянное поддержание тесной взаимосвязи с ней является приоритетной задачей человечества, ибо природа является важным источником средств существования (дары леса, реки, моря и т .д.) и средств труда (энергетические, сырьевые, минеральные и другие ресурсы).
Климатические условия, флора и фауна, географический ландшафт играют немалую роль в адаптации человека к окружающей среде, все это существенно влияет на жизнь общества.
Люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. Так, установлено, что поведение людей, живущих в суровом климате, отличается по многим признакам от поведения жителей теплых краев. Люди, живущие в горах, отличаются от людей, живущих вблизи рек и морей. Ученые изучают влияние климата и ландшафта местности на нравы людей, образ жизни и даже на государственный строй и господствующую религию.
Например, известный русский историк В.О. Ключевский считал, что природно-климатический фактор (величина территории, относительная суровость климата, богатейшая природно-сырьевая база) оказали существенное воздействие на ход отечественной истории, формируя такие типичные черты русского национального характера, как широта души, удаль, самопожертвование, способность к кратковременному напряженному труду, но и неумение планомерно и долгосрочно трудиться, беспечность и бесхозяйственность.
Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. Природа влияет на развитие общества и его совершенствование, но и общество в свою очередь оказывает многоплановое воздействие на природу. Характер этого воздействия на протяжении человеческой истории претерпевал существенные изменения.
Первобытный человек полностью «растворялся» в природе, одухотворял ее.
Античный человек воспринимал себя как часть природы.
Средневековая христианская культура рассматривала природу как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу. В противоположность античности основной задачей здесь являлось не слияние с природой, а возвышение над ней.
В эпоху Возрождения отношение к природе изменилось. Человек открыл для себя красоту всего естественного, природного, видел в этом воплощение гармонии и совершенства.
В период становления промышленного капитализма природу начали воспринимать как объект преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой можно черпать без меры и без счета.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Однако интенсивное потребление природных ресурсов, «завоевание» природы существенно подорвало основы жизнедеятельности человечества.
Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов.
За 40 лет после Второй мировой войны было потреблено столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Например, если даже темпы роста современного потребления нефти не будут расти, то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на 50 лет. За последние 500 лет истреблено 2/3 покрывающих землюлесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. Вторым аспектом этой проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд. тонн двуокиси углерода и до 700 млн. тонн паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма. В результате производственной деятельности в десятки раз увеличил ось содержание углекислоты в атмосфере ряда крупных городов по сравнению с началом ХХ века. На каждого жителя индустриальных стран приходится около 30 т промышленно произведенных веществ, из которых используется лишь 1-1,5 %), а остальное составляют отходы. Значительная часть территорий становится непригодной для пр оживания людей.
Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 1О млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в 2 раза). Все это приводит как к вымиранию целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда человечества. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. По заключению специалистов в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди.
Ухудшение экологической ситуации приводит к росту заболеваний, ухудшению генетического здоровья людей. Так, за последние 40 лет число детей, рождающихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10%) от числа рожденных. В результате осмысления печальных итогов покорения природы человечество
пришло к необходимости серьезных изменений стратегии природопользования, что вызвало к жизни целое научное и практическое направление, получившее название «экология» (см. словарь основных терминов).
Сохранение окружающей природной среды признано в качестве одной из наиболее острых глобальных проблем современности (см. словарь основных терминов). Среди других актуальных глобальных проблем современности можно назвать: освоение космического пространства, разоружение, борьбу с международным терроризмом, со стихийными бедствиями, с эпидемиями, с наркоманией, разрешение демографического кризиса и др.
Современные способы экологической защиты построены на концепции достаточного, но сдержанного экономического развития, ограниченного реальными возможностями окружающей природной среды. Сюда включаются такие меры, как предохранение воздуха, воды и почвы от промышленных и бытовых выбросов и отходов, переход на менее экологически вредные виды топлива, использование альтернативных природных источников энергии (солнца, ветра, приливов и др.), максимальная промышленная переработка природных ресурсов (вторичный и третичный циклы) и др. Если говорить о стратегической перспективе сохранения и развития планеты Земля, то человечеству предстоит определить оптимальное соотношение своих интересов и возможностей всей остальной биосферы. Согласно концепции совместного развития, человечество должно изменять не только природу (биосферу), но и изменяться само. Переход системы человек – биосфера в состояние динамически устойчивой целостности будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу.
Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены все живые существа. В.И.Вернадский включил в биосферу атмосферу, литосферу, гидросферу, которые являются главными условиями существования человеческого общества.
Ноосфера – (букв. «мыслящая оболочка») – сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизационного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле (развил учение о ноосфере В.И.Вернадский). Единство человека – природы - общества – основа концепции ноосферой школы.
Согласно концепции выдающегося русского ученого В.И. Вернадского, становление ноосферы обусловлено следующими основными факторами
Главный вывод теории Вернадского: для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов планеты.
Основные сферы общества
Нужно понимать, что каждая из этих сфер – подсистема системы «общество», однако, каждая подсистема является системой по отношению к тем элементам, из которых она состоит. Все сферы общественной жизни не только взаимосвязаны между собой, но и взаимно обуславливают друг друга. Стоит также понимать, что разделение на сферы несколько условно.
Типы обществ.
Социологи предлагают несколько классификаций общества.
А именно:
1) Дописьменные и письменные;
2) Простые и сложные (в простых обществах нет руководителей и подчиненных, в сложных же существует несколько уровней управления);
3) Первобытное, традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общества;
4) Первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое общества;
5) Традиционное и индустриальное общество (капитализм и социализм рассматривались как вариант индустриального общества).
Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию развития цивилизации. Традиционными были все общества древности и средневековья.
Признаки традиционного (аграрного) общества:
- Экстенсивная технология и ручные орудия труда;
- Господство натурального хозяйства и примитивного ремесла;
- Человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде;
- Господство общинной формы собственности (условно государственной);
- Иерархичное распределение материальных благ;
- Социальная структура стабильна и неподвижна;
- Отсутствие социальной мобильности;
- Основная социальная ячейка – семья;
- Восприятие человеческой жизни как осуществление задумок свыше.
Духовный мир человека традиционного общества резко отличался от духовного мира человека современного. Индивидуальность и самостоятельность никем не поощрялась, скорее наоборот, нужно было находиться обязательно в какой-либо группе. Таким образом, социальная группа в которой состоял человек диктовала ему как нужно жить. Образованных людей было крайне мало. Человек полностью отчужден от политики. Право и закон стоят ниже власти.
Традиционное общество чрезвычайно консервативно. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей.
Традиционное общество можно наблюдать и в наши дни – это так называемые страны «третьего мира» (Азия, Африка). Традиционные общества – это отсталые, примитивные, зактрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
Именно в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации – переход от традиционного общества к индустриальному. Эту модернизацию называют техногенной, научно-технической или экономической. Экономическая база индустриального общества – промышленность, основанная на машинной технике.
Признаки индустриального общества:
- Разрушается принцип натурального хозяйства;
- Экстенсивное хозяйство меняется интенсивным;
- Структура рыночной экономики, на основа научно-технического прогресса;
- Человек начинает подчинять себе природу;
- Рост реальных доходов на душу населения, возрастание благосостояния населения;
- Социальная мобильность;
- Урбанизация, состав крестьянства резко сокращается;
- Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия;
- Индивидуализм, рационализм, утилитаризм – новые подсистемы координат личности;
- Освобождение от непосредственной зависимости от религии;
- Человек стремится к саморазвитию и самосовершенствованию;
- Резко возрастает роль государства;
- Господство права и закона в обществе.
Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям.
Также нужно понимать термин «постиндустриальное общество». Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение мелкосерийного производства, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. Для постиндустриального общества стирание классовых рамок, рост так называемого «среднего класса». В центре такой цивилизации – отдельно взятый каждый человек, его индивидуальность.
Основные особенности обществ
Традиционное (аграрное) общество | Индустриальное общество | Постиндустриальное (информационное) общество |
Господство сельского, натурального хозяйства | Господство промышленности | Господство сферы услуг |
Экстенсивные технологии (развитие производства за счет привлечения дополнительных ресурсов – рабочей силы, сырья) , ручной труд | Машинное производство, интенсивные технологии (развитие производства за счет внедрения новых технологий) | Новые информационные технологии, сверхбыстрые системы связи (факс, Интернет) |
Человек живет по законам природы, приспосабливается к окружающей среде | Человек – покоритель природы. | Человеческая деятельность породила глобальные проблемы, которые угрожают существованию человеческой цивилизации |
Собственность – общинная, корпоративная, государственная | Преобладание частной собственности | Главным видом собственности является собственность акционерных обществ. Новый тип собственности – интеллектуальная (на знания). |
Социальная структура малоподвижна, низкая социальная мобильность. Основа общества – семья и община. Большую роль играет аристократия. | Социальная мобильность значительна. Быстро идут процессы урбанизации (рост городского населения). Появляются новые классы - пролетариат, буржуазия. Укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок. | Высокая социальная мобильность. Основной класс – средний (владельцы мелких и средних фирм). Сближение размеров доходов различных социальных групп. |
Поведение человека регулируется традициями и обычаями. Религия играет важную роль в жизни общества. Человек – вне политики. | Происходит секуляризация сознания (человек освобождается от зависимости церкви). Человек стремится к саморазвитию. Право – главный регулятор поведения людей в обществе. | Формирование правового государства и демократического общества. Образование играет ведущую роль. Наука превращается в производительную силу развития общества. |
Коллективизм. Человек подчиняется группе. | Индивидуализм | Утилитаризм (человек не во имя каких-либо глобальных целей, а для определенной пользы и выгоды). Антропогенная цивилизация – в центре – человек. |
Общество и природа.
Вопрос о взаимодействии общества и природы приобрел в последнее время особую актуальность, так как от способа его разрешения во многом зависит дальнейшая судьба самого общества.
Наиболее общее представление о характере взаимодействия человека и природы позволяет получить понятие «окружающая среда». Природа (космическая сфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.) является окружающей средой для человека и общества. Ее законы (механические, физические, химические, биологические и др.) играют значительную роль в существовании и развитии общества.
Принято различать естественную и искусственную окружающие среды. Человек всегда зависел и зависит от природы, от естественной среды обитания. По мере развития человеческой цивилизации возрастает роль искусственной среды обитания, «второй природы», Т.е. совокупности общественных отношений и определенных искусственно созданных человеком материальных условий, в которых они осуществляются, к примеру, предметов, созданных трудом человека, растений и животных, выведенных им с помощью
искусственного отбора или генной инженерии.
Отношения с природой имеют для общества основополагающее значение. Постоянное поддержание тесной взаимосвязи с ней является приоритетной задачей человечества, ибо природа является важным источником средств существования (дары леса, реки, моря и т .д.) и средств труда (энергетические, сырьевые, минеральные и другие ресурсы).
Климатические условия, флора и фауна, географический ландшафт играют немалую роль в адаптации человека к окружающей среде, все это существенно влияет на жизнь общества.
Люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. Так, установлено, что поведение людей, живущих в суровом климате, отличается по многим признакам от поведения жителей теплых краев. Люди, живущие в горах, отличаются от людей, живущих вблизи рек и морей. Ученые изучают влияние климата и ландшафта местности на нравы людей, образ жизни и даже на государственный строй и господствующую религию.
Например, известный русский историк В.О. Ключевский считал, что природно-климатический фактор (величина территории, относительная суровость климата, богатейшая природно-сырьевая база) оказали существенное воздействие на ход отечественной истории, формируя такие типичные черты русского национального характера, как широта души, удаль, самопожертвование, способность к кратковременному напряженному труду, но и неумение планомерно и долгосрочно трудиться, беспечность и бесхозяйственность.
Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. Природа влияет на развитие общества и его совершенствование, но и общество в свою очередь оказывает многоплановое воздействие на природу. Характер этого воздействия на протяжении человеческой истории претерпевал существенные изменения.
Первобытный человек полностью «растворялся» в природе, одухотворял ее.
Античный человек воспринимал себя как часть природы.
Средневековая христианская культура рассматривала природу как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек, как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу. В противоположность античности основной задачей здесь являлось не слияние с природой, а возвышение над ней.
В эпоху Возрождения отношение к природе изменилось. Человек открыл для себя красоту всего естественного, природного, видел в этом воплощение гармонии и совершенства.
В период становления промышленного капитализма природу начали воспринимать как объект преобразовательной деятельности и как кладовую, из которой можно черпать без меры и без счета.
В процессе своей хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, полагая, что природные запасы являются неисчерпаемыми. Однако интенсивное потребление природных ресурсов, «завоевание» природы существенно подорвало основы жизнедеятельности человечества.
Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов.
За 40 лет после Второй мировой войны было потреблено столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Например, если даже темпы роста современного потребления нефти не будут расти, то ее разведанных запасов хватит в лучшем случае на 50 лет. За последние 500 лет истреблено 2/3 покрывающих землюлесов, а сегодня вырубка леса в мировом масштабе в 18 раз превышает его прирост. Вторым аспектом этой проблемы является загрязнение окружающей среды. Ежегодно промышленные предприятия, энергетические и транспортные комплексы выбрасывают в атмосферу Земли более 30 млрд. тонн двуокиси углерода и до 700 млн. тонн паро- и газообразных соединений, вредных для человеческого организма. В результате производственной деятельности в десятки раз увеличил ось содержание углекислоты в атмосфере ряда крупных городов по сравнению с началом ХХ века. На каждого жителя индустриальных стран приходится около 30 т промышленно произведенных веществ, из которых используется лишь 1-1,5 %), а остальное составляют отходы. Значительная часть территорий становится непригодной для пр оживания людей.
Загрязнению подвергаются не только воздух и суша, но и воды мирового океана. В него ежегодно попадают от 6 до 1О млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов (а с учетом их стоков эта цифра может быть увеличена в 2 раза). Все это приводит как к вымиранию целых видов животных и растений, так и к ухудшению генофонда человечества. Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. По заключению специалистов в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди.
Ухудшение экологической ситуации приводит к росту заболеваний, ухудшению генетического здоровья людей. Так, за последние 40 лет число детей, рождающихся с генетическими отклонениями, возросло более чем в 2 раза и превышает 10%) от числа рожденных. В результате осмысления печальных итогов покорения природы человечество
пришло к необходимости серьезных изменений стратегии природопользования, что вызвало к жизни целое научное и практическое направление, получившее название «экология» (см. словарь основных терминов).
Сохранение окружающей природной среды признано в качестве одной из наиболее острых глобальных проблем современности (см. словарь основных терминов). Среди других актуальных глобальных проблем современности можно назвать: освоение космического пространства, разоружение, борьбу с международным терроризмом, со стихийными бедствиями, с эпидемиями, с наркоманией, разрешение демографического кризиса и др.
Современные способы экологической защиты построены на концепции достаточного, но сдержанного экономического развития, ограниченного реальными возможностями окружающей природной среды. Сюда включаются такие меры, как предохранение воздуха, воды и почвы от промышленных и бытовых выбросов и отходов, переход на менее экологически вредные виды топлива, использование альтернативных природных источников энергии (солнца, ветра, приливов и др.), максимальная промышленная переработка природных ресурсов (вторичный и третичный циклы) и др. Если говорить о стратегической перспективе сохранения и развития планеты Земля, то человечеству предстоит определить оптимальное соотношение своих интересов и возможностей всей остальной биосферы. Согласно концепции совместного развития, человечество должно изменять не только природу (биосферу), но и изменяться само. Переход системы человек – биосфера в состояние динамически устойчивой целостности будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу.
Биосфера – «область жизни», пространство на поверхности земного шара, в котором распространены все живые существа. В.И.Вернадский включил в биосферу атмосферу, литосферу, гидросферу, которые являются главными условиями существования человеческого общества.
Ноосфера – (букв. «мыслящая оболочка») – сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизационного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития на Земле (развил учение о ноосфере В.И.Вернадский). Единство человека – природы - общества – основа концепции ноосферой школы.
Согласно концепции выдающегося русского ученого В.И. Вернадского, становление ноосферы обусловлено следующими основными факторами
Главный вывод теории Вернадского: для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов планеты.