Особенности хозяйственной жизни индустриальных обществ

Эпоха возникновения индустриальных обществ - это 17-18 века. Место - Западная Европа и Северная Америка. Индустриальное общество основано на новом принципе понимания мира и отношения к нему. Это активное, преобразовательное отношение и желание активно изменять окружающий мир. Возникает оно со стремлением улучшить, усовершенствовать свое земное существование, утвердиться в окружающем мире.

Для достижения такой цели нужны новые средства. Среди их многообразия наиболее безграничными возможностями обладает техника, т.е. искусственные средства деятельности. По масштабам достигаемых результатов с нею не сравнится ни кооперация, ни разделение труда, ни совместные действия, ни специализация людей. В индустриальных обществах техника меняет свой облик. Она становится техникой машинного типа. Теперь человек имеет дело не с отдельным орудием или инструментом, а с системой орудий, где уже не человек, а одно орудие приводит в действие другое.

Техника нового типа заменяет не только физические, но умственные и организационные функции человека. Она не просто дополняет человека, удлиняя его руку, ускоряя его движения, расширяя пространство восприятия мира. Техника начинает формировать и самого человека. Образно говоря, он становится частью машины. Человек вынужден подлаживаться под ритм производства, развивать способность к новым движениям (взаимодействие со станком), контролировать эмоции, рассчитывать свои действия, иначе воспринимать время труда и отдыха.

Применение такой техники создает новый вид хозяйственной деятельности - промышленное производство. Воплощением его становится уже не ремесленная мастерская или мануфактура, а фабрика и завод. Что означает это слово «производство»? В первую очередь, это стандартизация, специализация и технологичность. Производить значит создавать много одинаковых предметов. Это свойство принципиально отличает промышленный продукт от деятельности ремесленника. Результаты труда ремесленника индивидуальны и несут на себе своеобразие их творца, правда, за счет объемов производства. А вот стандартизация позволяет в невиданных масштабах увеличить эти объемы. Достигается это путем специализации, когда отдельный человек или группа людей сосредотачиваются на какой-то части производственного цикла. Тем самым промышленное производство предполагает превращение человека в узкого специалиста. Кроме того, производство предполагает уже не творческий порыв, а применение технологии, т.е. продуманных методов и приемов создания продукта.

Важной чертой производства становится его общественный характер. Выражается это, прежде всего, в количестве людей, связанных с производством. Недаром показателем превращения общества в индустриальное становится количество людей, занятых в промышленности (50%). Изменяется ее место в обществе в целом. Обществу не безразлично, что происходит в промышленности. Ведь там занято огромное количество людей. От ее развития зависит благосостояние нации. Поэтому организация производственного процесса приобретает характер социальной и государственной проблемы. Отбор индивидов, способных участвовать в производстве, становится важной частью общественного интереса.

Самой важной чертой производственной деятельности становится превращение хозяйства в экономику. Производство начинает строиться на принципе эффективности, т.е. достижении целей с наименьшими затратами. Целью становится получение прибыли или выгоды. Иначе такой тип ведения хозяйства называют капиталистическим. Поэтому в индустриальном обществе на передний план выходит новая социальная ценность - обогащение. Она получает приоритет по сравнению с ценностями власти и престижа.

Но это не значит обогащения любой ценой. Такие традиционные способы повышения благосостояния, как государственная служба, война, обман теперь становятся лишь способами получения первоначального капитала. Капитализм представляет собой получение прибыли путем рациональной организации ведения дел. Рационализация предполагает способность поставить цели и рассчитать средства для их достижения. Она требует постоянного учета, контроля и самоконтроля, планирования процесса ведения своих дел. Наиболее удобным местом для реализации такого подхода и становится промышленное производство, основанное на технике машинного типа. Ведь машина избавлена от влияния человеческих эмоций, и сама является воплощением расчета, ритмичности, планирования.

Подход к производству с новых позиций приводит к его автономизации. В своем развитии экономика начинает определяться своими внутренними закономерностями, а не влиянием извне со стороны религии, политики, идеологии. Суть всех этих закономерностей - расширение производства. А для этого прибыль должна не тратиться, а снова возвращаться в сферу производства. Более того, экономика начинает подчинять себе все остальные сферы социальной жизни. Наука, образование и даже отдых строятся, чтобы обслуживать ее потребности. Войны ведутся ради расширения рынков сбыта и дешевых рабочих рук. Соответственно экономика и все виды деятельности, с нею связанные, начинают превращаться в ценность.

Массовый характер производства позволяет существенно удешевить предметы первой необходимости. Это постепенно приводит к решению проблемы выживания, которая мучила все цивилизации древности. Однако перед обществом встает новая задача - потребление созданных продуктов. Поэтому в индустриальных обществах начинает формироваться новая социальная ценность, порожденная потребностями машинного производства. Это ориентация человека не на выживание, а на рост потребностей.

2.2.7. Социальная жизнь индустриальных обществ

Стремление к активному преобразованию окружающего мира привело к грандиозному изменению социальных отношений. В первую очередь, возросла динамичность жизни. Но проявляется она не просто в росте и многообразии событий. Динамика жизни приобретает направленность. Промышленность нуждается во множестве рабочих рук. Поэтому население начинает перемещаться в города, где концентрируется производство. Причем город превращается из административного и торгового центра в промышленный. Новая цивилизация – это цивилизация городская или урбанистическая.

Рост и обновление производства требуют от людей умения перемещаться как по горизонтали, так и по вертикали, т.е. из одной социальной группы в другую. Иначе говоря, новой цивилизации нужен человек свободный. Нужна свобода от традиций, сковывающих способность принимать неординарные, творческие решения. Нужна свобода от корпоративной зависимости. Поэтому традиции, обычаи, регламентация человеческого поведения теперь воспринимаются как предрассудки, критиковаться, отвергаться.

Общество постепенно становится открытым, т.е. представители низших классов получают возможность доступа в высшие классы. Новым типом социальных отношений становится конкуренция. Это не просто соперничество между производителями за потребителя. Принцип конкуренции превращается в основу мировоззрения индустриального общества. Прежде всего, конкуренция предполагает наличие целей или идеалов, к которым можно стремиться и к которым следует стремиться. Это возможность каждому индивиду приобщиться к наибольшему количеству социальных благ (обеспеченность, комфорт, уважение, власть). Для этого все должны стремиться к росту, успеху, карьере во всех сферах жизни. Поэтому борьба, соперничество друг с другом за обладание благами становится общим принципом жизни.

Открытость доступа наверх позволяет снизить социальную напряженность в обществе. Ведь теперь человеку, чтобы добиться изменения своей жизни, надо не уничтожать касты или сословия противников, а искать пути проникновения в высшие классы. Поэтому одной из основных задач индустриального общества становится разработка правил конкурентной борьбы и системы социальной защиты, т.е. гарантии положения людей, проигравших в конкуренции или не способных принять в ней участие по тем или иным причинам.

Новые цели индустриальной цивилизации приводят к разрушению сословно-кастовой системы традиционных обществ. Формируется новая социальная структура. Положение людей начинает определяться отношением к средствам производства и их ролью в организации производственного процесса. Поэтому решающим становится деление общества на классы, занятые в процессе промышленного производства. Основными классами становятся наемные работники или исполнители, и предприниматели или владельцы собственности и организаторы производственного процесса. Еще одна особенность классовой структуры состоит в том, что в ту или иную группу попадают не по праву рождения и не навсегда. Поэтому в перспективе для каждого открывается возможность изменить свое классовое положение.

С середины 20 в. социальная структура начинает развиваться в определенном направлении. Формируется и численно растет т.н. «средний класс». Первоначально под ним понимали собственно предпринимателей, т.к. они не принадлежали ни к аристократии, ни к низам общества. Но позже к среднему классу начинают относить людей с одинаковым образом жизни, стандартами поведения, ценностями, обусловленными определенным уровнем дохода, не слишком высокого, ни и не низкого. Это средние и мелкие предприниматели, люди, получающие прибыль от владения каким-либо имуществом (чаще всего это акции предприятий и другие ценные бумаги), лица, занятые в сфере услуг и получающие жалование и гонорары.

Создание и сохранение среднего класса становится важной задачей индустриальных обществ. Во-первых, это основные потребители производимой продукции, способные к наращиванию потребления. Во-вторых, это люди, наиболее заинтересованные в развитии индустриального общества. Ведь только оно нуждается в огромном количестве средних и мелких предпринимателей, врачей, адвокатов, менеджеров, звезд эстрады, кино и т.д. И только в этом обществе все они могут процветать.

Рост промышленности усиливает специализацию людей в той или иной сфере деятельности. Недаром индустриальное общество - это общество экспертов. Специализация толкает к расширению процесса обмена. Поэтому рыночные отношения становятся преобладающим способом связи между людьми. Теперь свои качества, свойства, способности человек как бы отстраняет от себя и оценивает с позиции пригодности. Контакты между людьми приобретают не личный, а «вещный» характер. Человек связывается с другим человеком опосредованно, через те предметы, которые он может получить или предложить на обмен. Теперь ценится не связь с людьми, а обладание богатством, поскольку оно становится решающим способом приобретения всех благ.

2.2.8. Политическая организация индустриальных обществ

С изменением места и роли экономики изменяется место и значение властных отношений. В древности государство выступало решающей силой, скрепляющей общество. Теперь рыночные отношения достаточно эффективно связывают людей друг с другом, определяют потребности людей и возможности их удовлетворения. Поэтому государство перестает быть выражением и гарантом общественного интереса. Недаром многие мыслители в Западной Европе в течение 18-19 в. говорят о необходимости отделить его от общества. Они подчеркивают, что общественная жизнь управляется другими закономерностями, чем жизнь государства, что общество имеет свои собственные интересы, что у людей может быть своя частная, приватная жизнь. Они даже требуют оградить его от вмешательства государства. Ведь рыночные отношения требуют конкуренции и свободного ценообразования. Так возникает гражданское общество.

Обеспечить реализацию такой задачи призваны новые политические режимы. Поэтому рано или поздно во всех индустриальных обществах побеждают республиканские формы правления, построенные на принципах демократии. Демократический способ правления основан на признании прав личности и принятии решений по большинству голосов. Вот почему функция управления превращается в одну из многих функций, необходимых для жизни общества. Представитель власти перестает играть в обществе исключительную роль, перестает быть членом особого сословия, возвышающегося над всеми остальными социальными группами. Власть утрачивает свою тайну, связь с религиозными истоками. Государственные должности становятся выборными. Их может занимать в принципе любой гражданин.

Признание прав личности приводит к тому, что индустриальное общество перестает нуждаться в какой-либо обязательной для всех религии или идеологии. Ведь такая идеология нарушала бы право отдельного человека иметь свои убеждения. Поэтому единственным принципом, призванным определять поведение людей становится лозунг: разрешено все, что не запрещено, а запрещено посягать на права личности.

В результате социально-политическая жизнь индустриального общества - это борьба интересов различных социальных групп. Само общество превращается в совокупность и пересечение многообразных интересов. Они выражаются через определенные социальные институты (партии, профсоюзы, средства массовой информации) и решаются определенными способами (парламентские формы действий). Государство становится ареной, на которой разворачивается такая борьба.

Поэтому характер социальных конфликтов в таком обществе меняется. С появлением социальных групп, связанных с промышленным производством, на передний план выходит лозунг создания новых общественных отношений. Впервые появляются социальные слои, которые связывают улучшение своей жизни не с прошлым, а с будущим. Это понятно. Ведь ни у рабочих, ни у предпринимателей прошлого просто не было, поскольку в традиционных обществах эти социальные группы не существовали.

Основной целью низших классов становится не требование соблюдения прав, принадлежащих тому или иному сословию по традиции, а требование последовательного проведения в реальную жизнь равенства прав для всех членов общества. Поэтому наиболее распространенной, особенно в 19 в., становится борьба низших классов за всеобщее избирательное право.

Создание демократических форм управления способствовало изменению накала социальных конфликтов. Революции, сотрясавшие эпоху возникновения индустриальных обществ и связанные с преодолением сопротивления господствующих классов традиционных обществ, сменяются ориентацией на реформы, т.е. мирные способы решения проблем. Становится возможным не уничтожать своих противников в вооруженной борьбе (потому что иным способом раньше нельзя было добиться своих требований), а создавать партии и участвовать на равных правах со всеми в отстаивании своих интересов.

Новое общество – это общество правовое. Основным способом урегулирования всех социальных вопросов становится правовая регламентация. Право наиболее ярко воплощает рациональность и справедливость, т.е. равное отношение ко всем и воздаяние каждому по заслугам. Ведь оно строится на принципах доказательности, аргументированности и состязательности обвиняющей и защищающей стороны. Кроме того, правовая система индустриальных обществ призвана контролировать соблюдение прав личности. Поэтому право приобретает универсальный характер: оно распространяется на всех и господствует везде.

Наши рекомендации