Исполнение бюджета предприятия (фиксированного),(тыс. руб.)
№ п/п | Показатели | Бюджет | Выполнение | Отклонение |
Объем реализации (шт.) | -200 | |||
Выручка от реализации продукции | -200 | |||
Производственная себестоимость продукции | -600 | |||
Прибыль от реализации | +400 | |||
Общехозяйственные расходы | - | |||
Коммерческие расходы | +80 | |||
Прибыль | +320 |
Фиксированный (статический) бюджет позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Можно отметить, что, хотя принятый объем реализации не был достигнут, выручка от реализации продукции недополучена и превышены расходы на реализацию, предприятие получило прибыль на 320 тыс. руб. больше запланированной.
Фиксированный (статический) бюджет отражает факт полученного результата. Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.
Гибкий бюджетпредусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. В таблице 2 представлено исполнение гибкого бюджета предприятия.
Исполнение бюджета предприятия (гибкого),(тыс. руб.)
Таблица 2
№ п/п | Показатели | Бюджет | Выполнение | Скорректированный на выполнение бюджет | Отклонение от скорректированного бюджета |
Объем реализации (шт.) | - | ||||
Выручка от реализации продукции | +800 | ||||
Производственная себестоимость продукции | +160 | ||||
Прибыль от реализации | +640 | ||||
Общехозяйственные расходы | - | ||||
Коммерческие расходы | +80 | ||||
Прибыль | +560 |
В рассматриваемом примере фактический объем реализации меньше запланированного на 200 единиц; соответственно, следует принять во внимание, что затраты на производство 800 единиц продукции должны быть меньше предусмотренных из расчета на 1000 единиц. Нужно скорректировать плановую себестоимость на фактический объем произведенной и реализованной продукции с использованием плановой нормы затрат на единицу продукции.
Для этого находим плановую норму затрат:
3800 тыс. руб. : 1000 шт.=3,8 тыс. руб.
и умножаем на количество фактически произведенной продукции:
3,8 тыс. руб. х 800 шт. = 3040 тыс. руб.
Предприятие планировало получить от реализации 1000 единиц продукции 5000 тыс. руб., фактически реализовало 800 единиц, соответственно скорректированная плановая выручка от реализации составит:
5000 тыс. руб. : 1000 шт. = 5,0 тыс. руб.
5,0 тыс. руб. х 800 шт. = 4000 тыс. руб.
Таким же способом корректируется и прибыль от реализации: рассчитывается планируемая прибыль от реализации единицы продукции:
1200 тыс. руб. : 1000 шт. = 1,2 тыс. руб.
и умножается на количество фактически реализованной продукции:
1,2 тыс. руб. х 800 шт. = 960 тыс. руб.
Необходимо иметь в виду, что общехозяйственные расходы являются, как правило, условно-постоянными и не зависят от объема производства, поэтому они не подлежат корректировке.
Коммерческие расходы по своей структуре, в нашем случае, также являются условно-постоянными. Конечно, в состав этих расходов входят стоимость упаковки, некоторые транспортные расходы и др., но доля их незначительна. Поэтому коммерческие расходы в нашем примере корректировать не следует.
Анализируя фактические показатели деятельности предприятия и сопоставляя их с приведенными плановыми показателями, можно сделать следующие выводы:
- фактические коммерческие расходы на 80 тыс. руб. выше запланированных. Это результат принятого руководством предприятия решения о проведении рекламной кампании, которая, в свою очередь, повлияла на формирование спроса на продукцию и позволила предприятию поднять цены продаж;
- выручка от реализации продукции превысила скорректированную плановую цифру на 800 тыс. руб. (в табл. 1 выручка от реализации ниже плановой на 200тыс. руб.);
- затраты на производство продукции выше скорректированных плановых затрат, в расчете на единицу продукции они превысили плановые затраты на 0,2 тыс. руб. Именно по этой причине предприятие недополучило 160 тыс. руб. прибыли. Используя данные статического бюджета, можно отметить, что предприятие получило экономию по затратам на производство продукции 600 тыс. руб., и сделать неверные выводы.
Сравнивая статический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных обстоятельств.
Главный (общий) бюджет.
Назначение и последовательность его подготовки.
Общий (главный) бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы предприятия.
Общий (главный) бюджет также называют генеральным бюджетом.
В результате составления главного бюджета создаются:
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- прогноз движения денежных средств.
Общий (главный) бюджет любой организации состоит из двух частей:
1) операционного бюджета- включающего план прибылей и убытков, который детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;
2) финансового бюджета-включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.
Рассмотрим последовательность подготовки операционного бюджета.
Процедура планирования начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет реализации (план продаж)показывает объем продаж по видам продуктов в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода (табл. 1).
Пример: Маркетинговые исследования показали, что предприятие сможет реализовать в следующем году три вида продукции по возможным ценам реализации и получить доход в сумме 28 000 тыс. руб.
Таблица 1
Бюджет продаж
Наименование продукта | Количество на реализацию | Цена реализации (тыс. руб.) | Планируемый доход (тыс. руб.) |
Пиджак | 8 000 | 1,75 | 14 000 |
Брюки | 10 000 | 1,0 | 10 000 |
Юбка | 5 000 | 0,8 | 4 000 |
Итого | 28 000 |
В таблице 1бюджет продаж представлен упрощенно. На практике к этой программе будут прилагаться многочисленные расчеты и таблицы с информацией о продажах по сезонам, кварталам и месяцам с анализом сбыта по территориям.
При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. Далее на их основе строится прогноз будущих продаж. Для этого используются две группы инструментов:
- математические методы (средних квадратов, трендовый анализ);
- экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджеров).
На основе данных, сформированных в плане продаж, формируется бюджет производства.
Бюджет производстваопределяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном (плановом) периоде (табл. 2).
Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, план производства должен отражать информацию о производственных заделах - незавершенном производстве - на начало и конец периода.
Таблица 2
Бюджет производства
Наименование продукта | Пиджак | Брюки | Юбка |
Объем реализации | 8 000 | 10 000 | 5 000 |
Запасы на начало периода | |||
Запасы на конец периода | |||
Объем производства | 10 100 |
При расчете количества готовой продукции, которая должна быть произведена в течение бюджетного периода, следует учитывать существующие запасы готовой продукции на начало периода и желаемую величину запасов на конец периода (так называемые переходящие запасы).
Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов, следует воспользоваться балансовым уравнением. В общем виде его формула выглядит следующим образом:
Запасы на начало периода + Поступление запасов в течение периода = Выбытие запасов в течение периода + Запасы на конец периода.
Применительно к плану производства балансовое уравнение примет следующий вид:
Выпуск готовой продукции (объем производства) = Количество реализуемой продукции + Запас готовой продукции на конец периода - Запас готовой продукции на начало периода.
С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода:
Запуск продукции = Выпуск готовой продукции + НЗП на конец периода - НЗП на начало периода.
На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.
Бюджет прямых материальных затратсодержит информацию о затратах в предстоящем бюджетном периоде сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продуктов и в целом по предприятию (табл. 3).