Проблемы и возможности увеличения товарооборота в торговле лесоматериалами между Российской Федерации и КНР
Проблемы и возможности увеличения товарооборота в торговле лесоматериалами между Российской Федерации и КНР
В среднесрочной перспективе.
Содержание:
Стр. | |
1. Структура и динамика российско-китайской торговли лесными материалами | |
2. Состояние и перспективы развития производства лесобумажной продукции в Китае | |
3. Лесосырьевые ресурсы Китая | |
4. Импорт лесоматериалов в Китай | |
5. Перспективы увеличения товарооборота по лесоматериалам между Российской Федерации и КНР. | |
6. Современное состояние целлюлозно-бумажной промышленности России и Китая и их позиции в мире |
Проблемы и возможности увеличения товарооборота в торговле лесоматериалами между Российской Федерации и КНР
В среднесрочной перспективе.
Структура и динамика российско-китайской торговли
Лесными материалами.
Китай и Российской Федерация, имея развитый лесной сектор экономики, который составляет более 2% от валового внутреннего продукта каждой страны, активно участвуют в мировом торговом обмене лесоматериалами. При этом, они выступают на мировом рынке одновременно и конкурентами, имеющими свои национальные интересы, и партнёрами в области лесных отношений между собой. Традиции делового сотрудничества между двумя странами имеют глубокие исторические корни и продолжают совершенствоваться и в настоящее время. Для китайской лесной промышленности определяющий интерес представляют поставки из Российской Федерации высококачественного сырья для лесопиления и целлюлозно-бумажного производства. Для российской стороны представляют интерес китайские инвестиции в инфраструктуру лесного сектора, Сибирского и Дальне-Восточного федеральных округов, в создание и реконструкцию мощностей по глубокой механической и химической переработке древесины. Однако следует отметить, что в настоящее время китайские фирмы практически не инвестируют средства в российскую лесную промышленность, отдавая приоритеты прямым поставкам российской лесобумажной продукции. В части инвестиций в глубокую механическую и химическую переработку древесины, то они оговариваются только на будущее.
Традиционной формой сотрудничества между Китаем и Российской Федерацией является торговля лесными материалами. КНР является для Российской Федерации одним из основных внешнеторговых партнёров на долю которого приходилось в 2004 г. – 19,7 % валютной выручки от экспорта лесоматериалов. О состоянии внешнеторгового оборота в торговле лесоматериалами можно судить по данным табл. 1.1.
Из данных, приведенных в табл.1.1, следует, что за последние 5 лет сальдо внешнеторгового оборота между Российской Федерацией и Китаем в торговле лесоматериалами постоянно росло. В период с 2000 по 2004 год этот рост составил 2,4 раза. Внешнеторговый оборот в период до 2002 г. характеризовался подавляющим преобладанием экспорта лесобумажной продукции из Российской Федерации. Коэффициент покрытия импорта экспортом в 2002 г. составил 183.Переломным был 2003 год, в котором за счёт значительного увеличения импорта лесобумажной продукции из Китая, коэффициент покрытия импорта экспортом резко снизился в 2003 г. до 15.9 и в 2004 г. – 15.1. Эта тенденция прогнозируется и на перспективу. Однако в среднесрочной перспективе баланс в торговле лесоматериалами между Российской Федерации и КНР будет оставаться положительным.
Таблица 1.1.
Внешнеторговый оборот между Российской Федерации и Китаем
по лесным материалам.
Годы | Экспорт | Импорт | Сальдо | Коэффициент покрытия импорта экспортом, | |||
млн.$ | % к 2000 г | млн.$ | % к 2000 г | млн.$ | % к 2000 г | разы | |
616,6 | 100,0 | 2,2 | 100,0 | 618,8 | 100,0 | ||
1015,0 | 164,6 | 1,9 | 86,4 | 1016,9 | 164,3 | ||
1302,3 | 211,2 | 7,1 | 3,2 раза | 1309,4 | |||
1146,2 | 185,9 | 72,3 | 32,9 раза | 1218,5 | 196,9 | 15,8 | |
1486,1 | 241,0 | 98,2 | 44,6раза | 1584,3 | 256,0 | 15,1 |
Основное влияние на динамику показателей внешнеторгового оборота оказывали структура экспорта и импорта (табл.1.2 и 1.3), а также экспортные и импортные цены на основные лесоматериалы (табл.1.4).
Таблица 1.2.
Объёмы экспорта и импорта по видам лесобумажной продукции
в торговле Российской Федерации с Китаем
Наименование продукции | Экспорт по годам | Импорт по годам | ||||||||
Лесоматериалы круглые, млн. м3 | 6,3 | 8,6 | 13,8 | 14,2 | 15,4 | - | - | - | - | - |
Пиломатериалы, млн. м3 | 0,23 | 0,45 | 0,77 | 0,66 | 0,85 | - | - | - | - | - |
Фанера клеёная, тыс. м3 | 0,8 | - | 0,3 | 1,3 | 3,1 | 3,1 | 1,8 | 1,6 | 2,2 | 3,6 |
Древесностружечные плиты, тыс. м3 | - | - | - | - | - | 3,4 | 9,6 | 18,5 | 56,5 | 41,4 |
Древесноволокнистые плиты, млн.м2 | 0,3 | 2,7 | 6,2 | 9,97 | 8,6 | 0,1 | 0,17 | 0,2 | 0,4 | 1,6 |
Целлюлоза товарная, тыс. т | 605,2 | 800,6 | 885,2 | 806,0 | 785,0 | - | - | - | - | - |
Бумага, картон, тыс. т | 244,9 | 264,6 | 294,2 | 309,7 | 262,2 | 3,1 | 2,3 | 6,4 | 3,3 | 3,8 |
Таблица 1.3
Структура экспорта и импорта лесобумажной продукции
в торговле Российской Федерации с Китаем (%%)
Наименование продукции | Экспорт по годам | Импорт по годам | ||||||||
Лесоматериалы круглые | 53,2 | 45,2 | 56,6 | 63,3 | 67,4 | - | - | - | - | - |
Пиломатериалы | 2,5 | 2,9 | 3,8 | 4,7 | 5,1 | - | - | - | - | - |
Фанера клеёная | - | - | - | - | 0,1 | 3,6 | 7,9 | 4,2 | 0,4 | 1,0 |
Древесностружечные плиты | - | - | - | - | - | 9,1 | 36,8 | 29,6 | 5,1 | 5,3 |
Древесноволокнистые плиты | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 9,1 | 5,3 | 4,2 | 1,2 | 3,8 |
Целлюлоза товарная | 32,3 | 24,2 | 21,2 | 23,4 | 20,8 | - | - | - | - | - |
Бумага, картон и изделия из них | 10,6 | 6,5 | 5,7 | 7,8 | 5,5 | 72,7 | 47,4 | 62,0 | 72,0 | 45,6 |
Прочая продукция | 1,3 | 21,0 | 12,5 | 0,5 | 0,9 | 5,5 | 2,6 | - | 21,3 | 44,3 |
Из данных табл.2 видно, что в структуре поставок лесоматериалов из Российской Федерации в Китай превалируют лесоматериалы круглые, доля которых за анализируемый период постоянно роста с 45,2 % с 2001 г. до 67,4 % в 2004 г. Доля пиломатериалов в структуре экспорта также выросла с 2,5% в 2002 г. до 5,11 в 2004 г.
Несмотря на физический рост объемов экспорта целлюлозы 605 тыс. т. в 2002 г. до 785 тыс. т в 2004, ее доля в структуре экспорта снизилась соответственно с 32,3 % до 20,8 %.
Что касается экспорта бумаги и картона то их доля снизилась с 10,6 %в 2000 г. до 5,5 % в 2004 г.. При этом надо иметь в виду, что в этой группе продукции наибольшая доля 78% приходилась на наиболее дешевые виды - бумагу газетную и крафтлайнер. Эти данные, несмотря на положительный торговый баланс, не позволяет считать структуру экспорта в КНР эффективной и прогрессивной, так как в структуре экспорта преобладают поставки необработанной круглый древесины, а также поставки первичной механической и химической переработки древесины (пиломатериалов и целлюлозы). Таким образом экспорт лесопродукции из РФ в КНР имеет явно сырьевую направленность. В импорте лесопродукции из КНР наметились серьезные подвижки. Если вплоть до 2002 г. можно было говорить практически об односторонних поставках лесопродукции из РФ в КНР, то в 2003 и 2004 году в импорте резко возросли поставки бумаги и картона и изделий из них, доле которых в 2003 – 2004 г.г. составляла около 90 %. Это связано с тем, что бумажная промышленность в КНР в последние годы получила значительное развитие, и появилась возможность экспорта части продукции, в том числе в РФ (включая Сибирский и Дальневосточный федеральные округа), где в последние годы имеет место постоянно растущий спрос на высокосортные виды бумаги и картона, и также изделия из них.
Таблица 1.3.
Экспортные и импортные цены на лесоматериалы
в российско-китайском товарообмене (долл. США)
Наименование продукции | Экспортные цены по годам | Импорт цены по годам | ||||||||
Лесоматериалы круглые, м3 | 51,8 | 53,3 | 53,3 | 51,1 | 59,2 | - | - | - | - | |
Пиломатериалы, м3 | 67,2 | 65,2 | 63,7 | 81,2 | 87,0 | |||||
Фанера клеёная, м3 | 192,2 | - | 275,7 | 276,9 | 290,3 | 27,6 | 191,6 | 290,3 | ||
Древесностружечные плиты, м3 | - | - | - | - | - | 66,2 | 113.7 | 65,5 | 125,5 | |
Древесноволокнистые плиты, м3 | 1,2 | 0,45 | 0,43 | 0,42 | 0,36 | 1,8 | 0,6 | 1,2 | 2,1 | 2,3 |
Целлюлоза товарная, т | - | - | - | - | ||||||
Бумага, картон и изделия из них, т |
Из данных табл.1.4 видно, что практически по всем группам продукции, по которым имеет место взаимные поставки уровень цен по импортируемой из Китая продукции выше чем, по аналогичным группам экспортируемой из Российской Федерации продукции. Основными факторами, обусловившими это положение, является структура и качество продукции. Так в составе экспортируемой из Российской Федерации бумаге и картоне основная доля приходиться на газетную бумагу. В составе же импорта наибольшая доля приходиться на поставки из Китая изделий из бумаги и картона, средняя цена которых в 2004 г. составляла 691долл. США. Что касается экспортных цен, то по основным видам они были близки к среднесложившимся по Российской Федерации в целом. Исключение составляли цены на пиломатериалы, которые был значительно ниже среднероссийских экспортных цен, в 2004 г. в 1,3 раза., что в основном связано с конъюнктурой китайского внутреннего рынка. Следует также отметить, что уровень экспортных цен на круглые лесоматериалы, также нельзя признать достаточным, так как качество древесины поставляемой в КНР достаточно высокое и в общем объёме поставок древесины более низкая доля балансовой древесины, чем в целом по Российской Федерации. Негативную роль на уровень цен на балансовое сырьё продолжало оказывать наличие большого числа поставщиков, что затрудняло проведение единой ценовой политики, отвечающей корпоративным интересам российских лесопромышленников.
Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование структуры экспорта в российско-китайской торговле лесоматериалами, а именно сокращение экспортной сырьевой составляющей, потребует реализации серьёзных инвестиционных программ развития в Российской Федерации производства продукции глубокой механической и химической переработки древесины.
Объемы и структуру товарооборота в торговле лесоматериалами между РФ и КНР в значительной степени искажает имеющие место незаконные рубки древесины с целью их несанкционированные поставки в Китай. Оценка объемов незаконных рубок в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в разных источниках сильно различаются. Так по данным WWF Rusia / Forestprogram, опубликованным в КНР (Chin Wood Markets Export & Import Conference, Dalian PR China, Oсktober 26-29, 2004) в 2003 в КНР из РФ было поставлено 19,7 млн. м3, в то время как официально по данным таможенных органов двух стран экспорт круглых лесоматериалов составил – 14,2 млн. м3. Разница в 5,5 млн. м3 следует оценочно отнести к теневому экспорту. Решение проблемы прекращения незаконных вырубок также будет оказывать свое влияние на уровень и развитие товарооборота между двумя странами.
Лесосырьевые ресурсы Китая
Доля лесного сектора в экономике Китая Китай является одной из ведущих, хотя имеет сравнительно ограниченные запасы лесных ресурсов.
Лесная площадь по данным 5-й государственной лесной таксации (1994-1998 гг.) составляет 153,6 млн. га или 16,5% от площади земель Китая. На душу населения приходится 0,12 га лесной площади. На долю древостоев приходится 134,3 млн. га или 87,4% лесной площади. Эксплутационные леса занимают 20,22 млн. га (15,1%), бамбуковый лес – 4,21 млн. га (2,7%); 50,7% от общей лесной площади занимают хвойные леса и 49,3% - лиственные.
Общий запас леса на корню оценивается в 11,3 млрд. м3, из которых 10,1 млрд. м3 или 89,2% - древостои, остальная часть – редколесье (1,2%), отдельно стоящие деревья (6,2%) и плантации (3,4%). По запасам леса Китай значительно уступает России, Бразилии, Канаде, США. Все леса делятся на 4 категории по видам пользования:
- леса промышленного назначения;
- защитные леса;
- леса для производства топливной древесины;
- леса специального назначения (для целей научных исследований и защиты окружающей среды)
Государственные леса составляют: по площади - 55 % и по запасу - 60 %, коллективные леса соответственно - 45 и 40 %. Имеются и частные леса, в состав которых входят посаженные крестьянами деревья вдоль дорог и на усадьбах. Общая лесистость 13%. Годовой увеличение запаса - 2,88 %, или 2,4 % на 1 га.
Следует отметить, что в Китае проводиться целенаправленная лесная политика, чётко ориентированная на максимальное использование лесного потенциала страны и развитие торгового сотрудничества с зарубежными странами. Государственная политика содействию развития лесного сектора направлена на:
- развитие плантационного лесоразведения с быстрорастущими и высокопродуктивными древостоями;
- развитие лесов экономического назначения;
- вовлечение в переработку бамбука;
- опережающее развитие производства листовых древесных материалов, мебели, целлюлозно-бумажной продукции и лесохимии;
развитие лесного экотуризма и охрану природы.
Чистый годичный прирост лесных ресурсов составляет около 450 млн. м3, а чистый процент прироста – 3,8 %, среднегодовой чистый показатель потребления оценивается на уровне 370-390 млн. м3, при темпах роста потребления – 3,1 %
После 1979 г. отрасль получила большие стимулы к развитию, внимание к ней со стороны правительственных органов и населения резко возросло. В соответствии с новой экономической политикой в 1980 г. были решены вопросы массового лесоразведения. Оно проводилось в основном силами крестьян на добровольных началах. В настоящее время годовой объем посева и посадки леса достигает 5 млн га. Работы ведут в основном вручную.
В 1981 г. на правительственном уровне в КНР были регламентированы вопросы охраны лесов и развития лесного хозяйства. Показатели развития лесного хозяйства включены как обязательные в систему критериев развития народного хозяйства на всех уровнях административно-территориального деления. В настоящее время органы народной власти в провинциях, округах, уездах, волостях отчитываются за выполнение лесохозяйственных работ. Их конкретная работа оценивается с учетом достигнутых в развитии лесного хозяйства результатов.
В 1984 г. был утвержден Закон о лесе, определивший общегосударственные нормы организации и ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов в стране.
Главной целевой установкой развития лесного хозяйства являлось достижение к 2000 г. лесистости 15-16 %. Не менее важное направление - создание надежной системы охраны лесов, сбалансирование потребления древесины с ее приростом, организация рационального лесопользования. Хозяйственная политика в лесах ориентирована на многоцелевое ведение лесного хозяйства с объединением в его состав экономических, экологических и социальных функций.
В соответствии с потребностями экономики и населения в лесных благах сформирована концепция развития лесного хозяйства КНР.
Основным элементом концепции явилась ориентация лесного хозяйства на создание на 7 млн га земель лесного фонда высокопродуктивных насаждений с запасом 100 млн м3 из наиболее хозяйственно ценных древесных пород, то есть на организацию целевого лесного хозяйства (плантационного) с сокращенным оборотом рубки.
Китай решительно проводит рыночные реформы в лесном хозяйстве. Например, специально создаются экономические зоны, являющиеся, своего рода, испытательным полигоном для внедрения свободного рынка. Одна из таких зон - уезд Сяньмынь, включающий в свой состав 12 округов общей площадью 2.3 млн га. Около 70 % земель этого уезда покрыто лесом. В 1988 г. было принято правительственное решение о превращении уезда Сяньмынь в экспериментальную зону для проведения реформ, связанных с изменением форм использования лесного фонда. В основе этих реформ лежит создание “акционерной системы управления хозяйством”, при которой лесные ресурсы находятся в коллективном владении сельских жителей. При этом отдельные лица становятся обладателями акций, а ведение лесного хозяйства осуществляется единообразно на основе конкурсных контрактов. Дивиденды распределяются среди акционеров ежегодно. Право на обладание акциями может быть унаследовано или передаваться другим лицам, проживающим в данной деревне, а не посторонним организациям или жителям других населенных пунктов. Дополнительные акции могут быть приобретены путем личного участия в лесозаготовительных работах или непосредственно за деньги. К настоящему времени в уезде создано более 1 300 объединений акционеров, координирующих процесс принятия решений в сфере лесного хозяйства и поощряющих рациональные способы эксплуатации лесных ресурсов.
Были развернуты и другие виды реформ в лесном секторе, среди которых важнейшими являлись: выделение в частное пользование (при сохранении коллективной собственности) участков на холмистых лесных землях при заключении договоров на срок от 30 до 50 лет с правом передачи или наследования; разработки программ акционирования в сфере землепользования и сбыта лесопродукции, либерализации торговли; поощрение создания совместных предприятий и привлечение иностранных инвестиций; реализация многочисленных форм ответственности по контракту за рациональную лесоэксплуатацию; уменьшение участия государства в установлении цен на лесоматериалы введение налоговых стимулов для развития лесного хозяйства; создание условий, при которых корпорации и компании вынуждены добывать капиталы для инвестирования в основном за счет ссуд, а не из финансовых отчислений государства.
Все эти реформы были направлены на “подталкивание лесохозяйственных предприятий к выходу на рынок”, развитие лесного хозяйства усилиями всего населения, усиление экономической поддержки лесного сектора благодаря налоговым льготам и инвестициям в его инфраструктуру, более широкой административной поддержке лесного хозяйства
Сопоставляя основные параметры развития производства лесобумажной продукции на среднесрочную перспективу и наличие собственных лесных ресурсов можно сделать вывод о наличии значительного дефицита последних.
Недостаток лесных ресурсов Китай планирует покрыть как за счёт развития собственного лесного хозяйства, включая плантационное выращивание древесины, так и за счёт импорта древесины. С тем чтобы оценить возможные объёмы импорта древесины рассмотрим состояние лесного фонда Китая, сложившееся к настоящему времени.
За период 2000-2003гг.
%%
Виды лесопродукции | Г о д ы : | |||
Круглый лес, млн.м3 | 15,7 | 18,5 | 25,9 | 27,0 |
в том числе из Российской Федерации,% | 40,1 | 46,4 | 53,2 | 52,5 |
Пиломатериалы, млн.м3 | 5,4 | 5,7 | 6,9 | 7,1 |
в том числе из Российской Федерации | 4,2 | 7,8 | 11,1 | 9,2 |
Фанера, тыс. м3 | 2115,8 | 1599,0 | 1666,9 | 1828,9 |
в том числе из Российской Федерации | - | - | - | - |
ДСП, тыс. м3 | 814,4 | 848,2 | 1030,8 | 988,5 |
в том числе из Российской Федерации | - | - | - | - |
ДВП, тыс. м3 | 2781,0 | 2162,6 | 2498,4 | 2597,5 |
в том числе из Российской Федерации | - | - | - | - |
Целлюлоза древесная, тыс. т | 4030,9 | 5814,2 | 6131,2 | 6888,9 |
в том числе из Российской Федерации | 15,0 | 13,7 | 14,4 | 11,6 |
Бумага и картон, тыс. т | 104478,0 | 9802,7 | 1093,4 | 10389,6 |
в том числе из Российской Федерации | 2,3 | 2,6 | 2,8 | 2,9 |
Из данных табл.4.1. следует, что имел место постоянный рост импорта с Китаем круглого леса, пиломатериалов, ДСП и древесной целлюлозы, при одновременной стабилизации импорта но в этот период имело место некотором снижении объёмов импорта фанеры, и древесноволокнистых плит, а также бумаги и картона. Это главным образом было связано с наращиванием мощностей по производству фанеры и необходимостью под это расширением импорта фанерного кряжа. Расширение производства бумаги и картона обусловило соответствующее увеличение импорта древесной целлюлозы, а также макулатуры.
Что касается импорта лесобумажной продукции из РФ, то за анализируемый период с 2000 по 2003 г.г. постоянно росла доля в составе всей импортированной КНР лесопродукции по круглым лесоматериалов и пиломатериалам. При этом доля российских круглых лесоматериалов составила в экспорте в 2003 г. более 50%. Поставки листовых древесных материалов из РФ в КНР носили эпизодический характер и их доля оставалась ничтожно мала ( менее 0,01%)
За анализируемый период огромный дефицит на китайском рынке в древесной целлюлозе, бумаге и картоне покрывался за счет поставок – по целлюлозе в 2003 г. на 11,6% и бумаге и картону – 2,9%. При этом доля древесиной целлюлозы несмотря на увеличение объемов поставок, с 2000 г. снизилась ан 3,4 процентных пункта.
Наряду с РФ в поставках лесопродукции в КНР активно участвуют и другие страны, основные из которых приведены в в табл. 4,1
Таблица 4.1
Ведущие поставщики по видам продукции
Лесоматериалы всего | Пиловочник | Пиломатериалы |
1. Россия (41,4 %) 2. Малайзия (10,9 %) 3. Индонезия ( 9,7 %) 4. Новая Зеландия (5,8 %) 5. Таиланд (3,7 %) | 1. Россия (60,9%) 2. Малайзия (8,7 %) 3. Новая Зеландия (6,7%) 4. ПНГ (4,6%) 5. Габон (4,5 %) | 1. Индонезия (26,3%) 2. США (11,0%) 3. Таиланд (11,0%) 4. Россия 10,2%) 5. Малайзия (9,15%) |
Фанера | Древесная целлюлоза | Бумага |
1. Индонезия (71,2%) 2. Малайзия (15,6%) 3. Ю. Корея (4,2%) 4. Япония (1,9%) 5. Камбоджа (1,5%) | 1. Канада (22,4%) 2. Индонезия (21,3%) 3. Россия (17,4%) 4. Чили (10,4%) 5. США (9,7) | 1. Тайвань (14,3%) 2. Ю. Корея (13,9%) 3. США (10,9%) 4. Индонезия (9,9%) 5. Япония (7,4%) |
* по данным China WOOD Markets export & IMPORT CONFERENCE october 26-29, 2004
Обращает на себя внимание некоторые расхождения между официальными таможенными данными и оценками специалистов, изучающих рынки КНР. Если по официальным данным доля российских круглых лесоматериалов составила 52,5 % всего импорта в КНР, то по другим оценкам – 60,9 %. Можно предположить, что на эту разницу оказали влияние незаконные рубки и теневой экспорт. Аналогичная ситуация и по пиломатериалам.
В структуре импорта круглого леса практически 100% составляет деловая древесина, используемая для производства пиломатериалов и фанеры. При этом большая часть хвойных круглых лесоматериалов, в основном дугласова пихта и тсуга, импортировались из США. Однако из-за роста цен в последние годы стал быстро возрастать импорт хвойных бревен из России, Канады и Новой Зеландии. В настоящее время большая часть (52,5-60,9 %) импортируемых круглых лесоматериалов поступает из России (в основном сосна). Дуб импортируется из США, бук из Европы (преимущественно из Германии).
Круглые бревна тропических пород на протяжении многих лет Китай импортирует из Малайзии. В общем объеме импорта круглых лесоматериалов тропические круглые лесоматериалы составляли в стоимостном выражении составляют достаточно высокую долю 48,4%.
В перспективе по мере повышения жизненного уровня населения и быстрого роста спроса на древесину, используемую для отделки зданий, производства мебели, разрыв между спросом и предложением на крупномерную высококачественную древесину еще больше увеличится. Особенно это относится к древесине тропических лиственных пород. Так как спрос не может быть удовлетворен за счет внутренних ресурсов, возрастет спрос на импортируемую лесопродукцию.
Импорт пиломатериалов в Китае за последние два десятилетия быстро и динамично растет. Так со 139 тыс. м3 в 1980г. он увеличился до 1069 тыс.м3 в 1990г. ( в 7,7 раза) и до 4186 тыс.м3 в 1999г ( по отношению к 1980г. – в 30 раз и к 1990г. – в 4 раза) и до 7,1 млн. м3 в 2003 г. Доля импорта пиломатериалов в стоимостном выражении занимает третье место после древесных полуфабрикатов, бумаги и картона.
Импорт хвойных пиломатериалов осуществляется в основном из России Новой Зеландии, лиственных - из США, пиломатериалов тропических пород - из Малайзии, Индонезии, и Таиланда.
В общем объеме лесного импорта в стоимостном выражении более половины составляет целлюлозно-бумажная продукция. При этом преимущественно импортируется бумага и картон (10,4 млн. т) и более 4 млн. т целлюлозы.
Импорт фанеры снизился до 1,8 млн. м3 в год, древесных плит до - 1млн. м3, что было обусловлено бурным развитием собственного производства.
Учитывая возрастающий внутренний спрос на лесобумажную продукцию и ограниченные собственные лесные ресурсы в перспективе прогнозируется значительное увеличение импорта большинства лесоматериалов.
В первую очередь ожидается рост импорта круглого леса и пиломатериалов. Главными экспортерами лесоматериалов в Китай будут Россия, Малайзия, Индонезия, США, Канада и Новая Зеландия.
Таблица 4.2
Производство – потребление и дефицит лесоматериалов в Китае в 2003 г.
Производство | Потребление | Дефицит | |
Круглый лес млн.м3 | 286,1 | 377,0 | -90,9 |
Пиломатериалы млн.м3 | 12,2 | 18,6 | -6,4 |
Фанера тыс. м3 | +524 | ||
ДСП тыс. м3 | 6419,4 | -862,4 | |
ДВП тыс. м3 | -2331 | ||
Целлюлоза древесная, тыс. т | -6858 | ||
Бумага и картон, тыс. т | -6042 |
Предварительная экономическая оценка результативности решения проблемы создания новых экспортоориентированных мощностей.
Как уже отмечалось выше, прогнозируемый дефицит древесного волокна для динамично развивающегося китайского производства бумаги и картона составит между 2010 и 2015 гг. от 2 до 3 млн. тонн в год.
Географическое положение лесных массивов Восточной Сибири и Дальнего Востока, породный состав неиспользуемых лесных ресурсов в пределах транспортной доступности позволяют в период 2006-2010 гг. начать создание мощностей по производству беленой и небеленой целлюлозы мощностью до 2,3 млн. тонн в год. Для реализации указанных в таблице 6.4.1 проектов, необходимо инвестировать около 4,5 млрд. долларов, средний срок окупаемости которых составит около 10 лет. Объем товарной продукции, выработанной после ввода в эксплуатацию первых очередей этих предприятий (между 2010 и 2015 годами), составит около 1,2 млрд. долларов в год. В начальном периоде эксплуатации (до 2015 года) вся выработанная на этих предприятиях товарная продукция может экспортироваться на китайский рынок, что позволит увеличить объем ее экспорта (в сравнении с 2003 годом) в 3 раза.
В дальнейшем (за пределами 2015 года), на части предприятий (Енисейск, Асино, Усть-Кут, Амурск) предусматривается создание мощностей по производству тарного и коробочного картона, писчепечатных бумаг, бумажных мешков. Эти виды продукции в настоящее время практически не производятся в восточных районах России и завозятся из европейской части страны, либо импортируются. Из таблицы 6.3.1 следует, что уже в 2003 году Китай импортировал из России около 300 тыс. тонн такой продукции, что составило около 11% от общероссийского экспорта аналогичной российской продукции ЦБП. Это свидетельствует о больших перспективных возможностях для экспорта российской продукции с высокой добавленной стоимостью и за пределами 2015 года.
Приложение 6.6.1
Перечень мер необходимой государственной поддержки развития целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП) России:
1. Совершенствование лесного законодательства с целью создания возможности использовать взятые в аренду или концессию лесные ресурсы в качестве залога для обеспечения инвестиционных кредитов.
2. В целях стимулирования развития глубокой переработки леса:
- внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс, предусматривающих отмену (или, по крайней мере, отсрочку уплаты на период монтажа оборудования) налога на добавленную стоимость на импортное технологическое оборудование и запчасти к нему, не выпускаемые в Российской Федерации;
- отмена ввозных таможенных пошлин на импортное технологическое оборудование и запчасти к нему, не выпускаемые в Российской Федерации;
- отмена вывозных таможенных пошлин на продукцию ЦБП.
3. Разработка нормативно-правовых актов, необходимых для создания с участием государства лизинговых компаний для обеспечения предприятий техникой и оборудованием.
4. Разработка мер законодательного характера, обеспечивающих частичный возврат экологических платежей предприятиям для совершенствования их технологий (в соответствии с концепцией наилучших существующих технологий) в целях повышения эффективности производства и защиты экологии.
5. Освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на модернизацию действующих предприятий и новое строительство – в целях стимулирования инвестиций в высокорентабельные отрасли экономики России, к которым относится и ЦБП.
6. Фиксированная ставка попенной платы на заготавливаемую древесину в течение срока строительства, ввода в эксплуатацию и достижения целлюлозно-бумажным предприятием проектных мощностей.
7. Современное возмещение за счет выше упомянутых статей Федерального бюджета предприятиям ЦБП части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных учреждениях для формирования межсезонных запасов древесины, топлива, химикатов, модернизации производства и создания новых мощностей.
Проблемы и возможности увеличения товарооборота в торговле лесоматериалами между Российской Федерации и КНР