Возможные сценарии развития экономики области и их результаты
Обобщая рассмотренные варианты функционирования системообразующих комплексов экономики Мурманской области, следует, безусловно, учитывать складывающиеся тенденции в мировой экономике.
В опубликованном докладе Всемирного банка от 10.04.2001 г. о среднесрочном прогнозе роста экономики в странах с переходной экономикой отмечаются благоприятные перспективы. Согласно прогнозам, темпы роста мирового ВВП составят от 2,2 процента в текущем году до 3,3 процента в 2003 году, а в вышеуказанных странах, куда относится Россия, определяются на уровне 4,2 – 4,9 процента соответственно (рис.6).
Рис.6. Динамика темпов роста общемирового ВВП
В докладе предполагается, что международные финансовые потоки могут способствовать экономическому росту и сокращению бедности, однако наибольшую выгоду от этих ресурсов получат страны с благоприятным климатом, где эти средства будут наиболее эффективно использоваться.
Там же отмечается, что у таких стран как Россия будет происходить сокращение зависимости от внешнего финансирования, произойдет снижение нестабильной краткосрочной задолженности, а увеличение инвалютных резервов позволит более эффективно обслуживать внешнюю задолженность.
Опубликованные прогнозы динамики изменения цен на основные сырьевые ресурсы показывают их существенное падение в 2010 году по отношению к 2000 году: цена на нефть снизится с 28 $/баррель до 18-19, а к 2015 году до 17-16 $/баррель; на природный газ - с 4,0 $/mmbtu до 3 $/mmbtu, с сохранением на этом уровне до 2015 года. Цена на никель снизится с 8600 $/т до 6800, а к 2015 году до 6000 $/т. Сохранится цена на апатит на уровне 2000 года, возрастет цена на алюминий с 1575 $/т до 1900 $/т и медь - с 1825 $/т до 2400 $/т.
Учитывая эти прогнозы, а также тот фактор, что экономика области базируется на производстве и реализации вышеуказанных ресурсов, основываясь на долгосрочных планах развития базовых предприятий области, можно спрогнозировать основные показатели в целом по народному хозяйству области в двух вариантах.
Первый (пессимистический) вариантопределяет нижний порог показателей, рассчитанный на тенденции развития мировой экономики, ниже которых, при самых неблагоприятных обстоятельствах, как внешнего, так и внутреннего порядка, экономика области не опустится. В этом сценарии все комплексы функционируют без существенного прироста объемных показателей, укрепляя свои позиции за счет диверсификации производства, улучшения его структуры, повышения качества и расширения ассортимента продукции.
Этот вариант будет давать синергический эффект не столько от объемных показателей, сколько за счет активной и согласованной деятельности хозяйствующих субъектов с областной властью, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса.
В частности, в горнопромышленном комплексе предполагается основные усилия направить на поддержание на должном уровне сырьевой базы за счет концентрации финансовых ресурсов предприятий, а также региональных целевых средств на геологоразведочные работы, в первую очередь, с целью освоения наиболее перспективных месторождений, таких как хромитовое Сопчеозерское, ильменитовое Гремяха-Вырмес, платиноиды Монче-плутона и Федорово-Панских тундр, эвдиалитовые руды Ловозерского массива, бариты Салланлатвы и др.
Одновременно предприятия ГПК при поддержке администрации области будут постепенно отказываться от монопродуктовой ориентации производства и переходить к выпуску новых видов товарной продукции: порошков металлов, медного и алюминиевого проката, теплоизоляционных и радиотехнических изделий и т. п.
Очень важным при формировании конкурентных преимуществ региона будет изменение экологической ситуации в работе действующих горно-металлургических комплексов в лучшую сторону. Поэтому значительное внимание будет уделено осуществлению природоохранных мероприятий, к финансированию которых будут привлекаться наряду со средствами предприятий заемные средства и возможности областного бюджета.
В целом объемы производства продукции ГПК в действующих ценах (без НДС и акцизов) к 2015 году достигнут почти 30 млрд.рублей, среднесписочная численность работающих при этом даже несколько сократится за счет внедрения трудосберегающих технологий, а средняя месячная заработная плата достигнет почти 16 тыс. рублей.
В топливно-энергетическом комплексе по этому варианту основное внимание будет сосредоточено на поддержании действующих мощностей электроэнергетики и развитии сетевого хозяйства, в том числе увеличении его пропускной способности в направлении центра России.
Администрация области в сфере электрической и тепловой энергетики будет проводить политику, нацеленную на ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей тепловой и электрической энергии, оптимизацию тарифов на эти виды энергии, а также стимулирование энергосбережения, особенно в бюджетной сфере.
Особое внимание в этот период областная власть уделит решению проблемы самообеспечения области углеводородным топливом. Для этого в 2006 – 2010 годах должен быть построен нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) мощностью до 3 млн. тонн переработки сырой нефти в год, что позволит на 50 процентов удовлетворить потребность области в мазуте и почти полностью в светлых нефтепродуктах.
Источником сырья наряду с эксплуатируемыми нефтяными месторождениями – песчаноозерским и Варандей-суша, могут стать как объекты в Печорском море, так и перспективные органогенные постройки на Кольском шельфе.
Одновременно в период 2010 - 2015 годы будут развернуты работы по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, прокладке магистральных трубопроводов, строительству КАЭС-2.
К 2015 году по этому варианту объем промышленного производства ТЭК составит 39 млрд. рублей, причем, основной прирост произойдет за счет продукции НПЗ. Численность работающих в этом комплексе составит около 19,5 тысячи человек, а среднемесячная заработная плата одного работника – около 30 тысяч рублей.
Рыбопромышленный комплекс к 2015 году будет обеспечивать добычу рыбы и морепродуктов в основном в традиционных районах промысла и ее физические объемы возрастут незначительно, примерно в 1,3 раза, однако производство товарной пищевой продукции возрастет в 1,5 раза, консервов почти вдвое.
Основное внимание будет уделяться пополнению новыми промысловыми и транспортными судами, модернизации имеющихся в наличии с целью повышения их экономических и технологических показателей, а также развитию береговой рыбоперерабатывающей и инфраструктурной базы.
В данном комплексе в виде целевой подпрограммы выделяется особое стратегическое направление: освоение прибрежных промыслов и организация фермерских хозяйств. За счет этого получат развитие такие населенные пункты, как поселки Лиинахамари, Ура-Губа, Гранитный, Териберка, Дальние Зеленцы, Дроздовка, Гремиха (г.Островной), на Терском побережье и др., общей численностью населения более 30 тысяч человек.
Всего в рыбопромышленном комплексе в 2015 году предполагаемая численность работающих – 16 - 17 тысяч человек. Средняя заработная плата одного работника в месяц составит более 10 тысяч рублей.
Руководство области будет стремиться активно воздействовать на процесс упорядочения федерального законодательства в сфере рыбохозяйственных интересов (таможенное, налоговое и т.д.), обеспечение справедливого распределения квот на право вылова наиболее ценных пород рыбы и других гидробионтов, а также оказывать всемерную поддержку организации прибрежного лова, переработки рыбы и морепродуктов на местных рыбоперерабатывающих предприятиях.
Агропромышленный комплекс в прогнозируемом периоде должен обеспечить стоящие перед ним задачи по производству в минимально-необходимых объемах сельскохозяйственной продукции за счет роста качественных показателей, а также ресурсосбережения.
Предполагается, что будет сохранена государственная поддержка племенного животноводства и северного оленеводства из федерального бюджета, дотации на продукцию животноводства, а также на реализацию ряда целевых программ будут выделяться из областного и муниципальных бюджетов.
Перерабатывающая промышленность АПК будет функционировать на условиях рыночной конкуренции и получать необходимую поддержку в вопросах, не ущемляющих прав иных хозяйствующих субъектов и жителей области – потребителей продовольственных товаров местного производства.
Общее число рабочих мест в АПК увеличится незначительно и в 2015 году составит около 10 тысяч, а среднемесячная заработная плата одного работника будет не менее 10 тысяч рублей.
Транспортно-коммуникационный комплекс к 2015 году обеспечит потребности хозяйствующих субъектов и населения в услугах связи, перевозке грузов и пассажиров.
Объемные показатели этого комплекса к 2015 году существенно не изменятся, инвестиции будут направляться на обновление активной части основных производственных фондов, численность работающих несколько увеличится и составит 41,0 тыс. человек, заработная плата на транспорте будет примерно 10,8, а в связи – 7,8 тысячи рублей.
Со стороны администрации области этот комплекс будет получать поддержку в части компенсации выпадающих доходов в связи с действием многочисленных льгот, либо посредством внедрения механизма адресной финансовой поддержки потребителей-льготников. Кроме того, будет находиться под контролем деятельность естественных монополий регионального уровня (троллейбус, пригородный железнодорожный транспорт, электросвязь, кабельное телевидение, проводное радиовещание и др.).
Второй (оптимистический) вариант, базирующийся на максимально благоприятных внешних и внутренних факторах, отличается от первого по всем комплексам, кроме топливно-энергетического, незначительными приростами физических объемов и производных от них показателей. ГПК, например, сможет обеспечить рост за счет производства металлов платиновой группы и новых видов продуктов (хромитовый концентрат, диоксид титана, тальк, барит и др.).
При хороших финансовых результатах от деятельности всего народнохозяйственного комплекса и существенном увеличении доходов областного и муниципальных бюджетов возможны дополнительные дотации и капитальные вложения в сельскохозяйственное производство при условии благоприятной конъюнктуры продовольственного рынка и платежеспособного спроса населения.
Во втором варианте значительный прирост, а фактически шестикратное увеличение всех объемов производства дает топливно-энергетический комплекс за счет освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и получения природного газа. При этом получает развитие транспорт, особенно морской, строительный комплекс, будет осуществляться газификация области независимо от выбранного направления магистрального газопровода (на Финляндию или Приморск Ленинградской области), появятся предпосылки для создания новых химико-молекулярных производств, развития социальной и производственной инфраструктуры.
Однако, как уже выше отмечалось, вероятность этого варианта в рассматриваемом периоде крайне мала и, скорее всего, он возможен к реализации в интервале 2015 - 2030 годов, так как связан в основном с внешними факторами, а значит влияние области на ускорение этих процессов малозначительно. Однако инициировать продвижение этого проекта на всех уровнях, в том числе через включение его в Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа России на период до 2015 года администрация области будет.
С учетом изложенного, с определенной степенью достоверности спрогнозировать макроэкономические и социально-демографические показатели, можно, лишь основываясь на первом сценарном варианте.