Механизмы разработки, реализации и мониторинга стратегии экономического развития области

Разработка Стратегии экономического развития области на период до 2015 года проводится силами специалистов предприятий и организаций базовых отраслей экономики области, отраслевых комитетов администрации Мурманской области, ученых Кольского научного центра РАН, депутатов областной Думы, с последующим утверждением на заседании Правительства Мурманской области (рис.7).

В последующем, основные параметры Стратегии будут обнародованы. Вместе с тем, данная Стратегия может остаться лишь умозрительным теоретическим документом, если не проводить ее в жизнь постоянными и целенаправленными усилиями всех ее действующих лиц: власти, бизнеса, населения, общественно-политических структур.

При этом все действующие лица имеют собственные мотивы и формы участия в реализации Стратегии.

Органы власти:

· обеспечение политической и социальной стабильности в обществе;

· повышение уровня жизни и качества населения региона;

· увеличение доходов бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы и сокращения (ликвидации) теневого сектора экономики;

· улучшение состояния природной среды за счет снижения негативного техногенного воздействия на нее.

Бизнес:

· увеличение доходов от предпринимательской и хозяйственной деятельности;

· предсказуемость и стабильность условий хозяйствования через долгосрочность действия законодательной и нормативной базы федерального и регионального уровня;

· обеспечение благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Население:

· рост занятости и повышение уровня заработной платы;

· повышение размеров социальных трансфертов, сохранения уровня социальных гарантий;

· снижение уровня инфляции и цен на товары и услуги, особенно естественных монополий;

· наличие ясной и предсказуемой государственной социальной политики;

· снижение уровня преступности и коррупции, конфликтности в обществе.

 
  механизмы разработки, реализации и мониторинга стратегии экономического развития области - student2.ru

Рис. 7. Организационно-функциональная схема разработки Стратегии экономического развития Мурманской области

на период до 2015года

В первую очередь на базе Стратегии должны формироваться краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития Мурманской области, а также адресные и целевые программы (рис.8). На период 2002 - 2004 годы такой прогноз разработан.

Для выполнения своей координирующей роли власть, в лице правительства Мурманской области ежегодно разрабатывает план действий по реализации Стратегии.

По итогам каждого года на основе статистических данных, а также предложений общественности, хозяйствующих субъектов, с учетом изменений внешних и внутренних факторов, таких как таможенное и налоговое законодательство, колебания цен на мировых рынках, наполняемость бюджетов всех уровней и т. д. Стратегия подлежит необходимой корректуре по цифровым показателям развития в очередных краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития, а при существенных изменениях внешних факторов и по принципиальным установкам и ориентирам.

Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года должна корреспондироваться со Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа России, также разрабатываемой на период до 2015 года. В первую очередь через реализацию так называемых мегапроектов, влияющих на социально-экономическое состояние нескольких субъектов СЗФО. Их реализация возможна лишь при объединении организационных, финансовых и технических ресурсов ряда регионов.

Таким образом, учет интересов всех субъектов Стратегии и консолидация усилий позволит обеспечить максимально эффективную реализацию задач и достигнуть поставленных целей.

механизмы разработки, реализации и мониторинга стратегии экономического развития области - student2.ru

Рис. 8. Схема реализации и мониторинга Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года

заключение

Сценарии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года и сформированные на их основе макроэкономические показатели состояния экономики и социально-демографические прогнозы позволяют хозяйствующим субъектам, органам исполнительной и законодательной власти области при разработке текущих, среднесрочных и долгосрочных социально-экономических прогнозов, законотворческой деятельности учитывать в качестве ориентиров эти показатели, считая их индикаторами социально-экономического развития области и принимать необходимые меры по корректировке тех или иных негативных тенденций, проявившихся в этих показателях.

Вместе с тем, Стратегия не является догмой, а в силу объективных и субъективных факторов будет трансформироваться на определенных этапах, когда накапливаемые количественные изменения и отклонения будут перерастать в качественно новые условия и требования, при этом комплементарность базовых производственных комплексов будет давать синергический эффект функционирования всего хозяйственного комплекса области.

Наши рекомендации