Сценарный прогноз развития отраслей
Транспортно-дорожного комплекса и связи
В целом хозяйственная структура Мурманской области в предстоящие 15 лет принципиально не изменится, то есть сохранится сырьевая специализация ее экономики. Следовательно, основную часть грузопотока по-прежнему будет формировать продукция предприятий горнопромышленного комплекса и промышленности строительных материалов, которая характеризуется массовостью и высокой грузоемкостью, поэтому для ее перевозки используются железнодорожный и морской виды транспорта, способные перемещать большие объемы грузов на значительные расстояния.
Количество грузов определяется объемами экспортно-импортных перевозок, которые реализуются морским транспортом через порты области. Среди них возрастающие объемы перевозок апатитового концентрата и каменного угля, которые составляют основную часть грузооборота Мурманского порта. Уголь из Кемеровской области идет на экспорт и объем его поставок имеет значительные перспективы роста. Однако они лимитируются перерабатывающей способностью Мурманского торгового порта. По прогнозу грузооборот ММТП повысится незначительно - на 19 %, практически до исчерпания пропускной способности. Следовательно, транзитный грузопоток железнодорожного транспорта может прирасти только за счет этого объема. Кандалакшский порт планирует рост грузопереработки более чем в 10 раз.
В табл.19 представлены объемы грузовых перевозок транспортом общего пользования в период до 2015 года.
Таблица 19
Объемы грузовых перевозок
Показатели | ||||||
I вар. | II вар. | I вар. | II вар. | I вар. | II вар. | |
Объем перевозок, млн.т, всего | 34.06 | 35.21 | 44.42 | 47.41 | 47.06 | 50.18 |
В том числе: Железнодорожный | 25.00 | 26.08 | 25.00 | 28.13 | 25.00 | 28.13 |
Морской | 7.45 | 7.45 | 17.60 | 17.60 | 19.85 | 19.85 |
Автомобильный | 1.61 | 1.68 | 1.82 | 1.68 | 2.20 | 2.20 |
Воздушный | 0.0005 | 0.0005 | 0.0008 | 0.0008 | 0.001 | 0.001 |
В таблице представлены два варианта объемов перевозок транспортом. По первому варианту рост суммарного объема перевозок составляет 144,5 %, что достигается, в основном, за счет более чем трехкратного увеличения объема работы морского транспорта по перевозкам углеводородного сырья.
Второй вариант включает планируемый также прирост производства нефелинового концентрата и дополнительный грузооборот Мурманского торгового порта. Общий рост объема перевозок в этом случае - 154,1 %.
В отличие от грузовой подотрасли, пассажирский транспорт в целом не только не потерял, но даже увеличил объем работы (объемы грузоперевозок в 2000 г. составили 48,5 % от уровня 1990 года, объемы перевозок пассажиров - соответственно 105,4% от уровня 1990 года).
В табл. 20 представлены возможные перспективы развития пассажирских перевозок транспортом области.
Таблица 20
Объемы пассажирских перевозок
Показатели | ||||||
I вар. | II вар. | I вар. | II вар. | I вар. | II вар. | |
Объем перевозок, млн.чел, всего | 351.23 | 364.33 | 344.50 | 354.34 | 337.90 | 344.30 |
В том числе: Железнодорожный транспорт | 3.1 | 3.3 | 3.0 | 3.3 | 2.8 | 3.2 |
Автомобильный | 230.2 | 240.0 | 224.5 | 219.3 | 220.0 | |
Городской электрический | 117.4 | 120.5 | 116.4 | 120.5 | 115.2 | 120.5 |
Морской | 0.4 | 0.4 | 0.4 | 0.4 | 0.4 | 0.4 |
Воздушный | 0.13 | 0.13 | 0.2 | 0.14 | 0.2 | 0.20 |
Основными факторами, формирующими пассажиропоток, являются численность населения и его платежеспособность. Первый фактор до 2015 года будет иметь тенденцию к существенному сокращению, а второй к стабилизации и росту. Однако повышение цен с целью снижения убыточности пассажироперевозок фактически не даст возможности значительно увеличить пассажиропоток.
Выполнение прогнозируемых объемов работ невозможно без обновления фондов, без увеличения численности подвижного состава практически на всех видах транспорта. Ниже перечислены основные мероприятия и проекты, выполнение которых обеспечит нормальное функционирование транспорта и связи и позволит выполнить прогнозируемые объемы работ.
Железнодорожный транспорт
Вариант первый. В период с 2000 по 2015 г. ожидается снижение пассажиропотока на 1 % в год в основном за счет сокращения численности населения. Поскольку общий объем грузовых перевозок останется без существенных изменений усилия Мурманского отделения Октябрьской железной дороги будут направлены, в основном, на внутреннюю реорганизацию МООЖД в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта России, а также реализацию технических мероприятий, проведение которых планируется на рассматриваемый период. Среди них:
Прокладка второго пути в северную часть Мурманского морского торгового порта для обеспечения своевременной переработки увеличивающихся объемов грузов.
2. Перевод участка Лоухи - Мурманск (440 км) с постоянного на переменный ток.
3. Создание единого центра автоматизации в Санкт-Петербурге.
4. Реконструкция пассажирских вокзалов на железнодорожных станциях Мурманск и Кандалакша при долевом участии в финансировании работ администраций муниципальных образований и Мурманской области.
Вариант второй. В этом варианте заложено меньшее снижение пассажиропотока - на 3,0 % в 2015 году по отношению к 2000 году против 15,0 % первого варианта.
Вариант № 2 предусматривает реализацию всех проектов первого варианта, а также предлагает следующие:
1. Расширение Мурманского и Кандалакшского железнодорожных узлов с целью увеличения их пропускной способности для обеспечения бесперебойной переработки ожидаемых объемов грузов.
2. Строительством второго пути от Мурманска до Колы, что позволит снизить напряженность движения на этом перегоне.
3. Расширение сети железнодорожных билетных касс с одновременным внедрением автоматизированной системы продажи билетов «Экспресс» и новых форм, таких как продажа по сети Интернет.
Морской транспорт
Перспективы роста перевозок в арктическом регионе связаны, в основном, с разработкой прибрежных и шельфовых месторождений нефти и газа Тимано-Печорского и Приобского районов. Их добыча в ближайшие 3 – 5 лет может достичь 2 – 3 млн. тонн в год. Прирост морского грузопотока ожидается также за счет перевозок грузов для обустройства и обеспечения функционирования этих месторождений. Развитие морского транспорта может быть представлено в двух вариантах мероприятий.
Вариант первый:
1. Реализация программы повышения ресурса основного оборудования атомных ледоколов до 150 тысяч часов.
2. Реализация совместно с Минтрансом РФ программы строительства ледоколов нового поколения мощностью 60 мегаватт.
3. Строительство серии крупнотоннажных танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн для перевозки сырой нефти с месторождений Арктического шельфа в Западную Европу в летнюю навигацию.
4. Внедрение новых технологий при обращении с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО), а также решение проблемы дефектного ядерного топлива, хранящегося на плавучей технической базе (ПТБ) «Лепсе».
5. Разработка и реализация транспортно–технологических схем вывоза углеводородного сырья с Приобских месторождений, месторождений Таймырского округа, Республики Саха – Якутия.
Вариант второй. Вывоз сжиженного природного газа объемом до 20 млн. тонн в год от месторождений полуострова Ямал (м.Харасавэй), а также нового грузопотока химических грузов и минеральных удобрений объемом до 1 млн. тонн в год на перспективные рынки Юго–Восточной Азии. Рост грузопотока на СМП создаст возможность для решения проблемы эффективности использования ледокольного флота. По данному варианту необходима реализация следующих проектов:
1. Проект строительства серии танкеров усиленного ледового класса дедвейтом 60 тысяч тонн для круглогодичной перевозки сырой нефти с месторождений Арктического шельфа на базу перевалки на Кольском полуострове и в Западную Европу.
2. Проект вывоза сжиженного нефтяного газа с месторождений Арктического шельфа в Западную Европу.
3. Разработка и реализация программы вывоза экспортной продукции предприятий Красноярского края Северным морским путем. (Алюминий, черные металлы, лесоматериалы, комбайны и др. продукция машиностроения).
Морские порты
Мурманский морской торговый порт. В период до 2015 года грузопереработка порта вырастет незначительно - примерно на 20 %. Мурманский порт является базовым по отношению к СМП. Поэтому и в связи с некоторым изменением структуры грузов необходимы работы по реконструкции и новому строительству причалов, что позволит полностью соответствовать складывающемуся грузопотоку и своевременно осваивать его. Для чего следует осуществить:
1. Достройку специализированного комплекса для перегрузки глинозема на причале № 17 и причала № 1 с реконструкцией морского вокзала.
2. Строительство 1-ой очереди нового специализированного комплекса для перегрузки угля и железной руды (планируется сдача в эксплуатацию в 2003 году).
Общий объем капитальных вложений на строительство новых и реконструкцию действующих перегрузочных комплексов составляет 118,5 млн. долларов США.
ГП "Кандалакшский морской торговый порт". Стратегическое развитие порта предусматривает необходимость реализации следующих проектов:
1. Перегрузочный комплекс апатитового концентрата мощностью 1,5 млн. тонн в год.
2. Перегрузочный комплекс минеральных удобрений мощностью до 3,0 млн. тонн в год.
3. Угольный перегрузочный комплекс мощностью до 3,0 млн. тонн в год.
4. Универсальный перегрузочный комплекс на базе причалов № 1 и № 2 мощностью до 1,0 млн. тонн в год.
В перспективе в связи с освоением новых нефтяных и газовых месторождений (Штокмановского, Приразломного) на побережье Кольского полуострова возможно появление новых портов для перегрузки нефти и нефтепродуктов, а также трубопроводов от морских газовых скважин (Печенгская губа, Териберка).
Воздушный транспорт
Развитие воздушного транспорта Мурманской области связано только с пассажирскими перевозками, так как объемы товарных грузопотоков крайне незначительны и не имеют перспектив существенного прироста.
Вариант первый. Для обеспечения его функционирования необходимо:
1. В Аэропорту «Мурманск» реконструкция искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы (ИВПП) с одновременным уменьшением глубины промерзания грунтов основания ИВПП за счет использования эффективной теплоизоляции; удлинением ИВПП до 3000 метров для приема воздушных судов типа ИЛ-96, БОИНГ-737-400.
2. Реконструкция аэровокзала Аэропорта «Мурманск», а также монтаж светосигнального оборудования второй очереди и предание статусу ОАО аэропорт «Мурманск» резервного аэропорта для аварийных посадок всех типов воздушных судов. Наличие таких аэродромов является одним из условий переориентации трансконтинентальных воздушных маршрутов на арктические районы России.
3. Замена устаревших, выработавших свой физический ресурс, вертолетов Ми-8 (выпуска 74 - 78 гг.) на новые единицы и, в порядке подготовки к освоению Штокмановского месторождения, освоение эксплуатации вертолета типа Ка-32.
Вариант второй. Прогнозный пассажиропоток в 2015 г. составит 70% к 2000 г. Рост объема перевозок пассажиров планируется с 2003 года, с темпом прироста до 2010 года около 4% в год, в период с 2010 по 2015 год темп прироста пассажиропотока составит около 6 % в год. Основными факторами увеличения пассажиропотока, будут являться рост платежеспособности населения и повышение уровня его мобильности, а также увеличение международных связей.
В этом варианте следует обеспечить развитие структуры воздушного пространства над акваторией Северного Ледовитого океана с целью привлечения дополнительного потока воздушных судовнаряду с обслуживанием пассажирских перевозок.