Основные показатели стратегии развития агропромышленного комплекса Мурманской области до 2015 года

Показатели Ед. изм. в %
Выручка от реализации продукции (в ценах 2000 г.) max opt min   млн. руб.            
Объем инвестиций за 5 лет – всего max opt min   млн. руб.                  
Число рабочих мест max opt min тыс. чел.     9,5     11,4 11,0 9,7   11,5 11,8 10,1   11,7 12,1 10,3  
Среднемесячная заработная плата max opt min   руб.                     6,3р 4,8р 3,3р
Поступление налогов в доходы всех уровней max opt min   млн. руб.   263,6                   2,3р 2,2р 1,6р

Транспортно-коммуникационный комплекс

Транспорт.

В Мурманской области имеется достаточно развитая транспортно-дорожная система, представленная всеми видами транспорта, кроме магистрального трубопроводного.

Отраслевая структура грузопотока неустойчива, однако неизменным остается лидирующее положение железнодорожного транспорта. Его доля в общем объеме работ длительное время колебалась в пределах от 42,2 % (1993 г.) до 80,8% (1999 г.), а в 2000 году снизилась до 75,8%. Оставшийся грузопоток делят морской и автомобильный виды транспорта, причем с 1996 г. по объему перевозок морской транспорт стал опережать автомобильный.

К числу основных проблем, которые приходится решать практически всем транспортным предприятиям, можно отнести дефицит грузов, старение основных фондов (их износ в среднем по области превышает 57,7%); повышенные издержки, связанные с необходимостью содержать наличные производственные мощности, рассчитанные на гораздо больший объем работ, чем выполняемый фактически; низкая платежеспособность клиентуры.

Возможности для ремонта и закупки новых вагонов, локомотивов, автобусов, ледоколов и транспортных судов у отечественных транспортников не соответствуют потребностям рынка.

Железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт в полной мере обеспечивает потребности региона в перевозках грузов и пассажиров. При этом доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевезенных грузов в 2000 году сократилась до 75,9 % (1999 год – 80,8%).

Погрузка экспортных грузов в 2000 году по сравнению с 1999 годом сократилась на 9,4%, в том числе всех видов руды - на 40,6%, минеральных удобрений – на 4,5%.

В структуре отправления важнейших грузов Мурманского отделения основное место занимают химические и минеральные удобрения – 43,7%, второе - железорудный концентрат – 28,6%.

Морской транспорт. Основными направлениями работы транспортного флота Мурманской области являются:

· перевозка экспортной продукции и грузов РАО «Норильский никель» в загранплавании и каботаже;

· доставка в Арктику снабженческих грузов и ГСМ в соответствии с программой «Северного завоза»;

· вывоз сырой нефти с Варандея, Колгуева и Приобских месторождений;

· ледокольное обеспечение перевозок в Арктике.

ОАО “Мурманское морское пароходство” (ММП) играет ключевую роль в доставке грузов в арктические районы России, выполняя в последние годы 63 - 65% грузоперевозок на трассах Севморпути.

Общий объем перевозок по СМП, с максимального значения в 1987 году – 6,58 млн. тонн снизился в 1999 году до 1,3 млн. тонн.

В наибольшей степени влияние на сокращение объемов перевозок по СМП оказали следующие факторы: уменьшение количества руды, отправляемой Норильским горно-металлургическим комбинатом для переработки на предприятиях КГМК; снижение экспорта леса из арктических портов, прекращение транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей; падение объемов северного завоза в районы Крайнего Севера.

Происходит старение транспортного флота, сопровождаемое интенсивным списанием, в основном судов класса Л-1, без соответствующего пополнения. Средний возраст арктического флота 15 - 17 лет. В 1995 году в Арктике работало 134 единицы, по оценке специалистов после 2001 г. в Арктике смогут работать не более 55 из состава действующих судов.

Ледокольный флот является федеральной собственностью и находится у ОАО «Мурманское морское пароходство» в доверительном управлении. По итогам работы за 2000 год стоимость выполненных услуг ледокольным флотом составила 492,8 млн. руб., при этом расходы за тот же период составили 935,5 млн. рублей. В связи с ростом себестоимости и недостаточностью финансирования из бюджета ледокольный флот является убыточным.

Начиная с 1991 года, объем грузопереработки в Мурманском морском торговом порту снижается за счет сокращения перевозок на экспорт апатита и железной руды, а также медно-никелевой руды в каботаже. В последние годы грузопереработка порта вновь стала расти за счет увеличения объема переработки апатита (в 2000 г. – около 2,8 млн. тонн) и увеличения объемов перевалки экспортного угля (2000 г. - около 4,14 млн. тонн). Подавляющая часть груза транспортируется в порт и из порта по железной дороге. Мурманское отделение Октябрьской железной дороги имеет достаточную пропускную способность, однако короткий участок Мурманск – Кола является однопутным, что является существенным ограничением, так как 95% объемов работы станции Мурманск приходится на ММТП, а поезда, подаваемые в северную часть порта и выходящие из нее, идут по одному пути.

Автомобильный транспорт. На территории области зарегистрировано около 2700 перевозчиков различных форм собственности. Выполнение социально значимых пассажирских перевозок автомобильным транспортом обеспечивают ОАО “Мурманскавтотранс” и ОАО “Автоколонна 1118”.

В 2000 году ОАО “Мурманскавтотранс” увеличены по сравнению с 1999 годом перевозки грузов на 21,6% , пассажиров - на 5,7%. Однако, по сравнению с 1991 годом объем перевозок грузов снизился на 59,9%, а объем перевозок пассажиров увеличился на 9,5%.

Предприятиями автомобильного транспорта общего пользования региона ежедневно перевозится более 600 тысяч пассажиров по 150 автобусным маршрутам, из них 70 городских и 55 пригородных, 25 междугородных и 2 международных (в Финляндию и в Норвегию). На маршрутах ежедневно работают 500 автобусов.

Состояние пассажирских транспортных предприятий характеризуется высокой степенью физического износа их фондов.

По состоянию на 01.01.2001 года половина автобусов полностью самортизирована и требует списания, а остальные эксплуатируются со сроком службы от 8 до 10 лет.

В компенсацию сокращения объемов пассажироперевозок основными перевозчиками развивается сеть коммерческих таксомоторов, а также существует частный (нелегальный) извоз.

Воздушный транспорт. В Мурманской области функционируют два гражданских аэропорта «Мурманск» (международной категории) и «Кировск/Апатиты».

Работа аэропортов носит выраженную сезонность.

В 2000 году объем перевозимых воздушным транспортом грузов составил 400 тонн, а количество перевезенных пассажиров - 118 тыс. человек.

Резкое снижение объемов перевозок и отсутствие собственных финансовых средств привели к тому, что в настоящее время для обеспечения безопасной эксплуатации аэродромов, соответствия их производственно-технических комплексов установленным сертификационным требованиям, обеспечивающим безопасность полетов, требуются значительные средства.

Связь.

Наличие средств электросвязи характеризуется следующими показателями (табл.18):

Таблица 18

Наименование показателей На 01.01.2001 года В % к наличию на 01.01.2000 г.
Телефонные аппараты городской и сельской сети, (тыс. единиц):   297,173   103,0
Домашние телефонные аппараты 225,98 103,3
Таксофоны, ед. 100,2
Число радиотрансляционных точек 268,3 96,3

Вместе с тем, в области не создана достаточная мультисервисная сеть для пропуска все возрастающего трафика по Интернету. Подключение к сети Интернет осуществляется, в основном, через коммутационное оборудование телефонной сети общего пользования, которое не рассчитано на такие нагрузки.

Ожидаемый рост числа пользователей услугами Интернет может вызвать ухудшение качества телефонной связи. Однако, провайдеры (кроме ОАО «Мурманэлектросвязь») никаких действий для исключения этих негативных тенденций не предпринимают и не планируют.

Наиболее тревожная ситуация в отрасли сложилась на предприятиях почтовой связи.За последние 10 лет объем почтовых услуг сократился в 10 раз. Почтовая связь является наиболее дешевым и распространенным из всех существующих массовых средств связи. Однако, тенденция по закрытию отделений связи сохраняется. Вместе с тем после обвального (в 5-6 раз) снижения объемов предоставляемых услуг почтовой связи, связанного с общим экономическим кризисом в стране, удалось достигнуть некоторой стабилизации объемов пересылаемых почтовых отправлений.

Мурманский ОРТПЦ (Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр) обеспечил охват 99,8 % населения одной телепрограммой, 98% - двумя программами, 72,9% - тремя программами, 57% - четырьмя программами, 41% - пятью программами, 99,8 % - радиовещанием.

В труднодоступных поселках Ловозерского района техническими средствами АО «МЭЛС» ведется эфирное двухпрограммное телевизионное и радиовещание с использованием спутникового приема программ и телефонной связи. Однако требуется модернизация морально и физически устаревшего приемо-передающего спутникового оборудования.

Наши рекомендации