Основные показатели электроэнергетики Мурманской области
Показатели | Ед. изм. | 1991 г. | 1995 г. | 2000 г. |
1. Объём промышленного производства | млрд. руб. | 0,7* | 2400* | 6.6 |
2. Индексы физического объе-ма (к 1990 г.) | % | 99.1 | 85.6 | 81.4 |
- Удельный вес в структуре пром. производства | % | 7.2 | 19.6 | 13.5 |
- Численность промышленно-производств. персонала | т.чел. | |||
3. Среднемесячная зарплата | руб. | 1063,6 |
*в неденоминированных рублях.
Теплоснабжение потребителей области осуществляется от многочисленных котельных (около 200 ед. суммарной установленной мощностью около 6,5 тыс. Гкал/ч) и пяти ТЭЦ, из которых только на одной – Апатитской ТЭЦ – выработка тепла и электроэнергии осуществляется наиболее эффективным комбинированным способом.
Для региона характерен высокий уровень централизации теплоснабжения. ТЭЦ и котельными области с единичной мощностью более 200 Гкал/ч производится около 85% теплоэнергии.
Область не располагает собственной топливной базой и топливоснабжение практически на 100% осуществляется за счет его завоза. Поставщиками нефтепродуктов являются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Республики Коми, Ярославля, Киришей, Башкортостана, Самары, Волгограда, Нижнего Новгорода.
Основные поставки угля осуществляются из Печорского бассейна. Вместе с тем, в регионе используются угли Донецкого, Кузбасского и архипелага Шпицберген месторождений, и хотя в приходной части топливно-энергетического баланса области доля завозимого в область органического топлива существенно ниже, чем на соседних территориях (50% по сравнению с 73 и 60% для Архангельской области и Республики Карелия, соответственно) за счет использования атомной и гидравлической энергии. Проблемы надежного топливоснабжения остаются чрезвычайно актуальными, так как практически все завозимое котельно-печное топливо, составляющее до 70% от всего топлива, используется для удовлетворения потребности области в тепле.
Большие расстояния и рост тарифов на перевозку, износ производственных фондов топливопроизводителей (по нефтеперерабатывающим заводам он достигает 80%) определяют высокие цены на привозное топливо.
По данным основных предприятий-потребителей энергоресурсов, на долю которых приходится до 90% потребляемой электроэнергии в промышленности области, заметных изменений в электропотреблении предприятий в перспективе не предвидится. Следовательно, прогнозировать значительный рост в энергопотреблении области в перспективе не приходится.
Вместе с тем, с учетом диверсификации промышленного производства области, ускоренного развития малого и среднего бизнеса, возрождения ВПК и флота, появления новых производств при освоении месторождений углеводородного сырья шельфа арктических морей и организации его переработки на территории области есть все основания рассчитывать на стабильный ежегодный прирост в энергопотреблении в 2,0 - 2,5%, при котором уровень 1990 г. будет достигнут в пределах 2013 - 2014 гг. При этом общее потребление ТЭР оценивается в 90% от уровня 1990 г., теплоэнергии – в 83%. Удельный вес электроэнергии в общем объеме потребляемых ТЭР возрастет с 43 до 50%.
Потребность в моторном топливе за период 2000 - 2015 гг. возрастет на 15%.
Таким образом, современный топливно-энергетический баланс Мурманской области характеризуется:
· общим снижением потребления электроэнергии и топлива, которое происходит более низкими темпами, чем спад промышленного производства. В результате растет энергоемкость валового регионального продукта;
· избытком генерирующих мощностей энергосистемы;
· отсутствием собственных источников производства органического топлива и 100-процентным его завозом извне.
В этих условиях основной целевой установкой является повышение энергообеспеченности региона за счет:
· модернизации Кольской АЭС с целью продления сроков службы энергоблоков и повышения ее ядерной и радиационной безопасности;
· реализации комплекса организационно-технических мероприятий по началу строительства КАЭС-2 не позднее 2010 года;
· осуществления мероприятий по газификации Мурманской области и снабжению продуктами нефтепереработки за счет собственных источников;
· стимулирования использования более чистых видов топлива и возобновляемых источников энергии (энергии воды, ветра и т. п.);
· повышения эффективности систем теплоснабжения, в том числе и за счет широкого использования электроэнергии для отопления и горячего водоснабжения.
Для достижения целевых установок энергетической стратегии области в первую очередь необходимо:
· сохранение созданного потенциала электро- и теплогенерирующих мощностей и систем энергоснабжения и его модернизация (реконструкция);
· создание и развитие новых отраслей ТЭК и повышение энергообеспеченности области за счет освоения месторождений углеводородов шельфа Баренцева моря, в том числе строительство нефтеперерабатывающего завода;
· повышение роли местных энергоресурсов и малой энергетики, освоение нетрадиционных источников, а также повышение надежности функционирования систем энергоснабжения за счет развития локальных сетей;
· повышение эффективности источников электро- и теплоснабжения за счет модернизации действующих источников, ликвидации неэффективных и создания новых, отвечающих современному техническому уровню, более высоким КПД и достаточно быстрым сроком окупаемости капиталовложений;
· снижение потерь при производстве и распределении энергии за счет развития системообразующих и распределительных электрических сетей, улучшения теплоизоляции тепловых сетей, отрегулированности их режимов и внедрения приборов учета и контроля.
Основным инструментом для достижения целей и приоритетов энергетической стратегии области должен стать рынок энергоресурсов, регулируемый за счет:
· ценовой и налоговой политики для устранения дисбаланса цен на энергию и перекрестного субсидирования;
· разработки необходимых нормативных документов регулирования рынка энергоносителей в интересах потребителей и поставщиков, с учетом социально направленной экономической политики и ухода от затратной идеологии;
· поощрения энергосбережения и снижения энергоемкости производимой продукции;
· поддержки инвестиций на развитие отрасли за счет самофинансирования и привлечения сторонних инвесторов, в том числе иностранных.
В целом реализация Стратегии по предварительным оценкам позволит достичь следующих результатов.
В период до 2015 г. в Кольской энергосистеме будет обеспечиваться бездефицитный баланс электрической энергии и мощности без существенного развития других источников. Сохранится возможность экспорта 500 МВт мощности и 3.0 - 3.5 млрд. кВт. ч электрической энергии, в том числе в систему НОРДЕЛ. Для расширения рынка продаж в проект закладывается строительство соответствующих линий электропередач.
Учитывая, что срок строительства первого энергоблока КАЭС-2 будет составлять не менее 5 лет, предусматривается начало финансирования строительства в 2010 - 2011 годах с общим объемом инвестиций до 2015 года в сумме 22 - 23 млрд. рублей (700 - 800 млн. долл.) и вводом в эксплуатацию в 2015 - 2016 годах.
Одновременно значение средних и малых проектов при реализации неизбежно будет возрастать.
Таким образом, в "нулевом" варианте без ввода каких-либо дополнительных мощностей продукция комплекса будет составлять:
Таблица 8
Показатели | Ед. изм. | ||||
1. Объем промышленного производства | млн. руб. | ||||
2. Инвестиции (по пятилетиям) модернизация и ПСЭ сетевое хозяйство | млн. руб. | - | - - - | ||
3. Численность персонала | чел. |
В наиболее оптимистическом и потому мало вероятном варианте предполагается начало эксплуатации Штокмановского месторождения уже в 2006 году с запланированным уровнем максимальной добычи (2010 и последующие годы) 60 млрд. м3. В этом случае объем инвестиций должен составить в 2002 - 2006 годах не менее 10 млрд. долл. и в 2007 - 2010 годах еще столько же.
По этому варианту ввод первого энергоблока АЭС-2 мощностью 645 МВт прогнозируется на 2010 год и второго – на 2015 год. Приростные характеристики в этом случае будут выглядеть следующим образом:
Таблица 9
Показатели | 2001-2005 | 2006-2010 | 2010-2015 |
1. Прирост промышленной продукции (в ценах 2001 г.) за пятилетие, млн. руб. | |||
2. Инвестиции общие, в том числе в создание новых мощностей, млн.руб. | |||
3. Дополнительные рабочие места (ед.) | |||
4. Поступления в бюджеты всех уровней, млн.руб. |
Однако требуемые объемы инвестиций делают этот вариант маловероятным, поэтому более реалистичным выглядит следующий сценарий. В 2002 - 2015 годах идет активное освоение нефтяных месторождений Кольского шельфа, требующих на порядок более низких инвестиций, чем Штокмановское месторождение. Подготовительные работы по добыче газа на нем отодвигаются на 2012 - 2015 годы, а первая продукция будет получена не ранее 2016 года. Тогда основные сценарные объекты выглядят следующим образом:
Таблица 10
Показатели | 2001-2005 | 2006-2010 | 2010-2015 |
1. Прирост промышленной продукции (в ценах 2000 г.), млн. руб. КАЭС-2 развитие сетевого хозяйства нефть Кольского шельфа завод по переработке нефти | |||
2. Инвестиции, млн. руб. · КАЭС-2 · модернизация и ПСЭ · сетевое хозяйство · Штокмановское месторождение · нефть Кольского шельфа · завод по переработке нефти · теплотрасса Апатит.ТЭЦ-Кировск | |||
3. Рабочие места · КАЭС-2 · Штокмановское месторождение · нефть Кольского шельфа · завод по переработке нефти |
Рыбопромышленный комплекс
Рыбопромышленный комплекс Мурманской области представлен добывающими и транспортными судами различных типов и классов, перерабатывающими береговыми предприятиями, портовыми сооружениями, соответствующей производственной инфраструктурой, а также научными учреждениями. До 1990 года комплекс давал стране до 15% всего производимого объема рыбо- и морепродукции, т. е. более 1,2 млн. тонн.
В 2000 г. вылов рыбы и морепродуктов составил 602,6 тыс. т, что на 48,7 % меньше уровня 1990 г. Выпуск рыбной продукции береговыми предприятиями определился примерно в 20 тыс. т, что в 5 раз меньше, чем в 1990 г. (рис. 5).
Рис.5. Динамика производства важнейших видов рыбной продукции в Мурманской области
Структура флота за 90-е годы существенно изменилась: количество крупных и больших судов уменьшилось, а средних – возросло. Имеющиеся на бассейне рыбопромысловые и транспортные суда в своей массе являются высокозатратными и низкотехнологичными. Свыше 60 % судов в соответствии с существующими нормативами имеют предельный срок эксплуатации.
На бассейне сложилась ситуация, когда среднетоннажные суда добывают в 2-3 раза меньше своих возможностей, что связано с диспропорцией между их количеством и объемом сырьевой базы.
С прекращением экспедиционного лова в отдаленных районах промысла сократилась потребность в крупнотоннажных транспортных судах. По состоянию на 01.01.2001 г. в ОАО «Севрыбхолодфлот» осталось 24 транспортных судна со средним сроком эксплуатации более 20 лет. Все эти суда, за исключением судов типа МТР, или рефлагированы или работают в других районах и перевозят различные грузы.
На смену им пришли небольшие транспорты, в основном переоборудованные из промысловых судов. В целом на бассейне используется еще 13 транспортных судов и часть промысловых судов Мурманского тралового флота и других промысловых организаций. Однако на уровне 2005 - 2009 годов большинство из них будет списано и при сохранении традиционных районов промысла возникнет потребность в небольших транспортах емкостью до 500 тонн для района Баренцева моря и до 3000 тонн - для более отдаленных районов промысла.
Сложное положение сложилось в сфере переработки рыбы и морепродуктов. В начале 90-х годов выпуск продукции по сравнению с 1990 г. упал в десятки раз. В последующие годы, в основном за счет создания новых предприятий малого бизнеса, производство продукции достигло 20 тыс. т, что примерно в 5 раз меньше уровня 1990 г. Резко сузился ассортимент выпускаемой рыбопродукции.
Практически сохранили потенциал предприятия сферы обслуживания отрасли, однако уровень судоремонта, количество выгружаемых судов и грузов в рыбном порту Мурманска резко сократились. Количество грузов, переработанных в Мурманском морском рыбном порту в 2000 г., в 3,7 раза меньше, чем в 1990.
Вместе с тем, после убыточной работы в прошлые годы в 2000 и текущем годах порт работает прибыльно и постепенно увеличивает объемы переработок рыбной продукции. Снижение объемов судоремонта привело к банкротству основного предприятия – Мурманской судоверфи, однако в целом все судоремонтные предприятия Мурманска могут обеспечить ремонт большинства судов. Наращивание объемов судоремонта сдерживается таможенными правилами. По этим причинам более 60 % объема судоремонта осуществляется за рубежом, сдерживается модернизация судов на российских верфях. Параллельно с судоремонтом предстоит восстановить производство запасных частей на предприятиях Мурманска и Кандалакшском механическом заводе, а также более широко привлекать к организации ремонта и модернизации судов освободившиеся мощности военных судоремонтных предприятий.
В других производствах (изготовление орудий лова и тары) структурные преобразования незначительны. Фабрика орудий лова обеспечивает промысловые организации Северного бассейна по прямым договорам. Помимо фабрики орудий лова на бассейне действуют еще 5-6 предприятий, которые вместе с иностранными заказами обеспечивают полностью потребности в орудиях лова.
Мурманский тарный комбинат продолжает выпуск жестяной тары для выпуска консервов и пресервов, картонтару. Предприятие может обеспечить требуемые потребности в тарных материалах. Выпуск тары осуществляют еще два новых предприятия в Коле и Мурманске.
В рыбной и обслуживающих её отраслях в настоящее время занято около 25 тыс. работников, что более чем в два раза меньше, чем несколько лет назад. На пополнение кадров работают морской колледж, МГТУ, профессиональное училище. В целом предприятия рыбной отрасли и переработки не испытывают недостатка в кадрах, более того есть избыток кадров морской профессии и переработки.
Достаточно квалифицированными остаются кадры в научно-технической области, обеспечивающей предприятия рыбной отрасли. В целом здесь сохранен производственный потенциал и он может более активно использоваться в развитии отрасли.
Сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве Северного бассейна к началу 2001 г. показала, что в перспективе требует системного решения ряд проблем:
1) наличие существенного дисбаланса между объемами допустимого улова водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия;
2) увеличение пресса на водные биоресурсы исключительной экономической зоны Российской Федерации в связи с сокращением отечественного промысла в экономических зонах других стран и открытых районах Мирового океана;
3) несовершенство системы распределения квот добычи (вылова) морских живых ресурсов по объектам и районам промысла между субъектами рыбохозяйственной деятельности;
4) неполное освоение некоторых видов морских живых ресурсов, доступных для российского промысла как в отечественной экономической зоне, так и в экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана;
5) снижение объемов и эффективности искусственного воспроизводства водных биоресурсов;
6) высокий физический износ и моральное старение основных средств, в первую очередь, промыслового флота;
7) недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности перерабатывающих производств на судах и береговых предприятиях;
8) преобладание в составе экспорта рыбных товаров низкой стадии переработки;
9) хронический дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших высоко- затратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего, промыслового флота и технологического оборудования береговых производств;
10) несовершенство законодательно-правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства страны;
11) недостаточное развитие современной кредитно-финансовой, организационной и информационной структур;
12) несовершенство контроля за сохранением водных биоресурсов, в том числе за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла, произведенной на российских судах за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Вместе с тем, рыбное хозяйство Северного бассейна имеет реальные возможности для возрождения отрасли. Это обусловлено наличием природных, ресурсных, рыночных, экономических и социальных предпосылок.
Природные предпосылки.Промысловые возможности традиционных районов промысла достаточно изучены и могут быть прогнозированы на предстоящий период. Запас наиболее ценного в промысловом отношении биоресурса – трески и пикши будет возрастать на промежутке до 2005 года, а за пределами 2010 года запасы будут сокращаться. Стабильными остаются прогнозы и на промысле в Норвежском море, Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике. В этих районах промысла должно быть достигнуто разумное сочетание промысловых запасов и промысловых усилий.
Ретроспективный анализ показывает, что при рациональном промысле облавливаемые ресурсы Северо-Восточной Атлантики могут возрасти против современного уровня на 10 - 30 %. Учитывая этот факт, а также необходимость введения более справедливых условий распределения ОДУ, Россия могла бы рассчитывать на вылов здесь в объеме 1200 - 1500 тыс. т, в том числе Северный бассейн – 1000 - 1200 тыс. т.
Ресурсные предпосылки. Рыбопромышленный комплекс бассейна имеет добывающие мощности, в 2-3 раза превышающие ОДУ. Использование имеющихся судов, в том числе эксплуатируемых по договорам бербоут-чартера, позволят сохранить избыток добывающих мощностей на донных гидробионтах по крайней мере до 2005 г. Освоение пелагических объектов также может быть обеспечено при условии проведения инновационных ремонтов крупных и больших судов-фабрик и эксплуатации бербоут-чартерных траулеров, вывозящих уловы в зарубежные страны.
В табл. 11 показана экспертная оценка промысловых запасов биологических ресурсов для Мурманской области.
Таблица 11