Экспертная оценка промысловых запасов в морях Северо–Европейского бассейна, Северной и Северо–Западной Атлантики организациями Мурманской области

Объект промысла Доля Мурманской области в общем объеме по прогнозу ПИНРО, % 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Баренцево море и сопредельные воды
Треска 114,0 150,0 132,0
Пикша 12,0 24,0 18,0
Окунь 6,0 6,0 6,0
Зубатки 12,0 12,0 12,0
Черный палтус 3,6 3,6 3,6
Сайда 3,0 3,0 3,0
Морская камбала 1,8 1,8 1,8
Камбала – ерш 3,6 3,6 3,6
Мойва 80,0 60,0 60,0
Сайка 58,5 31,5 36,0
Гребешок/креветка 50/100 5,0/15,0 5,0/15,0 5,0/15,0
ВСЕГО:   314,5 315,5 296,0
Норвежское море и сопредельные воды
Путассу 85,0 85,0 85,0
Сельдь атл. 42,0 42,0 51,0
Скумбрия 24,0 28,0 28,0
ВСЕГО:   151,0 155,0 164,0
Открытая часть Северной Атлантики
Окунь 9,0 9,0 12,0
Макрурус САХ 27,0 27,0 27,0
ВСЕГО:   36,0 36,0 39,0
Северо – Западная Атлантика
Окунь 90,0 4,5 4,5 4,5
Черный палтус 4,5 4,5 4,5
Креветка 2,7 2,7 2,7
Кальмар 0,9 0,9 0,9
ВСЕГО:   12,6 12,6 12,6
Итого донные   215,6 263,6 239,6
Итого пелагические   298,5 255,5 272,0
ВСЕГО   514,1 519,1 511,6

Соотношение прогнозируемых биологических ресурсов и добывающих мощностей, которыми будет располагать Мурманская область в 2005 г. при условии эксплуатации судов сверх нормативных сроков в течение 5 лет, показывает, что мощности для добычи донных гидробионтов в 2005 г. без учета их пополнения будут больше прогнозируемых запасов. При этом необходимо отметить, что наибольшим потенциалом в настоящее время обладают суда, эксплуатируемые по договорам бербоут-чартера, вывозящие уловы за рубеж. В силу этого, а также меньших налоговых поступлений от этих судов (освобождение от НДС, вывод от налогообложения части прибыли и затрат по оплате труда) эксплуатация бербоут-чартерных судов на российских квотах должна быть ограничена. В этом случае будет требоваться пополнение флота для вылова донных видов рыб, так как часть судов уже в настоящее время требует ремонта, в том числе на Класс Регистра. Кроме этого, часть среднетоннажных судов, наряду с добычей донных рыб, в течение года будет заниматься и обловом пелагических гидробионтов, что при сохранении в эксплуатации бербоут-чартерных судов уменьшит дефицит биологических ресурсов, а при их отсутствии – приведет к большему дефициту добывающих мощностей на добыче донных объектов промысла.

Рыночные предпосылки. Они обусловлены достаточно высоким потенциальным спросом населения страны на рыбные товары и других отраслей народного хозяйства на кормовую и техническую продукцию; близостью емких зарубежных рынков, наметившимся ростом доходов населения и улучшением финансового состояния предприятий.

Экономические предпосылкиразвития рыбного хозяйства связаны с предполагаемым совершенствованием налогового, таможенного и инвестиционного законодательства, в том числе за счет расширения страховых и лизинговых отношений, привлечения иностранных инвестиций; развитием среднего и малого предпринимательства; совершенствованием организационной структуры управления рыбным хозяйством; участием в международном разделении труда и развитием внешнеэкономических связей в области рыболовства.

К основным социальным предпосылкам развития отрасли на Северном бассейне следует отнести ее градообразующий характер и соответствующую социальную инфраструктуру, обеспечивающую требуемый уровень социально-бытовых условий занятых в рыбном хозяйстве, их семей и смежных с ним отраслях.

Целевые установки и задачи по развитию рыбной отрасли на федеральном и местном уровнях могут рассматриваться в двух вариантах.

Первый вариант: рассчитывается из обеспечения ресурсами в объеме 800 - 1000 тыс. т добычи в год в квотируемых районах промысла: Баренцевом и Норвежском морях, других районах Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики. В этом случае имеющиеся мощности для освоения квот донных гидробионтов достаточны до 2005 г., для добычи пелагических рыб необходима модернизация судов-фабрик и привлечение сейнер-траулеров с RSW-танками.

Развитие береговых предприятий рассматривается из расчета поставок около 50000 т донных пород для производства продукции на экспорт и поставок на внутренний рынок, для чего на уровне 2002 - 2003 гг. осуществляется предъявление наиболее подготовленных предприятий на соответствие санитарным требованиям КЕС, а также осуществляется дооборудование береговых предприятий под обработку пелагических пород рыбы: сельди, мойвы, скумбрии с целью снижения затрат на производство продукции и создания конкурентных условий. Осуществляется создание аукционов по продаже продукции из пелагических и донных пород рыб в Мурманске.

Второй вариант: он исходит из безусловного выполнения всех требований первого варианта и предусматривает за пределами 2005 года начало проектирования и строительства судов океанического лова для работы в открытой части океана, в ранее освоенных районах ЦВА, ЮВА, ЮВТО, АЧА, САХе и зонах иностранных государств. Данный вариант должен базироваться на экономических и политических интересах России по промыслу в этих районах и должен предусматривать государственную поддержку строительства судов класса среднесуточного вылова и заморозки до 300 - 500 тонн в сутки, емкостью трюмов до 5000 - 7000 тонн, и длиной до 80 метров. Работа в этих районах промысла должна сопровождаться международными соглашениями и поддержкой финансирования со стороны государства.

Расчет возможных объемов вылова рыбодобывающими судами без их пополнения показывает, что за пределами 2005 года появятся потребности в новых мощностях. Даже задержка списания части судов за счет их модернизации на 5 лет не решит проблемы дефицита в производственных мощностях добывающих судов.

В связи с планируемым промышленным ловом краба необходимо строительство или переоборудование части малотоннажных судов под лов крабовыми ловушками.

С учетом модернизации части флота и строительства новых судов прогнозируется снижение числа занятых в добывающей отрасли. Вместе с тем должно увеличиться число занятых в сфере переработки рыбной продукции на берегу, агентском обслуживании.

Более глубокие изменения требуются в изменении технологии переработки продукции на берегу.

Предприятия, предполагающие выпуск продукции на экспорт в течение 2002 - 2003 годов должны быть сертифицированы на требования КЕС и иметь определенные гарантии поставки продукции для переработки.

Производство для внутреннего рынка может на ближайшее время развиваться на базе массовых пород рыб, добываемых судами с RSW-танками и крупными эффективными морозильными судами.

Имеются возможности глубокой переработки сырья на выпуск рыбьего жира, различных лекарств и биологически активных веществ, а также по промыслу ценных проходных и пресноводных рыб в области. На основании долгосрочного гидрологического прогноза ПИНРО в рассматриваемый период определен ОДУ для промышленного и лицензионного лова лососевых в 700 - 750 тонн, а ОДУ горбуши в нечетные годы составляет 100 - 150 тонн. Параллельно с промыслом на внутренних водоемах возрастает эффективность искусственного разведения форели и семги на территории области. С учетом вновь созданного предприятия в губе Лиинахамари планируется увеличение выпуска продукции до 1500 тонн в 2005 году и постепенным увеличением производства к 2015 году до 15000 тонн в год.

Заслуживает внимания развитие порта Териберка, как узлового звена по восстановлению прибрежного рыболовства, в том числе по добыче краба, водорослей, кукумарии и других объектов фауны.

В плане сохранения интересов России в Баренцевом и Норвежском морях может быть использован и дополнен проект активизации рыбохозяйственной деятельности на архипелаге Шпицберген.

В части совершенствования работы береговой инфраструктуры необходимо развитие Мурманского морского рыбного порта и портового хозяйства, способного обрабатывать не менее 10 судов одновременно и имеющего специальные причалы для обработки судов, доставляющих охлажденную продукцию, рыбопродукцию наливом и т. д.

В плане модернизации и ремонта судов предлагается произвести их специализацию, исходя из производственных мощностей и потребностей в судоремонте. Необходимо провести сертификацию предприятий и организовать модернизацию судов типа «Моонзунд», «Оболонь», «Союз» и СРТМК, срок службы которых позволяет использовать их на период до 2010 года. Эти работы можно проводить на предприятиях ОАО «Мурманская судоверфь», СРЗ «Нерпа», СРЗ «Севморпуть», СРЗ ММФ.

Модернизации могут подлежать около 40 судов путем увеличения производительности по морозке, установки новых силовых установок, траловых комплексов, переоборудования под ярусный лов и т. д., что позволит повысить их производительность и продлить срок эксплуатации. Для организации переоборудования судов на местных верфях следует изменить таможенное законодательство в части отмены таможенных пошлин на ввозимое из-за границы оборудование, аналога которому нет в России. Используя положительный опыт модернизации траулеров, целесообразно в период 2005 - 2007 годов строительство новых судов на верфях Северного бассейна, возможно в кооперации с западными поставщиками оборудования. Принимая этот вариант развития крупных судоремонтных предприятий, предстоит укрепление докового хозяйства на Мурманской судоверфи, специализация предприятий по ремонту и производству отдельных узлов.

Группа небольших судоремонтных предприятий должна специализироваться на текущем и междурейсовом ремонтах судов и иметь приоритет перед ремонтом на иностранных верфях.

Обновление добывающего флота Мурманской области рассматривается в соответствии с прогнозируемыми объемами вылова рыбы и морепродуктов, производительностью промысла, моральным и физическим старением действующих судов, возможными вариантами пополнения флота.

Наиболее приемлемыми для предприятий Северного бассейна будут суда, способные вести промысел как донных, так и пелагических объектов.

В то же время небольшими фирмами будут приобретаться суда-фабрики меньшей стоимости и, следовательно, меньших возможностей.

Целесообразно создание на бассейне Комплексных предприятий по добыче и переработке пелагических рыб и приобретение сейнер-траулеров с RSW-танками.

При разработке прогноза до 2015 г. принимаются во внимание намерения отдельных предприятий о строительстве и приобретении определенных типов судов для прибрежных промыслов.

Воспроизводство добывающих мощностей можно рассматривать в 2-х вариантах в зависимости от принципиальных различий судов пополнения.

Первый вариант - эксплуатация имеющихся судов сверх норматива на 5 лет, пополнение флота среднетоннажными морозильными судами, способными эффективно добывать как донные, так и пелагические объекты, а также морозильными судами для добычи только донных гидробионтов в Баренцевом море.

Второй вариант отличается от первого наличием в составе судов пополнения, наряду с морозильными, сейнер-траулеров с RSW-танками для промысла пелагических рыб.

Предстоит совершенствовать и маркетинговую деятельность в отрасли. Она должна быть доведена до уровня проведения аукционной продажи рыбопродукции как на внутренний, так и на внешний рынки с организацией в дальнейшем рыбной биржи.

В области управления рыбной отраслью следует вернуться к разработке бассейнового принципа руководства.

Развитие и совершенствование законодательной базыв сфере промышленного рыболовства, рационального использования биоресурсов – это актуальная задача как федерального, так и местного уровня власти. Одним из первых актов в этой области должен стать Закон «О рыболовстве», т. к. до сегодняшнего дня законодательно-правовая база регулирования промысла носит фрагментарный характер. Многие положения имеют лишь общий характер, что позволяет толковать принятые решения двояко и в целом это состояние не позволяет строить долговременные прогнозы. В Законе «О рыболовстве» должны быть четко определены критерии наделения предприятий квотами на биоресурсы, функции федеральных и местных органов власти в этой части.

Оценка инвестиций, необходимых для освоения биологических ресурсов, выделяемых для Мурманской области, приведена в табл. 12. Из данных таблицы следует, что второй вариант развития менее капиталоемкий.

Экспертная оценка основных показателей развития рыбной отрасли Мурманской области в 2005, 2010, 2015 гг. дана в табл.13. Различия вариантов по основной части производства – без учета продукции РТМС типа «Моонзунд» – обусловлены предлагаемым вводом в эксплуатацию сейнер-траулеров с RSW-танками и увеличением производства на береговых предприятиях примерно в 4 раза.

Для достижения сформулированных целей и задач необходимо осуществление следующих организационных и технических мероприятий:

· разработка и осуществление на практике лизинговой схемы пополнения флота эффективными судами, в том числе: универсальными траулерами-фабриками, комбинированными сейнер-траулерами, ярусоловами;

· разработка законодательных ограничений аренды судов по схеме бербоут-чартера, используемых на квотируемых сырьевых ресурсах;

· формирование за счет платы за биоресурсы и продажи части квот централизованного финансового фонда содействия строительству судов на отечественных верфях и модернизации береговых предприятий рыбопромышленного комплекса;

· модернизация береговых рыбозаводов;

· создание комплексных предприятий по добыче и переработке пелагических рыб;

Таблица 12

Суммарная оценка инвестиций, необходимых для освоения квот биологических ресурсов,

выделяемых для Мурманской области, млн. долл.

Назначение инвестиций 2001-2005 гг. 2006-2010 гг. 2011-2015 гг. 2001-2015 гг.
Кол-во судов, объектов Стои­мость 1 судна, объекта Объем инвес­тиций Кол-во судов, объектов Стои­мость 1 судна, объекта Объем инвес­тиций Кол-во судов, объектов Стои­мость 1 судна, объекта Объем инвес­тиций Кол-во судов, объектов Стои­мость 1 судна, объекта Объем инвес­тиций
Вариант № 1                        
1. Суда для прибрежного лова 0,5 10,0 - - - - - - 0,5 10,0
2. Траулер т. «Ягры» 8,0 40,0 - - - - - - 8,0 40,0
3. Траулер пр. 13720 и др. 10,0 100,0 10,0 80,0 10,0 730,0
4. Строительство рыбозаводов на побережье 1,1 3,3 1,5 1,5 - - -   4,8
5. Модернизация РТМК-С т. «Моонзунд» 5,0 50,0 - - - - - - 5,0
6. Модернизация рыбозаводов 0,5 5,0 0,5 2,5 - - -   7,5
ИТОГО   208,3   554,0   80,0   842,3
Вариант № 2                        
1. Суда для прибрежного лова 0,5 10,0 - - - - - - 0,5 10,0
2. Траулер т. «Ягры» 8,0 40,0 - - - - - - 8,0 40,0
3. Траулер пр. 13720 и др. 10,0 100,0 10,0 420,0 80,0 10,0 600,0
4. Сейнер-траулер с RSW-танками 9,0 72,0 - - - - - - 9,0 72,0
5. Строительство рыбозаводов на побережье 1,1 3,3 1,5 1,5 - - - 4,8
6. Модернизация РТМК-С т. «Моонзунд» 5,0 50,0 - - - - - - 5,0
7. Модернизация рыбозаводов 1,0 10,0 0,5 2,5 - - -   12,5
ИТОГО   285,3   424,0   80,0   789,3

· введение дифференцированной платы за биоресурсы при работе на внешний и внутренний рынок;

· стимулирование судовладельцев, создающих береговые рыбозаводы и снабжающих их сырьем;

· создание рыбной биржи или иного звена по оптовой продаже рыбы;

· упрощение оформления пограничных, таможенных, санитарных и ветеринарных процедур.

Таблица 13

Экспертная оценка основных показателей развития рыбной отрасли Мурманской области в 2005, 2010, 2015 гг.

Вариант I

Основная часть производства

Показатели Ед. изм. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Улов рыбы Тыс. т 626,6 514,1 519,1 511,6
Товарная пищевая Тыс. т 388,6 324,2 324,2 322,7
Консервы Муб. 9,9 11,5 11,5 12,5
Объем производства Млн. руб.
Среднесписочная численность Тыс. чел. 15,3 16,3 16,2
Среднемесячная з/плата Руб.
Поступление налогов Млн. руб. 774,0

Основная часть производства с учетом продукции 10 РТМС типа «Моонзунд»

Улов рыбы Тыс. т 626,6 814,1 819,1 811,6
Товарная пищевая Тыс. т 388,6 586,2 586,2 584,7
Консервы Муб. 9,9 18,9 18,9 18,9
Объем производства Млн. руб. 7057,0
Среднесписочная численность Тыс. чел. 15,3 16,6 16,9 16,8
Среднемесячная з/плата Руб.
Поступление налогов Млн. руб. 774,0

Окончание таблицы 13

Вариант II

Основная часть производства

Показатели Ед. изм. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
I вариант
Улов рыбы Тыс. т 626,6 514,1 519,1 511,6
Товарная пищевая Тыс. т 388,6 324,2 324,2 322,7
Консервы Муб. 9,9 18,9 18,9 18,9
Объем производства Млн. руб. 7057,0
Среднесписочная численность Тыс. чел. 15,3 16,5 16,8 16,8
Среднемесячная з/плата Руб.
Поступление налогов Млн. руб. 774,0

Основная часть производства с учетом продукции 10 РТМС типа «Моонзунд»

Улов рыбы Тыс. т 626,6 814,1 819,1 811,6
Товарная пищевая Тыс. т 388,6 586,2 586,2 584,7
Консервы Муб. 9,9 41,8 41,8 44,6
Объем производства Млн. руб. 7057,0
Среднесписочная численность Тыс. чел. 15,3 17,2 17,5 17,5
Среднемесячная з/плата Руб.
Поступление налогов Млн. руб. 774,0

Примечания:

I вариант рассчитан на выработку мороженой продукции с увеличением производства отдельными береговыми производствами (традиционными).

II вариант рассчитан при доставке сырья береговым предприятиям сейнер-траулерами с RSW-танками и увеличения на них выпуска продукции примерно в 4 раза.

Объем производства рассчитан прямым способом по укрупненному ассортименту с увеличением доли более глубокой разделки рыбы и консервов на береговых предприятиях.

Среднесписочная численность увеличивается за счет развития береговых предприятий в связи с увеличением потока сырья в Мурманск и ввод в эксплуатацию 10 судов типа «Моонзунд».

Среднемесячная заработная плата рассчитана исходя из базового уровня (2000 г.) удельного веса ее в стоимости продукции.

Налоговые поступления рассчитаны исходя из налоговой нагрузки базового периода.

Социально-экономическая эффективность реализации Стратегии развития рыбной промышленности Мурманской области на период до 2015 годасостоит в увеличении общего вылова по Мурманской области примерно на 20 % и выпуска продукции береговыми предприятиями не менее чем в 5 раз.

Рост объемов выпуска продукции в стоимостном измерении создаст условия для расширения налоговых поступлений от рыбной отрасли по сравнению с 2000 г. на 7 - 30 %, а от береговых рыбообрабатывающих предприятий – в 4 раза. Будет наблюдаться рост налоговых поступлений и от предприятий, обслуживающих рыбную отрасль.

Развитие прибрежного рыболовства и рыбоводства улучшит социально-экономическое положение в поселках Териберка, Ура-Губа, Лиинахамари и других, увеличит численность рабочих мест; улучшит снабжение рыбопродукцией населения Мурманской области и соседних регионов.

Общая численность занятых в рыбопромышленном комплексе возрастет за счет береговой рыбообработки и роста объемов производства на обслуживающих предприятиях, увеличится заработная плата работающих.

Агропромышленный комплекс

Наши рекомендации