Оценка предпосылок и потенциальных возможностей экономического развития

Социально-экономическое положение Мурманской области в настоящий момент характеризуется позитивными тенденциями в базовых отраслях экономики.

В настоящее время область входит в состав 20 наиболее динамичных регионов России по физическому объему промыш­ленной продукции, занимая 14 место среди субъектов Федерации. По природно-ресурсному потенциалу область занимает 12 место среди россий­ских регионов, по финансовой обеспеченно­сти - 20, по производственному потенциалу - 29 место.

В 2000 году регион приблизился к бюджетной самодостаточности. Однако, в первую очередь из-за изменения на­правлений финансовых потоков крупнейших предприятий в рамках финансово-промыш­ленных групп и перераспределения доходной части бюджета в пользу центра трансферты из Центра значи­тельно выросли и регион, формально, снова стал реципиентом.

Достаточно высокие показатели область имеет по инвестиционной привлекательно­сти и инвестиционным рискам, практически постоянно оставаясь в первой четверти рейтингового списка ре­гионов России.

Хорошей предпосылкой для продолжения тенденции экономического роста является улучшение в последний период ряда параметров условий жизни населения (рост реальных доходов, снижение уровня безработицы) и благоприятный социально-политический климат в регионе.

Основными направлениями, ко­торые могут обеспечить реализацию потенциальных возможностей экономического и социального развития Мурманской области, являются:

· снижение затрат на производство промышленной продукции, работ и услуг за счет повышения эффективности работы предприятий и организаций всех отраслей экономики области;

· формирование конкурентоспособ­ной, экологически чистой и безопасной энергетики, повышение радиационной безо­пасности и обеспечение надежной и эффек­тивной работы Кольской АЭС;

· освоение новых месторождений дефицитных для России полезных ископаемых с организацией производства конкурентоспособной продукции высокой степени технологической готовности;

· разработка и реализация проектов строи­тельства нефтеналивного терминала и нефтеперерабатывающего комплекса;

· разработка и реализация мероприятий по улучшению общего инвестиционного и делового климата в Мурманской области;

· создание новых технологий, видов и ассортимента продукции, пользующейся по­вышенным и устойчивым спросом на миро­вом и на расширяющемся внутреннем рын­ках;

· обеспечение рационального освоения биоресурсов 200-мильной зоны Российской Федерации, полного выбора квот и лимитов, выделяемых рыбопромысловым организаци­ям и предприятиям области в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике, и возможности ведения промысла в дальних районах Мирового океана при ухудшении состояния биоресурсов в Баренцевом море. Приведение структуры и мощностей береговых рыбообрабатывающих предприятий в соответствие с потребностями промыслового флота и рынка;

· создание в Мурманской области ор­ганизационных экономических и социальных условий для обеспечения производства биологически значимых продуктов агропромыш­ленного комплекса в экономически целесо­образных объемах для удовлетворения по­требности внутреннего рынка области с уче­том возрастания платежеспособного спроса населения области;

· преобразование лесопромышленных предприятий в муниципальные унитарные, акционерные и совместные предприятия и создание на их базе произ­водственного потенциала, обеспечивающего выработку качественной, конкурентоспособ­ной продукции в необходимых для региона объемах;

· возро­ждение эффективного функционирования Северного морского пути, формирование на новом техническом и организационно-управ­ленческом уровнях арктического флота и развитие береговой инфраструктуры для переориентации внешнеторговых грузов на отечественные морские порты и освоения топливно-энергетических, минерально-сы­рьевых, лесных и биологических ресурсов арктической зоны России;

· проведение конверсии на предприятиях судо­строительного и судоремонтного комплек­сов;

· утилизация всех видов ра­диоактивных отходов гражданского и воен­ного происхождения, а также судов различного типа и назначения;

· поддержка малого предпринимательства, в том числе в рамках Барен­цева региона (проект Баренц Интеррег III «Сеть сотрудничества малых и средних предприятий»).

Основные преимущества Мурманской области, которые могут способствовать укреплению ее позиций в международном и межрегиональном разделении труда и создают объективные предпосылки развития, связаны с:

· уникальной ресурсно-сырьевой составляющей экономики области и конкурентной позицией на внутреннем и внешнем рынках по продажам цветных и редких металлов, а также сырья для черной металлургии и химической промышленности;

· расширением использования морских биологических ресурсов в акватории Баренцева и Белого морей;

· развитием транспортной инфраструктуры с учетом наличия незамерзающего морского порта большой производительности, а также создания наземных, воздушных и морских транспортных международных и межконтинентальных маршрутов и перегрузочных терминалов;

· использованием Северного морского пути как для экономически выгодных перевозок, так и как основы устойчивого функционирования всего арктического Севера России;

· вовлечением в эксплуатацию новых месторождений, в том числе нефти и газа на шельфе Баренцева моря, и производства новой продукции на основе комплексного использования и углубленной переработки минерального сырья уже эксплуатируемых месторождений;

· участием региона в процессе международного сотрудничества в рамках Баренцева Евро-Арктического региона.

Анализ существующих возможностей развития области позволяет выделить пять базовых производственных комплексов, которые в перспективе будут определять развитие экономики Мурманской области, обеспечивать формирование консолидированного бюджета, а также загрузку машиностроительных предприятий, строительной индустрии, успех малого и среднего бизнеса и состояние всех элементов социальной сферы региона:

Ö первый – горнопромышленный;

Ö второй – топливно-энергетический;

Ö третий – рыбопромышленный;

Ö четвертый – агропромышленный;

Ö пятый – транспортно-коммуникационный.

Наши рекомендации