Кафедра «безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕНННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
для студентов – заочной формы обучения всех направлений и специальностей
Ростов – на – Дону
Составители: профессор. Аствацатуров А.Е.
доцент, к.х.н. Лоскутникова И.Н.
ст.преп. Богданова И.В.
УДК 621.8
Безопаcность жизнедеятельности. Контрольные задания для студентов–заочной формы обучения всех направлений и специальностей. /ДГТУ. Ростов-на-Дону. 2017. 33 с.
Предназначена для студентов всех специальностей заочной формы обучения.
Научный редактор – профессор Аствацатуров А.Е.
Рецензент – проф., д.т.н. Палагнюк Г.Г.
© Издательский центр ДГТУ,
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.
Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания".
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является универсальным свойством в процессе взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии), кроме положительных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый положительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.
В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности тех или иных контингентов работающих, всего производственного персонала и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.
Подготовке такого специалиста способствует изучение вучебных заведениях дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", которая помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью безопасно осуществлять свои профессиональные и социальные функции.
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой его обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" дает специалисту следующие знания: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек—среда обитания"; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема 1. БЖД – определение, цель, задачи и научное содержание курса
Комплексный характер дисциплины, место в системе наук. Основные термины и определения. Учения, внесшие вклад в развитие безопасности деятельности человека. Понятие о ЧС. Опасность: номенклатура, таксономия и идентификация опасностей. Основные положения теории БЖД и теории риска. Риск как количественная оценка опасности. Концепция приемлемого риска. Управление риском. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности.
Рекомендуемая литература:1-12; 37; 53.
Тема 2. Правовые и организационные вопросы
Нормы и правила в области охраны труда. Охрана труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью. Государственный надзор и общественный контроль в БЖД труда. Обязанности администрации предприятия (учреждения) в обеспечении безопасных и здоровых условий труда и осуществлении контроля.
Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности. Природо- и трудоохранное законодательство РФ. Нормативная и нормативно-техническая документация. Система стандартов безопасности труда. Организация и функция служб охраны труда на предприятии. Пропаганда охраны труда, обучение и инструктаж при поступлении на работу и рабочем месте.
Производственный травматизм. Порядок расследования и учёта несчастных случаев, связанных с производством. Ответственность должностных лиц предприятий и учреждений за нарушение законов, актов, норм и правил по охране труда.
Регистрация, учет и расследование несчастных случаев на производстве. Анализ причин и предупреждение травматизма, профессиональных заболеваний.
Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции. Правовое обеспечение экологического контроля. Законодательно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Рекомендуемая литература:1-9; 26; 41.
Тема 3. Обеспечение комфортных условий труда
Физиолого-гигиенические основы труда. Классификация основных форм трудовой деятельности. Профилактика утомления и пути повышения работоспособности. Эргономические и инженерно-психологические основы БЖД. Информационная, биофизическая, энергетическая, пространственно-антропометрическая и технико-эстетическая совместимости в системах "Человек-машина". Организация рабочего места, режимы труда и отдыха. Психология безопасности деятельности. Психологическое состояние при ЧС.
Рекомендуемая литература:1-11; 21; 26; 37; 52-54.
Тема 4. Оздоровление воздушной среды и нормализация параметров микроклимата
Причины и характер загрязнений воздушной среды в производственных условиях. Профессиональные заболевания и отравления от действия производственных вредностей, загрязняющих воздушную среду. Допустимая концентрация вредных примесей в воздухе производственных помещений, в окружающей среде, атмосфере, воздухе, поступающем в помещение и выбрасываемом из помещения.
Основные параметры микроклимата: температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, барометрическое давление. Профзаболевания при нарушении параметров микроклимата. Тепловой баланс и терморегуляция человеческого организма, нормирование параметров микроклимата. Классификация систем вентиляции.
Принцип устройства естественной вентиляции (аэрация, дефлекторы и др.). Приточная, вытяжная и приточно-вытяжная вентиляция, кондиционирование воздуха.
Очистка воздуха от пыли и газа. Центробежные и инерционные пылеотделители. Пористые и масляные фильтры. Фильтры периодического и непрерывного действия. Электрические, ультразвуковые фильтры.
Устройства местной вентиляции: местные отсосы, вытяжные шкафы, вытяжные зонты, бортовые отсосы, герметизированные кабины, воздушные души, воздушные и тепловые завесы, обдувающие вентиляторы.
Системы отопления (воздушная, водная, паровая, комбинированная) и требования к ним.
Средства индивидуальной зашиты: спецодежда, спец.обувь, головные уборы, защитные очки, защитные пасты. Респираторы, фильтрующие и изолирующие противогазы.
Рекомендуемая литература:1-9; 15; 21; 28; 30-33; 35; 38; 48-53.
Тема 5. Производственное освещение
Основные световые величины и параметры, определяющие зрительные условия работы. Виды и системы производственного освещения: естественное, искусственное и совмещенное; рабочее, аварийное и специальное: общее, комбинированное, совмещенное; боковое и верхнее. Требования к производственному освещению. Нормирование искусственного освещения. Источники искусственного света. Светильники, их классификация и характеристики.
Средства индивидуальной защиты органов зрения. Контроль освещения в производственных условиях. Эксплуатация осветительных установок.
Рекомендуемая литература:1-9; 15; 28; 30; 34; 46.
Тема 6. Защита от производственной вибрации
Причины возникновения и физические характеристики (параметры) вибрации.
Действие вибрации на человека. Вибрационная болезнь. Санитарно-гигиеническое и техническое нормирования вибрации. Общие методы борьбы с вредным воздействием вибрации. Уравнение движения колеблющегося тела. Виброизоляция машин. Виды виброизоляторов, их преимущества и недостатки; оценка эффективности виброизоляции, порядок выбора виброизоляторов. Средства индивидуальной защиты от вредного воздействия вибрации. Измерение вибраций и виброизмерительная аппаратура.
Рекомендуемая литература:1-9; 30-33; 45; 53.
Тема 7. Защита от шума
Физические характеристики звукового поля: интенсивность звука и ее уровень, звуковое давление и его уровень. Связь уровня звукового давления с уровнем интенсивности звука. Частота звука: широкополосные, постоянные и непостоянные.
Действие шума на организм человека. Нормирование шума посредством предельных спектров и эквивалентных уровней звука в децибелах. Механический шум и методы его снижения. Аэро- и гидродинамический шум. Меры снижения аэродинамического шума.
Акустические принципы планировки предприятий и цехов. Звукоизолирующие ограждения. Расчет звукоизоляции. Звукопоглащаюшие облицовки. Глушители шума.
Индивидуальные средства защиты от шума. Измерение шума на рабочих местах.
Рекомендуемая литература:1-9; 15-16; 30-33; 36; 44; 53.
Тема 8. Защита от электромагнигных полей
Источник электромагнитных полей. Классификация по частоте. Зоны индукции и излучения. Напряженность поля и плотность потока мощности.
Действие электромагнитных полей на человека. Нормирование электромагнитных полей. Защита от воздействия электромагнитных излучений уменьшением мощности источника поля, экранировкой источника поля и рабочего места. Средства индивидуальной защиты электромагнитных полей. Измерение напряженности электрических и магнитных полей и удельной плотности потока мощности.
Опасные и вредные производственные факторы, возникающие при работе с компьютером. Экологическая безопасность компьютера.
Рекомендуемая литература:1-9; 28; 30-33;48; 53.
Тема 9. Защита от действия ионизирующих излучений
Виды ионизирующих излучений, их физическая природа и особенности распространения. Основные единицы измерения радиоактивности и дозы излучений.
Биологическое воздействие ионизирующих излучений. Воздействие на организм внешнего облучения. Внутреннее облучение. Нормирование предельно допустимой дозы облучения (ПДД). Нормирование предельно допустимых концентраций (ПДК) радиоактивных веществ в атмосфере и водоемах. Нормирование предельно допустимых уровней (ПДУ) загрязненности радиоактивными веществами рук, одежды, обуви работающих, а также рабочих поверхностей.
Средства индивидуальной защиты от ионизирующих излучений. Дозиметрический контроль.
Рекомендуемая литература:1-9; 15; 30-33; 39; 48; 53.
Тема 10. Электробезопасность
Действие электрического тока на организм человека и виды поражения. Влияние на исход воздействия электрического тока: силы тока, сопротивления тела человека, продолжительности воздействия, пути прохождения тока, частоты и рода тока, способа контакта с токоведущими частями. Влияние индивидуальных свойств человека. Пepвая помощь пострадавшим от электрического тока.
Анализ опасности поражения током при прикосновении к токоведущим частям в трехфазных сетях с изолированной и глухо заземленной нейтралью. Выбор режима нейтрали трехфазных сетей.
Явления при стекании тока в землю. Сопротивление заземлителя растеканию тока. Напряжение прикосновения и шаговое напряжение. Классификация помещений по степени электрической опасности. Допустимые напряжения в зависимости от класса помещений. Устройство, принцип действия и область применения защитного заземления. Нормирование параметров защитного заземления и порядок его расчета. Принцип действия и область применения защиты занулением. Его устройство и требования к нему. Защитное отключение. Его назначение, принцип действия и требования к нему.
Причины возникновения статического электричества и способы борьбы с ним.
Электрические защитные средства: изолирующие, ограждающие и вспомогательные.
Рекомендуемая литература:1-9; 13-15; 17; 28-33; 43; 53.
Тема 11. Безопасность систем, находящихся под давлением
Причины аварий систем, находящихся под давлением. Системы, подлежащие регистрации и особому контролю Госгортехнадзора. Безопасность эксплуатации емкостей со сжатыми, сжиженными и растворенными газами. Классификация емкостей (баллоны, газгольдеры, ресиверы, котлы и др.) по назначению, давлению и объему. Безопасная арматура для емкостей и контрольно-измерительные приборы (КИП). Проверка и окраска емкостей.
Безопасность эксплуатации компрессорных установок. Безопасная арматура и КИП для компрессорных установок (правила приемки и испытания). Основные опасности системы газоснабжения. Правила безопасной эксплуатации газовых коммуникаций в производственных установках.
Классификация устройств с вакуумом по их опасности. Защитные мероприятия.
Рекомендуемая литература:1-9; 30-33; 53.
Тема 12. Пожарная профилактика
Горение и пожароопасные свойства веществ. Виды горения. Температура самовоспламенения. Самовозгорание. Воспламенение. Взрыв смеси газов и паров с воздухом: пределы воспламенения (взрыва), температуры взрыва, температурные пределы воспламенения, температура вспышки.
Профилактика пожаров в здании. Понятие об огнеопасности и возгораемости строительных конструкций. Огнезащита строительных конструкций. Противопожарные преграды. Пожарная профилактика при проектировании.
Соответствие противопожарным требованиям приборов отопления, установок кондиционирования воздуха, электрического оборудования, наличие в помещениях вентиляционных систем по удалению пожаро- и взрывоопасных паров, газов и пылевидных горючих производственных отходов. Пожарная безопасность технологических процессов производства.
Средства тушения пожаров, пожарная сигнализация. Огнегасительные вещества: вода, негорючие газы, пены, порошковые составы, составы на основе галоидированных углеводородов. Противопожарное водоснабжение. Первичные средства тушения пожаров. Стационарные установки пожаротушения: спринклерные и дренчерные (водяные и пенные), объемного (газового) тушения. Средства пожарной сигнализации: типы извещателей-датчиков, системы пожарной сигнализации, принцип действия.
Функции и права органов Государственного пожарного надзора.
Рекомендуемая литература:1-9; 17; 28-33; 40; 42; 53.
Тема 13. Безопасность устройства и эксплуатации механизмов и машин
Требования безопасности, предъявляемые к конструкциям и оборудованию. Порядок учета требований охраны труда при разработке, изготовлении и испытании опытных образцов новых машин и передаче их в серийное производство.
Опасные зоны оборудования. Оградительные устройства. Защитные устройства. Предохранительные устройства. Введение слабого звена. Дистанционное управление. Блокировочные и сигнализирующие устройства. Основные требования безопасности к конструкциям подъемно-транспортных механизмов и машин. Приборы и устройства безопасности и принципы их действия.
Вопросы охраны труда при механизации и автоматизации производства. Требования безопасности к конструкции промышленных роботов. Опасные и вредные производственные факторы в ВЦ. Меры безопасности при эксплуатации вычислительной техники. Требования к помещениям с ЭВМ. Обеспечение безопасности технологического оборудования и производственных процессов (в соответствии со специальностью студента).
Рекомендуемая литература:1-9; 15; 28-33; 48; 50-54.
Тема 14. Требования охраны труда к устройству и содержанию промышленных предприятий и цехов
Санитарно-гигиеническая классификация и основные характеристики машиностроительных предприятий. Природная среда и её загрязнения. Биосфера и место в ней человека. Атмосфера, вода, почва: их загрязнения и последствия загрязнений. Техногенное воздействие на природу. Средства защиты окружающей среды (экобиозащитная техника) от вредных факторов. Выбор площадки для промышленного предприятия. Санитарно-защитная зона. Размещение производственных зданий на территории промышленного предприятия. Санитарные разрывы. Классификация производственных зданий и сооружений (основного, вспомогательного и подсобного назначения). Основные требования к вспомогательным и подсобным помещениям.
Системы водоснабжения, канализации и очистки промышленных сточных вод. Газоочистка. Благоустройство территории предприятия.
Рекомендуемая литература:1-9; 18-23; 30; 32; 35; 38; 50-54.
Тема 15. БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций
Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы, применение противником во время войны различных видов оружия, создающего ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Безопасность населения и территории в ЧС. Общие сведения о ЧС, их классификация. Причина и профилактика ЧС. Характеристика и классификация ЧС техногенного происхождения. Устойчивость промышленных объектов. ЧС природного происхождения. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Организация работы комиссии ЧС объекта. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта и угрозе возникновения ЧС.
Рекомендуемая литература:1-9;24-27;54.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Что изучает БЖД, каковы цели, задачи и научное содержание дисциплины. Какое место занимает БЖД в системе наук, в чем заключается комплексный характер дисциплины.
2. Что такое опасность, как классифицируются опасности по происхождению и видам. Что является количественной мерой опасности. С какой целью вводится концепция приемлемого риска.
3. Факторы, воздействующие на формирование условий труда. Производственные факторы. Вредные и опасные производственные факторы. Оптимальные, комфортные, экстремальные и сверх экстремальные производственные факторы.
4. В чем суть основных положений теории БЖД. На какие группы и классы подразделяются принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Раскрыть их содержание.
5. Что изучает физиология труда. Что такое утомление и переутомление? Причины утомления и переутомления. Каким образом можно оптимизировать режим труда и отдыха, наилучшим образом организовать рабочее место, провести профилактику утомления.
6. Охарактеризовать психологию безопасности деятельности и психологического состояния при ЧС.
7. Какие законы составляют основу российского природо- и трудо-охранного законодательства и в чем их основное содержание. Каковы основные нормативные и нормативно-технические документы в области охраны труда.
8. Понятие производственной травмы и производственного травматизма. Охарактеризуйте методы анализа причин производственного травматизма.
9. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Классификация условий труда по травматизму. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Формы Федерального Государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве и инструкции по их заполнению.
10. В чем заключаются основные задачи службы охраны труда на предприятии. Планирование мероприятий по охране труда. Виды и содержание инструктажей, а также другие формы обучения работников по технике безопасности. Контроль за охраной труда.
11. Какие законодательно-правовые акты обеспечивают защиту населения и территории в ЧС природного и техногенного характера.
12. В чем заключаются общие санитарно-технические требования к производственным мощностям и рабочим местам на машиностроительных предприятиях (согласно специальности студента).
13. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести, напряженности трудового процесса.
14. Микроклимат. Параметры микроклимата. Как осуществляется нормирование параметров микроклимата. Каким образом можно нормализовать его параметры.
15. Воздействие температуры, влажности на организм человека. Принцип нормирования параметров микроклимата в зависимости от условий работы.
16. Классификация систем вентиляции. Выбор системы вентиляции. Конструктивные особенности локальной системы вентиляции.
17. Мероприятия по улучшению параметров микроклимата. Методы расчета воздухообмена рабочей зоны.
18. Принцип нормирования ПДК. Расчет воздухообмена по видам загрязнения воздуха рабочей зоны.
19. Классы опасности вредных веществ. Расчет воздухообмена по загазованности при наличии в воздухе рабочей зоны веществ всех классов опасностей.
20. С помощью каких качественных и количественных величин можно охарактеризовать освещение, их определение и единицы измерения.
21. Каковы основные виды, типы и системы освещения. Их преимущества и недостатки. Производственное освещение. Классификация.
22. В чем заключается влияние освещения на условия деятельности человека. Разряды зрительных работ. Разряды и подразряды зрительных работ. Принцип нормирования освещенности.
23. Естественное освещение. Нормирование естественного освещения. Расчет естественного освещения.
24. Искусственное освещение. Выбор системы производственного освещения. Источники света. Характеристика источников света. Светильники. Классификация светильников. Компоновка светильников.
25. Каков алгоритм расчета искусственного освещения.
26. Вибрация. Величины, характеризующие вибрацию, влияние на человека.
27. Каким образом нормируется вибрация. Методы и средства защиты от вибрации.
28. Шум. Физические характеристики шума. Воздействие шума на человека. Методы измерения уровней шума.
29. Методы защиты от шума. Принцип нормирования параметров шума в производственных и общественных помещения.
30. Расчет уровня шума в производственных помещениях.
31. Характеристика инфра- и ультразвука. Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки .
32. Шумопоглощающие материалы. Акустический расчет.
33. Расчет виброизолирующих прокладок.
34. ЭМП. Какова физическая природа явления. Как осуществляется нормирование ЭМП, в чем проявляется характер воздействие на человека.
35. Электромагнитные поля. Классификация электромагнитных полей. Каковы основные средства и способы защиты от ЭМП.
36. В чем состоят особенности работы с компьютером. Вредные факторы, возникающие при работе с ПК. Профилактика и способы защиты. Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организация работ .
37. Ионизирующие излучения. Их виды. Действие ионизирующего излучения на человека.
38. Дозиметрические величины, характеризующие воздействие радиации на облучаемые объекты. Нормы радиационной безопасности.
39. Лазерное излучение, его воздействие на организм человека и принцип гигиенического нормирования.
40. Ультрафиолетовое излучение. Защита от ультрафиолетового излучения. Индивидуальные средства защиты.
41. В чем суть принципов обеспечения радиационной безопасности.
42. В чем заключается и каким образом проявляется воздействия электрического тока на человека.
43. Электробезопасность. Виды электропоражений. Классификация электротравм. Воздействие постоянного и переменного тока на организм человека. Пороговые токи.
44. Указать факторы, в значительной мере определяющие исход поражения электрическим током. Первая помощь пострадавшим от тока.
45. Классификация помещений по электроопасности. Схемы протекания тока в теле человека. Схемы включения человека в цепь.
46. Шаговое напряжение. Напряжение прикосновения Меры защиты при эксплуатации электроустановок.
47. Анализ электроопасности сетей и установок напряжением до 1000 В.
48. Принцип нормирования безопасных значений напряжения и тока. Поражающие токи, поражающие напряжения. Воздействие электрического тока на организм человека.
49. Естественные и искуственные заземлители. Групповые заземлители. Расчет заземляющего устройства.
50. Средства защиты от электропоражений. Зануление оборудование. Расчет зануления.
51. Каковы основные требования безопасности на машиностроительных предприятиях к устройству рабочих мест, цехов и технологическим процессам. Средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты.
52. Что такое биосфера. Формы взаимодействия общества и природы.
53. Основные источники загрязнения окружающей среды, их характеристики.Средства защиты окружающей среды от вредных факторов.
54. Основные загрязнители атмосферы. Способы очистки атмосферного воздуха. Дайте определение аббревиатурам ПДК и ПДВ.
55. Назовите основные загрязнители гидросферы и способы очистки сточных вод.
56. Основные источники загрязнения литосферы.
57. Что такое ЧС, их классификация.
58. Каковы основные причины возникновения ЧС и их профилактика. Каким образом обеспечивается устойчивость промышленных объектов.
59. Каким образом классифицируются ЧС техногенного происхождения.
60. Как классифицируются ЧС природного происхождения.
61. Каким образом должна быть организована работа по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС. В чем заключаются функции единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
62. Как осуществляется противопожарная безопасность на предприятии.
63. Пожаробезопасность. Классификация производств по пожаро- и электробезопасности. Каковы основные средства и способы тушения пожаров.
64. Огнестойкость зданий и сооружений. Классификация пожаров.
65. Огенетушители. Классификация. Огнегасительные вещества. Автоматические средства пожаротушения. Выбор средств пожаротушения. Пожарные извещатели. Размещение огнетушителей в производственных помещениях. Установка пожарных кранов. Расчет водонапорного пожаротушения.
66. Температура воспламенения. Температура горения. Причины возникновения пожаров. Выбор огнегасительных средств.
ЗАДАЧА 1
Рассчитать общее люминесцентное освещение цеха, исходя из норм по разряду зрительной работы и безопасности труда по следующим исходным данным: высота цеха H=6 м; размеры цеха A∙Б, м; высота рабочей поверхности над полом hр = 0,8 м; напряжение осветительной сети 220 В; светильник с люминесцентными лампами ЛБ80, имеющими световой поток Ф=4320 лм и длину lсв = 1534 мм. Для люминесцентных ламп принять коэффициент использования светового потока η=0,56; коэффициент неравномерности освещения Z = 1,1; Кз=1,5. Составить эскиз плана цеха и указать расположение светильников.
Исходные данные | Варианты | |||||||||
A, м Б, м Разряд работы Е, лк | IVа | IIIб | IVг | II в | IIIа | IVа | II г | IIIг | II в | II в |
Каким образом можно предупредить образование стробоскопического эффекта как опасного производственного фактора?
Литература: 30;34;46; 77.
ЗАДАЧА 2
Провести расчеты, связанные с защитой от ионизирующих излучений. Задача состоит из двух заданий.
Задание 1. Защита от неиспользуемого рентгеновского излучения при электронно–лучевой сварке обеспечивается конструкцией сварочной установки. Требуется определить допустимый объем работы дефектоскописта при использовании переносного и передвижного дефектоскопа РУП–150–10–1 (U=150 кВ; I=10 мА).
Исходные данные:
а) согласно [39] предельно допустимая доза внешнего облучения персонала в области гонады составляет 5 бэр в год, что составляет 100 мбэр в неделю или 17 мбэр в день при шестидневной рабочей неделе (Dпдд=17 мбэр/день);
б) доза облучения дефектоскописта при транспортировке дефектоскопа к трубопроводу и установке его –Dуст., мР;
в) доза облучения дефектоскописта при подготовке к просвечиванию и при просвечивании – Dпp, мР;
г) доза облучения дефектоскописта при переезде к следующему сварному шву – Dтр, мР;
д) количество стыков при просвечивании – n.
Исходн. данные | Варианты | |||||||||
1* | ||||||||||
Dуст, мР | 2,05 | 2,15 | 2,3 | 2,4 | 2,5 | 0,05 | 2,15 | 2,3 | 2,05 | 2,05 |
Dпр, мР | 0,36 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,65 | 0,4 | 0,36 | 0,4 | 0,5 | 0,4 |
Dтр, мР | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,03 | 0,035 | 0,02 | 0,015 | 0,01 | 0,03 | 0,035 |
* По варианту 1–фактически замеренные дозы облучения, по остальным вариантам предположительные (ориентировочные) в зависимости от диаметра трубопровода.
Задание 2. Точечный изотропный источник С (hv=1,25 МэВ) транспортируется в свинцовом контейнере. Определить толщину свинцового экрана контейнера.
Исходные данные:
а) активность источника – А, Ки;
б) время транспортирования – τ = 24 ч;
в) расстояние от источника до экспедитора, сопровождающего изотропный ис-
точник – R, м;
г) предельно допустимая доза облучения Dпдд=0,017 Р/сут.;
д) гамма – постоянная изотопа С Кγ=12,9 Р∙см2/(ч∙мКи).
Исходные данные | Варианты | |||||||||
1* | ||||||||||
А, Ки | 5,40 | 2,70 | 1,35 | 1,35 | 5,40 | 2,70 | 1,35 | 1,70 | 1,35 | 5,4 |
R, м | 1,5 | 2,0 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 4,0 | 2,5 | 3,0 | 1,0 | 1,0 |
Литература: 31; 39.
ЗАДАЧА 3
Определить эффективность (G, дБ) звукоизолирующего кожуха, изготовленного из стального листа толщиной 2 мм с внутренней облицовкой из звукопоглощающего материала для различных среднегеометрических частот f, Гц. Если известно, что согласно [44] допустимый уровень звука на рабочем месте в цехе механической обработки материалов резанием не должен превышать 85 дБ.
Исходные данные:
а) масса 1м2 материала кожуха – М = 15,7 кГ;
б) коэффициент звукопоглощения материалов – α;
в) допустимые уровни звукового давления – L доп, дБ;
г) уровень шума в механическом цехе при различных частотах – L, дБ.
Исходные данные | Варианты | |||||||||
f, Гц | ||||||||||
L доп, дБ | ||||||||||
α | 0,88 | 0,93 | 0,76 | 0,54 | 0,25 | 0,19 | 0,19 | 0,11 | 0,93 | 0,63 |
L, дБ |
В случае, если звукоизолирующий кожух не уменьшает уровень шума в цехе до L доп, то предложите свои варианты улучшения звукоизоляции стенок кожуха.
Литература: 16; 31;36; 44; 58; 69.
ЗАДАЧА 4
Провести следующие расчеты, связанные с безопасностью при эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Задача состоит из трех заданий.
Задание 1. Компрессор подает воздух давлением P2, кПа, при начальном давлении сжимаемого воздуха P1 = 98 кПа и температуре T1= 288 K. В компрессоре применяется компрессорное масло марки 12 – М с температурой вспышки не ниже 216°С.
Согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации воздушных компрессоров и воздухопроводов разница между температурой вспышки масла и температурой сжатого воздуха должна быть не менее 75° С. Определить температуру сжатого воздуха (показатель политропы для воздуха m=1,41) и сделать заключение о возможности эксплуатации компрессора без охлаждения.
Задание 2. Воздухосборник компрессора имеет объем V, м3, и рассчитан на давление Р2, кПа. Определить мощность взрыва этого воздухосборника, принимая время действия взрыва τ = 0,1, с.
Задание 3. Произошел взрыв баллона с ацетиленом. Определить, при каком давлении произошел взрыв баллона, если: толщина стенки баллона S = 4 мм; внутренний диаметр баллона Dв = 200 мм; материал–сталь 20; sр – допустимое сопротивление стали на растяжение при температуре 20–250 0С, равное 137,2 ∙ 106 Па; j=1 - коэффициент прочности для бесшовных труб; С –прибавка на минусовые допуски стали, см зависит от толщины стенки баллона: S<20 мм., С=1мм; S≥20 мм., С=0. По действующим нормам предельное рабочее давление в баллоне должно быть 2942 кПа.
Исходные данные | Варианты | |||||||||
P2, кПa | ||||||||||
V, м3 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 2,0 | 2,5 | 3,5 |
Литература: 31;32.
ЗАДАЧА 5
В качестве виброизоляторов используются стальные пружины со средним диаметром D, см; диаметром прутка d, см; высотой ненагруженной пружины H0, см и с числом рабочих витков i. Определить количество n стальных виброизоляторов для нормальной работы двигателя массой Q , кг.
Исходные данные:
а) средний диаметр пружины D= 13,2 см;
б) диаметр прутка d = 1,6 см;
в) модуль упругости на сдвиг G для всех пружинных сталей принимается равным 8 106 Н/см2;
г) коэффициент К, учитывающий повышение напряжений в средних точках