Johnnie Walker («Джонни Уокер»)
Johnnie Walker нередко называют королем среди виски, подразумевая под этим не только высочайшее качество напитка, но и узнаваемость. Если провести мини-опрос среди случайных прохожих на улице, трое из троих назовут «Джонни Уокер» в числе наиболее популярных марок виски. Более 200 млн бутылок Johnnie Walker продаются по всему миру каждый год.
Джон «Джонни» Уокер родился в 1805 году недалеко от шотландского города Килмарнок и с 15 лет управлял магазином продуктов, чая и алкогольных напитков. Сын Джона, Александр, изучал искусство купажирования чая, работая на чайного торговца в Глазго. Когда Александр вернулся в Килмарнок, чтобы взять на себя заботы о семейном деле, он применил знания для создания купажей в производстве виски. В 1867 году появился первый бленд Old Highland Whiskey, который впоследствии был переименован в Blacknake Johnnie Walker.
В 1870 году Александр Уокер впервые использовал квадратные бутылки, поскольку их больше помещалось в коробку и они реже разбивались при транспортировке. Александр Уокер также внедрил знаменитый наклонный ярлык, расположенный под углом 24 градуса: таким образом можно было легко прочитать название бренда, не наклоняя голову. Новый импульс развития компания получила, когда перешла в руки сыновей Александра – Джорджа и Александра II. В 1909 году Уокеры переименовали ассортимент виски – так родились Johnnie Walker Red Label и Johnnie Walker Black Label. Сегодня контроль над компанией принадлежит алкогольному гиганту Diageo.
Одним из ценителей Johnnie Walker Black Label был английский премьер-министр сэр Уинстон Черчилль. Знаменитый политик даже запечатлел любимый напиток на художественном полотне и назвал его «Горлышко бутылки». Картина много лет украшала каминную комнату в семейном поместье и лишь недавно ушла с молотка на аукционе Bonhams за вполне приличную для любителя цену – 420 тыс. долларов.
Chivas Regal («Чивас Ригал»)
Chivas Regal – знаменитая марка купажированного скотча. Производящая компания Chivas Brothers ежегодно продает 4 млн ящиков, поставляя напиток в более чем 200 стран на разных континентах.
В 1801 году рецепт виски создали братья Джеймс и Джон Чивасы, владевшие магазином элитных напитков и деликатесов в Абердине. Для расширения ассортимента им не хватало по-настоящему изысканного виски. Братья взяли дело в свои руки: перепробовав множество сортов из своего подвала, они создали собственный купаж Chivas Regal, послуживший началом отсчета большого и славного пути.
Слово Regal – «королевский» – рядом с фамилией основоположников бренда появилось неслучайно и указывает на то, что компания Chivas Brothers с 1843 года поставляла элитный алкоголь и продукты ко двору королевы Виктории.
Jim Beam («Джим Бим»)
Jim Beam – один из самых продаваемых брендов бурбона в мире. Свою летопись потомственные производители бурбона ведут с XVIII века, когда семья эмигрантов из Германии обосновалась в Новом Свете и поменяла фамилию с Boehm на Beam. В 1788 году основатель винокурни Джекоб Бим приобрел землю в Кентукки и приступил к производству виски. Первую бочку виски он продал спустя семь лет, дав напитку название Old Jake Beam Sour Mash.
Начатое дело затем продолжили сын и внук. Название, под которым продукция компании известна сегодня, дано в честь правнука Джекоба – Джима (Джеймса) Бима, который возглавил семейный бизнес в 1892 году. В 2014 году компанию приобрела Suntory Holdings Ltd – японская группа пивоваров и дистилляторов, известных тем, что они первыми стали производить виски в Японии.
Grant’s («Грантс»)
Grant’s – гармоничное сочетание 25 сортов солодовых и зерновых виски. Узнаваемые треугольные бутылки «Грантс» способствуют популярности напитка. Практический смысл треугольной формы даже глубже визуальной привлекательности и философии, – бутылки удобно хранить и транспортировать, они укладываются компактно. Дизайнер придумал такую форму, когда рассматривал пчелиные соты: из шести плотно составленных в круг бутылок Grant’s получается изображение соты.
В 1886 году скромный бухгалтер, а затем управляющий малоизвестной винокурни Mortlach Уильям Грант решил построить собственный заводик в долине Glenfiddich. Большим подспорьем начинающему бизнесмену была семья – жена и девять детей неустанно трудились рядом с Уильямом. Виски появился в канун Рождества 1887 года. Надо сказать, что первая бутылка скотча увидела свет только через 11 лет, до этого виски продавали бочками другим производителям.
Ballantines («Баллантайнс»)
Популярность виски Ballantine’s давно преодолела все границы: бренд является скотчем №1 в Европе и №2 – в мире. Ежегодный объем продаж – 70 млн бутылок. За последние десять лет компания завоевала более 130 призов и медалей на международных конкурсах. Подпись основателя компании украшает каждую этикетку, подтверждая неизменно высокое качество напитка.
История Ballantine’s берет начало в 1827 году. Здоровые амбиции юного сына фермера Джорджа Баллантайна позволили ему быстро пройти путь от помощника бакалейщика до владельца собственного магазина в Эдинбурге. К 1865 году потребность в дальнейшем развитии бизнеса побудила Джорджа оставить лавку на старшего сына Арчибальда и отправиться в Глазго, где он открыл второй магазин, специализирующийся на продаже вина и виски. Вскоре интересы Баллантайна распространились на новую сферу – создание купажированных смесей, которые привлекли внимание покупателей и стали пользоваться спросом. Баллантайн заручился поддержкой сына, Джорджа-младшего, и создал компанию George Ballantine and Son Ltd. В 1895 году компания получила право поставлять спиртные напитки британскому королевскому двору, а в 1910 году началась продажа флагманского напитка бренда – Ballantine’s Finest.
Ром и кашаса
Понятие и виды рома
Ром – алкогольный напиток крепостью 35—76% (обычно 35—48%) об., изготовляемый путем сбраживания и нескольких перегонок побочных продуктов производства тростникового сахара: мелассы и патоки. Для улучшения органолептических свойств готовый дистиллят могут выдерживать в дубовых бочках, добавлять карамель и специи.
Единой классической технологии производства не существует, но настоящим ромом может считаться только спиртное из сахарного тростника.
Иностранное написание слова «ром» меняется в зависимости от региона производства:
– ron – в испаноговорящих странах;
– rhum – во франкоговорящих;
– rum – в англоговорящих.
Это не подделка и не попытка выдать за ром другое спиртное, во всех трех случаях имеется в виду один и тот же напиток.
Виды рома
Из-за отсутствия единых стандартов классифицировать ром сложно, иногда одинаковая маркировка у разных производителей указывает на совершенно разные напитки, однако некоторые общие виды рома выделить можно.
По технологии производства:
– Rhum industrielle («промышленный ром») – сырьем служит патока сахарного тростника, из которой предварительно удален сахар. Так производится около 90% всего рома в мире. Метод считается самым эффективным для сахарной промышленности, поскольку в процессе производства не остается отходов. Готовый сахар рафинируют и продают отдельно, а из отжатой патоки делают ром.
– Rhum agricole («сельскохозяйственный ром») – для получения напитка используют чистый сок тростника без отделения сахара. От этого метода почти отказались, так как он слишком дорогостоящий и позволяет делать ром только во время жатвы сахарного тростника. Преимуществ во вкусе или запахе готовый напиток не имеет. Сельскохозяйственный ром продолжают изготавливать лишь на Гаити и в некоторых заморских департаментах Франции.
– Tafia («тафья») – дистиллят из отходов патоки. Этот вид рома является наименее качественным. Его производят только в нескольких странах третьего мира для местного употребления. На экспорт подобная продукция не идет.
По выдержке, цвету и крепости:
– Blanco или Silver («светлый», «белый», «серебряный») – прозрачный ром без ярко выраженного вкуса. В большинстве случаев используется как основа для коктейлей.
– Gold («золотой») – выдержанный в дубовых бочках напиток. В процессе производства могут использоваться добавки: специи и карамель.
– Black или Dark («черный» или «темный») – выдерживается в обожженных дубовых бочках и обладает выраженных вкусом патоки. В некоторых сортах присутствуют нотки специй.
– Añejo («аньехо» или «выдержанный») – перед бутилированием находится в дубовых бочках более пяти лет (стандарт большинства стран). Культура употребления напоминает коньячную. Выдержанный ром пьют только в чистом виде. Специи отсутствуют.
– Aroma (ароматизированный) – ром с добавками фруктов: лимона, апельсина, кокоса или манго.
– Spice (со специями) – в составе есть специи и пряности, эта маркировка не является отдельным видом, а дополняет «золотые» и «темные» виды.
– Rum elixir («ромовый эликсир») – напиток крепостью 30—40% об. со сладким насыщенным вкусом, который пьют в чистом виде. По сути, это крепкие коктейли на основе рома.
– Strong («крепкий») – отличается повышенным содержанием спирта. Крепость некоторых представителей этого сорта достигает 76% об.
Краткая история рома
Официальная история рома начинается с середины XVII века – именно тогда название rum впервые встречается в документах и литературе (например, в книге христианского проповедника Тертра, посвященной истории Антильских островов). Точно установлено, что напиток появился в Карибском бассейне, скорее всего, на острове Барбадос, но научно это не доказано. Жаркий и влажный климат Южной Америки создает идеальные условия для роста сахарного тростника, поэтому в то время как в Европе оттачивали искусство виноделия, на Кубе, Венесуэле, Ямайке, Панаме и других островах успешно учились добывать алкоголь из тростникового сиропа.