География, перспективы и проблемы развития химической промышленности мира.
Химическая промышленность представляет собой комплексную отрасль определяющую уровень научно-технического развития. Химическая промышленность мира образует сложную и многофункциональную систему связей с другими отраслями хозяйства, например с газо- и нефтеперерабатывающей, металлургической, лесной, лёгкой промышленностями. Химическая промышленность сама потребляет более 25% собственного производства химикатов. Факторы размещения химической промышленности: * Сырьевой * Энергоёмкость, теплоёмкость* Потребительский* Уровень подготовки рабочей силы, развитие НИОКР(наукоёмкость, трудоёмкость)* Экологический. При районировании мировой химической промышленности экономико-географы выделяют несколько ее главных региона. 1. регион зарубежной Европы, выпускающий примерно 1/3 всей продукции этой отрасли. 2. Зарубежной Европе лишь немного уступает регион Северной Америки (30 %), ведущая роль в котором принадлежит США. 3. Третий регион мирового значения – это Восточная и Юго-Восточная Азия. Ядром его служит Япония (18 %), где мощная нефтехимия возникла в морских портах на базе привозной нефти. 4. В 1990-х гг. произошло рождение еще одного, теперь уже достаточно крупного региона химической (нефтехимической) промышленности. Он сформировался в зоне Персидского залива. Для химической промышленности характерны высокие затраты на НИОКР, постоянное совершенствование технологических процессов, использование все более разнообразного сырья и полупродуктов.
38. Главную роль в обеспечении населения Земли продовольствием всегда играло и продолжает играть растениеводство. В растениеводстве же первое место по значению принадлежит зерновым культурам, которые распространены фактически по всей земледельчески освоенной территории планеты и используются и для питания людей, и в качестве корма для домашних животных. К числу зерновых культур относятся пшеница, рис, кукуруза (маис), ячмень, рожь, овес, сорго, просо, не говоря о некоторых местных культурах.
Посевная площадь под зерновыми культурами ныне составляет примерно 650 млн га, т. е. 45 % всех обрабатываемых площадей. В отдельных странах эта доля значительно больше.
Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница (215 млн га), рис (155 млн) и кукуруза (140 млн га).
Ни одна другая сельскохозяйственная культура не распространена в мире так же широко, как пшеница. Огромный северный пшеничный пояс Земли протягивается по территории Северной Америки, зарубежной Европы, бывшего СССР, Юго-Западной, Южной и Восточной Азии. Неудивительно, что сбор урожая на мировом пшеничном поле происходит практически круглый год.
Главная особенность распространения посевов риса заключается в их тяготении к районам с муссонным климатом. Именно поэтому они сосредоточены прежде всего в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; наиболее велики площади под рисом в Индии, Китае, Индонезии. Что касается посевов кукурузы, то они территориально почти совпадают с посевами пшеницы, примыкая к северному и южному пшеничным поясам.
В середине 1990-х гг. мир оказался перед реальным дефицитом зерна. Но в начале XXI в. мировое производство зерна снова заметно возросло.
45 % всего мирового сбора зерновых приходится на три страны – Китай, США и Индию.
Первой десятке стран по сбору пшеницы представлены Европа, Азия, Северная Америка и Австралия, а в первую десятку по рису входят только страны Азии и Бразилия. Что же касается кукурузы, то перевес двух стран (США – 240 млн т, Китай – 120 млн т) здесь настолько велик, что остальные страны – производители кукурузы просто не могут идти с ними в сравнение.
Главные производители пшеницы: Китай, США, Индия, Франция, Россия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Египет. Риса: Китай, Индия, Индонезия, Тайланд, Бангладеш. Кукурузы: США, Аргентина.
39.Особенности размещения технических культур
К техническим культурам относятся растения, используемые в качестве сырья в различных отраслях легкой и пищевой промышленности. Сахарный тростник и сахарная свекла — важнейшие сахароносы, хлопчатник и лен — главные прядильные культуры, соя и подсолнечник — масличные культуры, чай, кофе и какао — стимулирующие растения, гевея — каучуконос и т. д.
Сахарный тростник — многолетнее теплолюбивое и влаголюбивое растение, культивируется в тропических и субтропических районах земного шара. Главные производители сахарного тростника — страны Латинской Америки (Бразилия, Куба, Мексика и др.), Восточной и Южной Азии (Индия, Китай, Филиппины, Таиланд, Вьетнам и др.), а также Австралия.
Сахарная свекла — культура менее теплолюбивая, чем сахарный тростник, распространена в областях умеренного пояса. По сбору сахарной свеклы впереди европейские страны (Украина, Франция, ФРГ, Россия, Польша, Италия и др.) и США.
Большую часть сахара, производимого в мире, получают из сахарного тростника (выделяются Индия, Куба, Бразилия). Тростниковый сахар преобладает и во внешней торговле. Ведущие экспортеры сахара в мире — Бразилия, Индия, Таиланд, Австралия (тростниковый) и Франция (свекловичный сахар).
Из волокнистых культур помимо хлопчатника и льна в текстильной промышленности мира используют джут и сизаль. Хлопчатник требует много тепла {необходимая сумма тепла в период вегетации - не менее 2900 °С), солнечного света и хорошо увлажненных, богатых питательными веществами почв. Более всего подходят для хлопчатника природные условия тропической и субтропической зоны земного шара. Главные производители хлопка - страны Азии (Китай, сосредоточивающий четвертую часть его мирового производства, Индия, Пакистан, Вьетнам, Сирия, Турция и др.), СНГ (Узбекистан), Северной и Латинской Америки (США, Мексика, Бразилия, Перу и др.), Африки (Египет, Судан и др.).
Основные экспортеры хлопка — США, Мексика, Гватемала, Пакистан, Египет, Судан.
Лен-долгунец — культура умеренного пояса зоны широколиственных лесов, основные производители - Белоруссия и Россия.
Джут - травянистое растение (субэкваториального и экваториального климата), волокна которого употребляются для изготовления грубых тканей, веревок, канатов; производство сконцентрировано в странах Азии (Китай, Индия, Бангладеш).
Сизаль - волокно, произведенное из листьев травянистого тропического растения агавы; выращивают в Бразилии и африканских странах (Танзания, Кения и др.).
Чай, кофе, какао, табак — теплолюбивые и влаголюбивые растения, преимущественно возделывают в тех тропических и субтропических областях земного шара, где выпадает много осадков. Крупнейшие в мире производители и экспортеры чая — Индия, Китай, Шри-Ланка, Индонезия, Турция; кофе — Бразилия, Колумбия, Мексика, Эфиопия (родина кофе); какао-бобов — страны Западной Африки (Кот-д'Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун и др.) и Бразилия; табака - Китай, Индия, США, Бразилия.
Соя — важнейшая масличная культура, наибольшее распространение получила в США (около половины мирового производства и экспорта соевых бобов), Китае, Бразилии, Аргентине. Большое значение имеют и другие масличные культуры — подсолнечник (Россия, Украина), оливковое дерево (страны Средиземноморья), масличная пальма (страны Западной и Экваториальной Африки, Малайзия, Индонезия), арахис (тропические страны Америки, Азии и Африки), рапс (Канада, Индия, Аргентина), кунжут (Азия).
Дерево влажных тропических лесов - гевея - используется в хозяйстве для производства натурального каучука. Крупнейшие в мире плантации каучуконосов (гевеи) находятся в странах Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд) и Бразилии.
40. Это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением и выращиванием сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции. Она известна с доисторических времен. Жители Европы использовали животных после отступления ледника 10-15 тыс. лет тому назад. Первыми прирученными животными были овцы, свиньи, коровы. Лошадей использовали вавилоняне 4 тыс. лет тому назад. Животноводство распространено практически повсеместно.
Крупный рогатый скот. Эта отрасль животноводства развита в большинстве стран мира, преимущественно в лесной, лесостепной зонах умеренного пояса. Крупнейшей в мире областью разведения крупного рогатого скота является Аргентинская пампа, а также США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Мексика.
Свиноводство. Оно тяготеет к густонаселенным областям и крупным промышленным центрам, к районам выращивания картофеля. Почти половина мирового поголовья свиней приходится на Китай, а остальная часть на страны Восточной, Западной Европы, Северной Америки. Однако в многочисленных районах проживания мусульманского населения свиноводство отсутствует из-за религиозных традиций.
Овцеводство также имеет мировое значение. Оно развивается в степных и полупустынных районах, а также в горных областях. Крупнейшая в мире область овцеводства - районы Австралии, где овцы содержатся на естественном подножном корму.
Факторы, влияющие на сельскохозяйственную специализацию
1. Природные условия, свет, тепло, влага, почва.
2. Обеспеченность трудовыми ресурсами - трудоемкость.
3. Транспортабельность сельскохозяйственной продукции и хранение.
4. Уровень индустриализации страны. Наличие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
41.Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон, международных транспортных коридоров и интернет-экономики.Выделяют следующие формы МЭО:1международная специализация производства и научно-технических работ;2обмен научно-техническими результатами;3международная кооперация производства;4международная торговля;5информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;6движение капитала и рабочей силы;7деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.Поскольку МЭО основываются на международном разделении труда, значение и соотношение основных форм и направлений МЭО определяется углублением МРТ и переходом к его высшим типам. В этой связи необходимо отметить следующее: Общий тип МРТ предопределяет межотраслевой международный обмен, в частности товарами добывающих и обрабатывающих отраслей отдельных стран. Частное разделение труда приводит к развитию и преобладанию международной торговли готовыми изделиями разных отраслей и производств, в том числе внутриотраслевой. Наконец, единичный тип МРТ означает специализацию на отдельных этапах производства (узлах, деталях, полуфабрикатах и т. п.) и стадиях технологического цикла (переделах), а также в рамках научно-технических, проектно-конструкторских и технологических разработок и даже инвестиционного процесса. Тем самым создаются предпосылки ускоренного роста емкости международного рынка, устойчивого расширения МЭО.
42. Структура транспортного комплекса мира и ее динамика
Транспорт представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения. Транспорт как отрасль производства представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения. Транспорт – очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10% работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет от 60% мирового производства жидких нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 70% синтетических каучуковых, 40% лакокрасочных изделий и др.Современный транспорт представляет собой транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки.Автомобильный транспорт не может составить конкуренции
железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.Для международной торговли используются обычно несколько видов транспорта, т.е. смешанное (мультимедийное) сообщение.
43. География, перспект и пробл развития автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети). . По протяженности автомобильные дороги занимают первое место в мировой транспортной сети. Длина таких дорог особенно велика в США (6,3 млн. км), Индии (2,2), Бразилии (1,5), Японии (1,1), Китае (1,1). По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.
Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).
Транспортно-дорожный комплекс является мощным источником загрязнения природной среды.Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
44.География, перспект и пробл развития железнодорожного транспорт
несмотря на снижение его доли в грузовых и в особенности в пассажирских перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта.
Однако высокая доля железных дорог в транспортной работе объясняется, прежде всего, возможностью перевозок грузов на большие расстояния. Железные дороги имеются в 140 странах мира, но более половины их общей длины приходится на "первую десятку" стран: США 224,Россия, Китай, ИндияКанадаФРГ АвстралияАргентина Франция Бразилия.
Жел. тр. занимает второе место по грузообороту и по пассажирообороту. Общая длина сети ж/д дорого - около 1,2 млн км
Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.
Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира.
По длине электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия (около 40 тыс. км), затем идут ФРГ, Франция, Италия, Польша, Индия, Китай.В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых странах.
По густоте железных дорог лидируют европейские.
45. География, перспективы и проблемы развития водного транспорта
Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).
По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая. Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния.
Самые большие флоты имеют Панама (72 млнбр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн бр-рег т).Значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, ФРГ)
Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 600 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США и Бразилию.Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями.
46.Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта). Лидерство России во многом объясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и более современные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлению обладают намного большей пропускной способностью. Это относится к уже давно действующим международным трубопроводам – нефтепроводу «Дружба» и газопроводам «Союз» и «Братство», по которым нефть и газ поставляются в зарубежную Европу. И тем более к недавно введенной в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системе (БТС), давшей выход нефти к Финскому заливу, а также к строящимся морским газопроводам «Северный поток» (на Балтийском море) и «Южный поток» на Черном море. На восточном направлении ведется грандиозное строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому российская нефть пойдет на рынки стран АТР и США. Благодаря трубам диаметром почти в 1,5 м пропускная способность этой нефтяной магистрали составит 80 млн т в год.
Воздушный транспорт , скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.
Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло 1,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).
47.С интенсивным развитием научно-технического прогресса и ростом объемов производства проблемы взаимодействия природы и общества приобретают глобальный характер. Человечество близко к экологической катастрофе, так как мировые запросы на природные ресурсы превышают на треть от того, что может дать планета Земля.
Природные ресурсы подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые - на возобновляемые ,невозобновляемые и условно возобновимые. Особенно остро проблема исчерпания ресурсов касается невозобновимых топливных и минеральных источников. Геологическое время образования месторождений этих ресурсов в разы превышает время существования нашей цивилизации. Даже возобновимые ресурсы (такие как экологические, лесные, водные) отнести к таковым довольно не просто, так как действительные темпы их изъятия чаще превышают сроки возобновления. То же относится и к рудным месторождениям.запасы металлов в земной коре крайне велики, но самые рентабельные месторождения уже выработаны. человечество будет сталкиваться с проблемой постоянного роста их стоимости. Не исключено, что на определенном этапе станет выгодно добывать металлы и минералы даже в космическом пространстве.
В гидросфере Земли растворено около 6млрд. т золота, но извлечение его пока не имеет экономического смысла. Следовательно, ископаемыми ресурсами человечество обеспечено на бесконечно на длительные сроки, если не учитывать экономику их извлечения. В.Д. Нордхауз
считает, что в течение предстоящих 50 лет цены на топливо ежегодно будут
возрастать в среднем на 2,2%, а далее в течение 100 лет — на 1,3% по
отношению к общему уровню цен.
Около половины запасов нефти приходится на прибрежные шельфы.
Несмотря на явно видимый дефицит ресурсов, человечество использует их все в больших количествах и все ускоряющимися темпами.
Огромный ущерб окружающей среде наносится в результате нерационального природопользования, что приводит к загрязнению и истощению природных ресурсов. Основной задачей сегодняшнего дня является оптимизация взаимодействия общества и природы на основе повышения эффективности использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека.
Экономика природопользования – это раздел экономической науки, направленный на более рациональное и комплексное использование природных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека в целях предотвращения их истощения и экологической безопасности.
Предметом экономики природопользования являются социально-экономические отношения, возникающие по поводу добычи, переработки, потребления и использования природных ресурсов в производственной и непроизводственной деятельности человека.
Основой экономического механизма природопользования является платность природопользования. Любое физическое или юридическое лицо использующее природные ресурсы обязано внести соответствующую плату в виде налогов или
специальных платежей. Система платного природопользования и налогообложения должна стимулировать рациональное использование предприятиями, организациями физическими лицами природных ресурсов, а также обеспечить формирование централизованных
источников финансирования их охраны и воспроизводства.
В книге «Вселенная. Жизнь. Разум», автор Шкловский И.С. есть интересная таблица, в которой оценивают «время исчерпания» ресурсов.
Алюминий – 55 лет.Хром – 154 года.Уголь – 150 лет.Медь – 48 лет.Железо – 173 года.
Свинец – 64 года.Нефть – 50 лет.Природный газ – 49 лет.
Каковы последствия исчерпания ресурсов? началом войны, целью этой войны может быть устранение лишних потребителей или контроль месторождений.
48.Экономико-географическая характеристика развития Германии.
Демократическое, парламентское, федеративное государство с 1949 г. Столица - Берлин; 3,4 млн. жителей. Денежная единица – евро. Площадь 357 021 км². Численность населения 82,5 млн. жителей (из них 42,2 млн. – женщины) – самая населенная страна ЕС. Здесь проживают около 7,3 млн. иностранцев (8,8 проц. всего населения), из них 1,8 млн. – турки. Плотность 231 человек на 1 км²; Германия – одна из самых густонаселенных стран Европы. Рождаемость: в среднем 1,4 ребенка на 1 женщину. Прирост населения: 0,0%. Возрастная структура: 14% моложе 15 лет, 19% старше 65 лет. Продолжительность жизни: средняя прогнозируемая продолжительность жизни (для тех, кто родился в 2003 г.) составляет 76 лет для мужчин и 81 год для женщин. Этот уровень выше среднего по странам ОЭСР. Степень урбанизации: 88% населения живут в городах и городских агломерациях. В Германии насчитывается 90 крупных городов с населением более 100.000 человек. ВВП на душу населения – 26.856 евро. ИРЧП на 2011 0,905 (очень выс.) (9-й). Германия – чемпион мира по экспорту: объем экспорта – 733,5 млрд. евро (2004 г.). Важнейшие торговые партнеры: Франция (10,3%), США (8,8%), Великобритания (8,3%), Италия (7,1%). Важные отрасли: автомобилестроение, машиностроение, электротехника, химия, экологически чистые технологии, точная механика, оптика, медицинская техника, био- и генные технологии, нанотехнология, авиация и космонавтика, логистика.