Экономико-географическая характеристика развития Италии.

Государство на юге Европы. Общая площадь 301 тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке со Словенией, на северо-западе с Францией. Италии также принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния. Омывается 5 морями - Адриатическим, Ионическим, Средиземным, Тирренским и Лигуриийским. Население около 58 млн. человек, из них 94% итальянцы. Плотность населения 201.1 чел./км². Преобладает католическая религия (99%) во главе с Папой - ее центр Ватикан в Риме. Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 30000 долларов в год. ВВП на душу населения 29 417 $ (27-й). ИРЧП 0,874 (очень выс.) (24-й). Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, пишущих и счётных машин, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Добыча руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста.

52. Усиливающаяся глобализация мировой экономики, усложнение и взаимопереплетение хозяйственных и политических процессов вынуждают многие страны искать новые пути для отстаивания национальных государственных интересов на мировом рынке. Политика XXI века будет моделироваться политикой регионов и отношений между ними. Именно регионы все в большей степени выступают как стабилизирующие центры в самых разных частях земного шара (Евросоюз, Североамериканская зона свободной торговли, Центрально-Европейская инициатива и др.) В Европе границы существуют уже не для разделения, а, наоборот, для объединения". Центральноевропейский регион из историко-географического понятия начал трансформироваться в геополитическое измерение с конца 1989 г. — периода изменений границы Восточной Европы (в связи с падением Берлинской стены), а завершился в 1990 г. (с падением коммунистического режима Н. Ходжи в Албании). В условиях выхода Европейского союза в 2004 г. на границы Беларуси ставит отношения большинства стран ЦВЕ в позицию прямого соседства с нашей страной. Бесспорно, новые члены Евросоюза будут руководствоваться механизмом общей внешней политики стран ЕС, обозначенным в Маастрихтском договоре 1992 г., который предусматривает "защиту общих ценностей, основных интересов и независимости Союза; всестороннее укрепление его безопасности; поддержание мира и международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН и Хельсинкского заключительного акта; распространение демократии и соблюдение основных прав и свобод во всем мире". Сегодня уже четко можно сказать, что основной целью "пристегивания" стран ЦВЕ к Евросоюзу является задача обеспечения международной безопасности в регионе. Именно этим объясняется достаточно широкое содействие социально-экономическим и политическим преобразованиям в странах Центральной и Восточной Европы. Приоритетное значение имеет техническая поддержка структурной перестройке экономик этих стран, хотя экспортно-импортные операции со странами ЦВЕ в иерархии экономических интересов ЕС занимают достаточно скромное место. Ближайшим таким соседом для Беларуси и Украины является Польша. Уже сейчас вхождение нашего западного соседа в ЕС не снизило, а повысило степень взаимной проблемности. С октября 2003 г. между странами СНГ и Польшей введен визовый режим (Беларусь до этого периода имела с Польшей безвизовый режим, что благоприятно сказывалось на взаимном сотрудничестве). Таким образом, очевидно, что расширение Евросоюза за счет стран ЦВЕ способно значительно повысить "геополитический вес" этого регионального объединения в мировой системе. Вместе с тем успешное функционирование этой экономико-политической системы вряд ли будет возможно без активного взаимодействия и сотрудничества с такими странами Восточной Европы, как Россия, Украина, Беларусь.

После Второй мировой войны во всех странах ЦВЕ была установлена административно-командная система. Постепенно (но в рамках этой системы) исходную советскую модель сменили национальные модели (югославская, венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики.

Необходимость перехода к рыночной экономике была осозна­на как историческая задача большинством населения и полити­ческого руководства бывших социалистических стран, посколь­ку стало очевидным, что административно-командная система проиграла соревнование с рыночной экономикой по производи­тельности труда и уровню жизни населения, т.е. по решающим критериям эффективности социально-экономической системы. Создание рыночных институтов в странах ЦВЕ осуществлялось в результате переплетения как эволюционного (градуалистского), так и радикального (шокового) вариантов преобразований. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере – в Чехии.

Формирование рыночного механизма внешнеэкономических связей стран переходной экономики было одной из важнейших составных частей системных реформ, определявших характер вхождения страны в мировую экономику. Оно начинается с отмены (полной или частичной) монополии государства на внешнюю торговлю и валютные операции и охватывает три основные области – регулирование внешней торговли, валютных отношений, деятельности иностранного капитала.

Каждая из этих областей имеет обширный инструментарий регулирования. В области внешней торговли – это таможенный режим, нетарифные ограничения, затрагивающие внешнеторговые операции, налоговое регулирование, меры стимулирования экспорта.

Для всех стран с переходной экономикой было ясным, что для них будет крайне затруднительным, если вообще возможным, достижение коренной модернизации и структурной перестройки экономики без широкого привлечения иностранного капитала. Собственные внутренние финансовые и научно-технические ресурсы были недостаточными.

Системные реформы во внешнеэкономической сфере были проведены достаточно быстро и полно в двух областях: внешней торговле и режиме иностранных капиталовложений. Уже через несколько лет после начала этих реформ в указанных областях преобладали институты и инструментарии политики, присущие рыночной экономике.

Большинство стран с переходной экономикой начали проводить политику максимально возможной либерализации внешнеторговых режимов, т.е. установления внешнеторговых барьеров на низком уровне в соответствии с рекомендациями, а иногда и под давлением МВФ, Всемирного банка и ВТО и доминирующими в экономической науке постулатами открытой экономики. Трансформация экономики стран ВЕ опирается на ряд общих предпосылок, которые определяют порядок макроэкономических реформ, характеризуют содержание перехода к рыночной системе. К их числу относится, например, либерализация цен, как одно из важных условий функционирования рынка капитала, либерализации внешней торговли и т.п. Истинно рыночная природа реформ достигается в результате передачи государственной собственности в частные руки. Приватизация в указанных странах была фундаментальной предпосылкой и стержнем хозяйственной трансформации.

Тем не менее, с 1997 г. в странах Центральной и Восточной Европы все четче обозначалось намерение создать социально ориентированную экономику (по типу западноевропейской) на основе новой модели социальных гарантий, которая обеспечивала бы стабильное воспроизводство населения и учитывала организационные и структурные изменения в обществе, а также полезность многих форм социальной защиты при социализме . При проведении экономической реформы главными оказывались политические вопросы о направлениях, темпах развития и результатах, а также финансовые — о затратах. Принято считать, что в условиях стабильных, опирающихся на многолетние традиции демократических систем ухудшение их функционирования представляет собой серьезную интеллектуальную и политическую проблему. Политика, вызвавшая эту проблему, подвергается критике и быстро корректируется. Никто не стремится заменить саму систему, поскольку считается возможным исправить положение корректировкой политики. Проблема постсоциалистических правительств в том, что они слишком болезненно реагируют на необходимость корректировок либо осуществляют это для вида. В этом смысле им не хватает опыта и традиций политического руководства.

Жестоко ошиблись те правительства, которые рассчитывали, что определенная стабилизация, последовавшая после кризиса начала 1990-х гг., автоматически приведет к росту производства и оздоровлению экономики на ранних стадиях переходного периода. Иллюзорными оказались надежды на то, что новым членам после присоединения к ЕС уже не понадобится доказывать свою конкурентоспособность на едином рынке. Для того чтобы их хозяйство смогло выжить, потребовалась всеобъемлющая структурная и организационная перестройка всей экономики, ведь прежние барьеры для товаров и услуг из стран ЕС исчезли. В связи с этим эксперты считают, что населению присоединившихся стран предстоит пройти через период еще одной «шоковой терапии», серьезного экономического испытания.

Наши рекомендации