И средних специальных учебных заведений
Редактор Е. В. Михалева
Технический редактор Г. Е. Короткова Корректор З.В. Ерлашова
ЛР № 064685 от 01.08.96
Подписано в печать 26.01.99 Формат 60х84 1/16
Гарнитура литературная Печать офсетная Бумага офс. № 1
Усл. п. л. 13,29 Уч.-изд. л. 12,91 Тираж 10000 экз. Зак. 99
Адрес редакции: 129347, Москва, п/о И-347, ИВЦ «Маркетинг»
Тел. (095) 183-93-01, 182-01-58, 182-11-79
Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ,
140010, г. Люберцы Московской обл.. Октябрьский пр-т, 403.
Тел. 554-21-86
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................. 3
РАЗДЕЛ I ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ................................................. 17
Глава 1 ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИКИ....................................................................................... 17
1.1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.................................................................... 17
1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................... 18
1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К
УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ.................. 22
1.4. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ........................................................ 24
1.5. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ......................................................................... 26
1.6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ.... 29
1.7. ПРИМЕР ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО
ПОТОКА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ..................................................................................... 32
Глава 2 КОНЦЕПЦИЯ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ......................................................... 35
2.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОГИСТИКИ............................................... 35
2.2. ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ............................................................................................. 36
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИСТИКИ С
МАРКЕТИНГОМ, ФИНАНСАМИ И ПЛАНИРОВАНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА......... 39
Глава 3 МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ.................... 41
3.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА................................................................. 41
3.2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ....................................................................... 45
3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ................................................................................ 48
Глава 4 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ.............................................................................. 50
4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ.................................................................................................. 50
4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.............................................................. 51
4.3. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ......................................................................... 54
Глава 5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ............................................ 56
5.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ..................................................................................................................................... 56
5.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ......................................................................... 57
5.3. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ.............................................................. 60
5.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА...... 61
5.5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОГО И
СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМ................................... 61
5.6. ПРИМЕР КЛАССИЧЕСКОГО И СИСТЕМНОГО ПОДХОДОВ К
ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА............................................................. 63
РАЗДЕЛ II ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В СФЕРАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ 66
Глава 6 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ................................................. 66
6.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЛОГИСТИКИ........... 66
Глава 7 ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА.............................................................................. 68
7.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ.................................... 68
7.2. СЛУЖБА ЗАКУПОК НА ПРЕДПРИЯТИИ............................................................ 69
7.3. ЗАДАЧА «СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ»..................................................................... 72
7.4. ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА....................................................................... 73
Глава 8 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА.............................................................. 77
8.1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКИ............................................. 77
8.2. ТРАДИЦИОННАЯ И ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА.............................................................................. 78
8.3. КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ГИБКОСТЬ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ................................................................................ 79
8.4. ТОЛКАЮЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ
ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ............................................. 79
8.5. ТЯНУЩИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ
ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ............................................. 81
8.6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА.......... 82
К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ...... 82
Глава 9 РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА................................................................ 83
9.1. ПОНЯТИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ........................................... 83
9.2. ЗАДАЧИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ............................................... 86
9.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ............................. 86
9.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ В
СИСТЕМЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ....................................................................................... 91
9.5. ЗАДАЧА ОПТИМИЗАЦИИ РАСПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО
ЦЕНТРА НА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ................................................... 100
9.6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 105
9.7. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА И МАРКЕТИНГ................................. 105
Глава 10 ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА.................................................................... 107
10.1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ............................ 107
10.2. ВЫБОР ВИДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА............................................... 108
10.3. ТРАНСПОРТНЫЕ ТАРИФЫ И ПРАВИЛА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ................... 110
Глава 11 ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА............................................................ 113
11.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ.......................................... 113
11.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ....................................... 116
11.3. ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЛОГИСТИКЕ............................. 117
11.4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В
ЛОГИСТИКЕ.................................................................................................................... 119
11.5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ............................... 122
11.6.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ ТЕХНОЛОГИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ШТРИХОВЫХ КОДОВ........ 123
11.7. МАРКИРОВКА ГРУЗОВОГО ПАКЕТА МАШИНОЧИТАЕМЫМ КОДОМ. 127
Глава 12 ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ................................................................................. 129
12.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ЗАПАСА......................................................... 129
12.2. ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ................................ 130
12.3. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ................................................................ 131
12.4. НОРМИРОВАНИЕ ЗАПАСОВ............................................................................ 132
12.5. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗАПАСОВ............................... 134
12.6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗЫВАЕМОЙ
ПАРТИИ............................................................................................................................ 137
Глава 13 СКЛАДЫ В ЛОГИСТИКЕ................................................................................. 141
13.1. СКЛАДЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ.......................................................... 141
13.2. ФУНКЦИИ СКЛАДОВ.......................................................................................... 143
13.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ....................... 143
13.4. ГРУЗОВАЯ ЕДИНИЦА - ЭЛЕМЕНТ ЛОГИСТИКИ....................................... 146
Глава 14 СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ................................................................................... 149
14.1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА..................................................... 149
14.2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА................. 150
14.3. УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ...................................... 151
14.4. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ............. 155
Глава 15 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРОПРОВОДЯЩИХ ТОРГОВЫХ
СИСТЕМ НА БАЗЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ 156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................................... 160