Физическая культура в специальных медицинских группах средних и высших учебных заведений

Осуществляющаяся в нашей стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы выдвигает требование использовать все возможности физической культуры для укрепления здоровья, всестороннего развития и подготовки молодежи к труду. Особое значение приобретают занятия физическими упражнениями для тех учащихся, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать возможности общепринятой системы физического воспитания.
Перед физическим воспитанием учащихся специальных медицинских групп стоят следующие задачи: — укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма; — повышение умственной и физической работоспособности; — формирование основных двигательных умений и навыков, необходимых для освоения будущей профессии; — воспитание потребности заниматься физической культурой в течение всей жизни. Эффективность физического воспитания учащихся специальных медицинских групп определяется методикой и организацией занятий, педагогическим мастерством преподавателя.

Комплектование специальных медицинских групп

Занятия физическими упражнениями с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проводят после комплектования групп для учебных занятий. Распределение учащихся по группам производит врач. Основными критериями для включения учащихся в специальную медицинскую группу являются: диагноз, степень нарушения функций организма, уровень физической подготовленности, особенности реакций организма на физическую нагрузку. Кроме того, для объективной оценки состояния здоровья необходимо установить наличие сопутствующих заболеваний и очагов хронической инфекции.

Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания: 1) с заболеваниями внутренних органов: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем; 2) с нарушением зрения и функциональными расстройствами нервной системы (при малочисленности этой группы ее объединяют с первой); 3) с нарушением функции опорно-двигательного аппарата: нарушениями осанки и сколиозами, последствиями травм и повреждений, заболеваниями суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного -аппарата, органическими заболеваниями нервной системы. Учащиеся, которые по характеру заболевания и своему состоянию не могут справиться с физической нагрузкой в специальной медицинской группе, направляются на лечебную физическую культуру в поликлинику или во врачебно-физкультурный диспансер.

Средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения, а также естественные факторы природы и рациональный, гигиенически обоснованный режим, обеспечивающий оздоровительное влияние на организм, исключающий формирование вредных привычек. Основным средством являются физические упражнения.
В занятиях применяют физические упражнения, которые вызывают допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Степень нагрузки строго контролируют и регулируют. В начальном периоде занятий используют упражнения малой интенсивности, увеличивающие ЧСС на 25—30% от исходного уровня. Впоследствии включают дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40—45%, а также упражнения большой интенсивности (при достаточной адаптации организма к физическим нагрузкам), повышающие ЧСС на 70—80%. Субмаксимальные и максимальные физические нагрузки в занятиях с учащимися специальных медицинских групп не применяют.

Основой тренировочного процесса является использование упражнений на выносливость, оказывающих наиболее благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения на силу и быстроту включают в занятия вначале осторожно, а затем, по мере адаптации занимающихся к физическим нагрузкам, приступают к тренировке и этих качеств.
Полезны физические упражнения с предметами (гимнастические палки, мячи, булавы и т. п.), так как они повышают эмоциональную насыщенность занятий, делают их более интересными.
В занятиях используют дозированный бег. Вначале его применяют в виде легких пробежек в медленном темпе, а затем постепенно повышают нагрузку за счет увеличения длины преодолеваемой дистанции (но не за счет ускорения бега). Такой методический прием способствует воспитанию выносливости и не позволяет перейти границу, отделяющую аэробные нагрузки от анаэробных. При первых признаках усталости следует перевести занимающихся на ходьбу.

Особенностью занятий в специальных медицинских группах является большое число специальных упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма.
В занятиях со специальными медицинскими группами применяют упражнения из разных видов спорта. Преимущество этих упражнений состоит в их прикладном значении.

В занятия включаются упражнения на гимнастических снарядах (смешанные висы на низкой перекладине, на кольцах), танцевальные упражнения, прыжки в длину и высоту с короткого разбега, ходьба на лыжах по слабопересеченной местности до 1— 1,5 км, элементы спортивных игр. Затем гимнастические упражнения усложняются, шире используются элементы спортивных игр, дистанция передвижения на лыжах по среднепересеченной местности удлиняется до 2—3 км, вводится метание мячей и гранат весом 250—500 г, толкание набивного мяча весом 2—3 кг.

В специальных медицинских группах рекомендуется проводить уроки смешанного типа, так как разнообразие используемых средств и своевременное их чередование повышают интерес к занятиям, придают им эмоциональную окраску и предупреждают появление утомления. Используя различные методы выполнения упражнений (групповой, поточный и круговой), постепенно повышают плотность занятий до 50—70%.

Схема урока не отличается от общепринятой, он состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание же и продолжительность частей урока имеют некоторые особенности: вводная часть длится до 20 мин и состоит главным образом из общеразвивающих упражнений, выполняемых в среднем и медленном темпе; в основной части проводится обучение лишь одному виду движения, широко используются подвижные игры средней интенсивности или элементы спортивных игр, применяются также специальные упражнения, характер которых зависит от заболевания; заключительная часть длится около 5—7 мин и содержит медленную ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на воспитание правильной осанки, на расслабление мышц и на внимание.

Основой методики занятий при сердечно-сосудистых заболеваниях является применение физических упражнений с постоянно возрастающей нагрузкой на сердечно-сосудистую систему (в соответствии с уровнем функциональной подготовленности занимающихся, степенью адаптации к физическим нагрузкам).

Общие положения методики занятий в специальных медицинских группах при заболевании сердечно-сосудистой системы:

1) в групповом занятии необходимо осуществлять индивидуальный подход с учетом функциональной подготовленности занимающихся; 2) при обучении физическим упражнениям должен соблюдаться принцип от простого к сложному; 3) физические упражнения должны быть просты и доступны каждому занимающемуся; 4) упражнения в подготовительной части занятия должны соответствовать решению задач основной части; 5) в занятия необходимо включать дыхательные упражнения статического и динамического характера; 6) кривая физиологической нагрузки должна постепенно повышаться в основной части занятия и снижаться до исходной или близкой к ней величины в заключительной части; 7) занятия должны проводиться систематически.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы физическая нагрузка вначале дается на мелкие и средние группы мышц в целях улучшения периферического кровообращения, затем на более крупные — для тренировки сердечной мышцы. Наиболее эффективны в этом отношении упражнения на выносливость (ходьба, бег, плавание, лыжи и т. п.), выполняемые без чрезмерного напряжения, с постепенным увеличением нагрузок.

Необходимо тщательно следить за реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. В первые месяцы занятий возможно учащение пульса до 95-105 уд/мин, затем, по мере адаптации сердца к нагрузке – до 130-140 уд/мин (для учащихся 5-7-х классов) и до 140-150 уд/мин (для учащихся старших классов). После выполнения более интенсивных упражнений необходимы паузы отдыха.

Учащимся с юношеской гипертонией противопоказаны резкие наклоны головы, резкие изменения положения тела, упражнения с натуживанием, задержкой дыхания, висы вниз головой, кувырки. Для постепенной тренировки функции вестибулярного аппарата в занятия следует включать упражнения на равновесие и на координацию движений, а для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов — упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.

При заболеваниях органов дыхания физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление организма, повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам, закаливание. В этой связи занятия по возможности следует проводить на открытом воздухе. В них рекомендуется включать ходьбу, дозированный бег, элементы спортивных игр.

Одной из основных задач физического воспитания ослабленных учащихся является обучение их правильному дыханию. В процессе обучения используют различные типы дыхания: грудное, брюшное и смешанное, так как в зависимости от положения тела или применяемого упражнения рациональным может оказаться тот или другой тип дыхания.

Важной задачей физического воспитания в группах с заболеваниями органов дыхания является формирование правильной осанки, а при необходимости — коррекция ее нарушений. Для учащихся, имеющих нарушение осанки, в занятия необходимо включать упражнения для мышц пояса верхних конечностей, спины и живота, способствующие образованию естественного мышечного корсета, удерживающего тело в правильном положении.

Учебная работа в школе, техникуме, вузе, а также домашняя работа нередко предъявляют высокие требования к статической выносливости мышц туловища. Длительные однообразные позы, неравномерная нагрузка на правую и левую стороны туловища вызывают утомление мышц и отрицательно сказываются на осанке, особенно у ослабленных учащихся. Снижение силы мышц вследствие длительного сидения и общей гипокинезии может привести к развитию плоскостопия.

Методика занятий при ожирении должна быть направлена на улучшение деятельности органов кровообращения, дыхательной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общей работоспособности, снижение веса и т. д. При экзогенном типе ожирения занятия должны быть длительными, в них должны использоваться нагрузки на большие группы мышц, на развитие и укрепление брюшного пресса. Упражнения следует выполнять интенсивно и с большой амплитудой. Большое место необходимо отводить специальным дыхательным упражнениям. При эндогенном типе ожирения методика занятий иная: снижается общая нагрузка, физические упражнения выполняются при участии средних групп мышц, в среднем темпе.

Если нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы, то методика выполнения физических упражнений должна соответствовать применяемой при сердечно-сосудистых заболеваниях, но при этом необходимо учитывать степень и тип ожирения.

При заболеваниях суставов и периферической нервной системы используются преимущественно упражнения, направленные на увеличение подвижности в суставах, укрепление мышечной системы и нервно-мышечного аппарата. Учащимся с функциональными заболеваниями нервной системы рекомендуются упражнения на внимание и координацию движений, игры в чередовании с упражнениями на расслабление и дыхательными упражнениями.

Кроме основной формы занятий – урока – в специальных медицинских группах проводятся вводная гимнастика, физкультпаузы. Эти формы занятий обеспечивают решение одной из основных задач физического воспитания учащихся – повышение физической и умственной работоспособности.

Основное значение вводной гимнастики заключается в улучшении адаптации организма к условиям предстоящей деятельности в течение дня. С этой целью применяют комплекс физических упражнений, включающий 8—12 упражнений. Число повторений каждого упражнения — 6—8 раз. Длительность вводной гимнастики—15—20 мин. В нее входят физические упражнения для всех мышечных групп и дыхательные упражнения. Под влиянием вводной гимнастики улучшается деятельность органов кровообращения и дыхания, зрительного и слухового анализаторов, облегчается процесс переработки информации, улучшается самочувствие, появляется ощущение бодрости.
Основная задача физкультурных пауз — обеспечить активный отдых организма в процессе учебной деятельности. Физкультурные паузы включают 8—10 упражнений (число повторении каждого упражнения — 6—8 раз). Общая длительность физкультурной паузы—10—15 мин. В нее включают упражнения для различных групп мышц. Под влиянием физкультурных пауз удается снять напряжение в деятельности тех систем, которые ослаблены у учащихся специальных медицинских групп,— систем кровообращения и дыхания. Активный отдых в форме физкультурной паузы способствует улучшению работы сосудов мозга, повышению внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности, нормализации двигательного режима учащихся с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, особенно нуждаются в систематическом закаливании организма. Оздоровительное влияние физических упражнений существенно повышается, если их сочетать с закаливанием. С этой целью занятия физическими упражнениями проводятся в облегченной одежде, с соблюдением температурных норм и соответствующей моторной плотности урока, с использованием подвижных игр и элементов спорта на открытом воздухе.

Наши рекомендации