Тема 13. Фирма в условиях монополистической конкуренции
13.1 Монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли). Дифференциация продукта
13.2 Равновесие при монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периоде
1. Какое из условий не связано с монополистической конкуренцией:
а) индивидуализация продукции;
б) реклама;
в) назначение цены;
г) максимизация прибыли.
2. Если общие издержки производства ТС = TFC + МС Q = 50 + Q, то:
а) АТС будут постоянные при росте выпуска продукции;
б) АТС будут увеличиваться при росте выпуска продукции;
в) АТС будут снижаться при росте выпуска продукции;
г) АТС будут снижаться при сокращения выпуска и повышаться при росте выпуска продукции.
3. Если каждый товар имел бы только одну качественную характеристику, которая имела бы значение для покупателя, то модель монополистической конкуренции:
а) больше походила бы на модель чистой монополии;
б) больше походила бы на модель совершенной конкуренции;
в) предсказывала бы, что АТС были бы выше, чем у товаров со многими характеристиками.
4. Верно/неверно:
а) на рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции;
б) при монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм;
в) на рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов;
г) в отраслях с монополистической конкуренцией объем выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции;
д) при несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на товар;
е) в условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль;
ж) чем больше число конкурентов в отрасли, тем неэластичнее кривая спроса на продукт данной фирмы;
з) Чем меньше степень дифференциации продукта, тем выше эластичность спроса на продукт данной фирмы.
5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) выпускаются однородные товары;
б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
в) выпускаются дифференцированные товары;
г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.
6. На рисунке представлена фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции:
а) При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?
б) По какой цене фирма будет продавать данный объем продукции?
в) Будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль? Если да, то какова величина прибыли?
г) Как может измениться ситуация на долгосрочном временном интервале? Опишите.
7. На рисунке представлена фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции:
а) Фирма допустит ошибку, если установит цену, равную 0Р, потому что:
1. При этой цене MR выше МС;
2. Эта цена выше уровня цены, при которой фирма может получить максимум прибыли;
3. Объем выпуска, соответствующий этой цене, меньше того объема, при котором прибыль максимальная;
4. Все предыдущие ответы верны;
5. Верны только ответы 1 и 2.
б) Если фирма выберет объем выпуска 0Q, то:
1. На рынке возникнут новые производители товаров;
2. Фирма будет получать экономическую прибыль;
3. Фирма установит цену 0Р;
4. Все предыдущие ответы верны;
5. Верны только ответы 1 и 2.
8. Фирма выпускает прохладительный напиток, отличающийся от конкурентных налитков вкусом и большей мерой натуральных добавок. На графике показано краткосрочное равновесие фирмы, максимизирующей прибыль:
а) чему равна прибыль с единицы товара _____________ и от общего объема продаж ____________; б) могут ли фирмы отрасли извлекать большую прибыль, чем нормальная прибыль? в) сможет ли данная фирма поднять цену своего напитка без падения объема продаж до нуля и почему? г) как может измениться ситуация для данной фирмы в долгосрочном периоде и почему? |
9. Фирма, рассматриваемая в задаче №8, оказалась в условиях, когда при цене товара в 1,5 руб. экономическая прибыль равна 0, хотя МС при выпуске 3000 литров напитка значительно ниже 1,5 pyб. AТС минимальны при выпуске 4500 литров в месяц.
В соответствии с графиком объясните:
а) В чем причина несовпадения между АТС и МС?
б) Чем является разность между количеством товара, равного 4500 литров, и количеством 3000 литров, выпускаемом в долгосрочном периоде?
в) Чему равна избыточная мощность, которая в долгосрочном плане равновесия не используется фирмой?
г) Что означает избыточная мощность при монополистической конкуренции?
д) Почему экономия ресурсов, которая должна обеспечивать снижение АТС, несовместима с дифференциацией продукта?
10. Два графика демонстрируют положение двух фирм на рынке монополистической конкуренции. Используя данную информацию, определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:
а) Фирма В оперирует на долгосрочном временном интервале;
б) Фирма А максимизирует общий доход при объеме выпуска продукции q1;
в) Фирма А оперирует на долгосрочном временном интервале;
г) Фирма А несет экономические убытки;
д) Точка “d” лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы А;
е) Точка “a” лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы В;
ж) Фирма В максимизирует чистый выигрыш общества при объеме q1;
з) Фирма А максимизирует прибыль при объемеq1;
и) Обе фирмы оперируют на избыточных производственных мощностях;
к) Фирма А будет получать экономическую прибыль независимо от того, на каком временном интервале она функционирует.
11. Верно/неверно каждое следующее утверждение для монополистической конкуренции? Обоснуйте кратко свою позицию.
а) Поскольку цена долгосрочного равновесия превышает минимум LАС, постольку монопольно конкурентные фирмы получают в долгосрочном равновесии экономические прибыли;
б) Цена долгосрочного равновесия превышает LАС у монопольно конкурентной фирмы, которая занимается рекламой;
в) Реклама не в состоянии постоянно увеличивать экономические прибыли у монопольно конкурентных фирм;
г) По мере того, как в долгосрочном плане новые фирмы вступают в отрасль с монополистической конкуренцией, фирмы, уже работающие в отрасли, имеют тенденцию к снижению своих цен и объемов выпуска.
12. Поселок расположен вокруг большого озера окружностью 10 км. На противоположных сторонах озера расположены кафе Марии и Федора, так что расстояние между кафе будет ровно 5 км в любую сторону.
На один км приходится 10 человек. Каждый житель покупает 3 бутерброда в день в одном из двух кафе, расходуя на поездку в кафе 20 копеек на один км и стремится свести к минимуму свои общие издержки. Предельные издержки 1 бутерброда являются неизменными и составляют 70 копеек в том и другом кафе.
а) Какое расстояние житель поселка совершает в среднем вокруг озера, чтобы купить бутерброды?
б) Какое расстояние будет самым длинным для покупателя при поездке туда и обратно?
в) Если Мария и Федор берут 1 руб. за бутерброд, то сколько бутербродов продаст каждый, учитывая приведенные выше условия?
г) Если Мария назначит цену 1,4 руб., а Федор удерживает цену в 1 руб., то сколько бутербродов продаст каждый?
д) Покажите на графике кривую спроса для Марии, предполагая, что спрос линейный и что есть две точки на кривой спроса, указанные выше в вопросах 3 и 4;
е) Имея уравнение спроса и МС, приведенные выше, каким должен бытъ у
Марии объем продукции, максимизирующий прибыль, если предположить, что Федор сохраняет цену в 1 руб. (округлите число бутербродов)?
ж) Какую цену должна назначить Мария, чтобы максимизировать прибыль (округлите число копеек)?
13. Ресторан В расположен в центре, так что расстояние от него до противоположных ресторанов А и С равно по 10 км. На 1 км приходится по одному клиенту, а затраты на поездку в ресторан стоят 1 руб. за километр.
Каждый ресторан готовит одинаковую порцию еды, а каждый клиент съедает по одной порции в день, стремясь минимизировать расходы на поездку и покупку еды.
В ресторане А порция обеда продается по 10 руб., в ресторане В – по 14 руб., а в ресторане С – по 12 руб.
Сколько клиентов ежедневно будет обслуживаться в ресторане В, если клиентам безразлично, с точки зрения качества блюд, в каком ресторане обедать? а) 10 человек; б) 8 человек; в) 4 человека, г) 3 человека.
14. При монополистической конкуренции согласно модели размещения продавцов в пространстве доля транспортных издержек в сумме общих затрат покупателей возрастает:
а) когда имеется больше равномерно расположенных торговых предприятий;
б) когда имеется меньше равномерно расположенных торговых предприятий;
в) когда расстояние между торговыми точками уменьшается;
г) когда уменьшаются транспортные издержки на 1 км. пути.
ЗАНЯТИЕ 12,13