Тема 17. Рынки несовершенной конкуренции

План семинарского занятия:

1. Основные признаки монополистической конкуренции.

2. Последствия монополистической конкуренции.

3. Олигополия, ее характерные черты.

4. Олигополия и экономическая эффективность.

5. Антимонопольная политика государства.

Задание:напишите реферат на выбранную тему (демонополизация экономики и развитие конкуренции в российской экономике; антитрестовское законодательство США: сущность и последствия; антимонопольное регулирование в российской экономике).

Задачи:

1. Фирма-олигополист производила 20 ед. продукции по цене 150 тыс. руб. за единицу. Увеличение выпуска этой фирмой на 5 единиц привело к снижению цены на 5 тыс. руб. Как изменилась выручка этой фирмой?

2. Информация о спросе на данную продукцию некоторой фирмы представлена таблицей 30.

Таблица 30

Показатели цены и величины спроса

Показатели Значение
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Цена, руб.
Величина спроса, шт.

Как Вы считаете, в условиях, какого рынка действует фирма?

3. Рассмотрим торговую фирму, приобретающую товар по цене 1 долл. За штуку. Опрос, проведенный фирмой, позволил определить параметры спроса (сколько людей купит разное количество продукции по разным ценам, например, 3 штуки по цене 3 долл. купят 45 чел.). Информация о параметрах спроса приведена в таблице 31.

Таблица 31

Параметры спроса

Цена, за шт. Товар, шт.
Число покупателей, чел.
1 2 3 4 5 6

Построить на основе имеющихся данных оптимальную схему ценообразования для фирмы, использую ценовую дискриминацию по объему покупки.

Найти прибыль, полученную без ценовой дискриминации, т.е. при назначении единой цены.

Для определения цены, максимизирующей прибыль, для каждой группы покупателей, заполнить таблицу 32 (для каждой группы покупателей отдельную таблицу).

Таблица 32

Показатели затрат и прибыли при использовании

ценовой дискриминации

Цена, долл. Объем продаж, шт. Объем продаж, долл. Общие затраты, долл. Прибыль, долл.
1 2 3 4 5
       
       
       
       

Для определения прибыли, полученную без ценовой дискриминации, т.е. при назначении единой цены, заполнить таблицу 33.

Таблица 33

Показатели затрат и прибыли без использования

ценовой дискриминации



Цена, долл. Объем продаж (объем рыночного спроса), шт. Объем продаж, долл. Общие затраты, долл. Прибыль, долл.
1 2 3 4 5
       
       
       
       
Всего        

4. На основе приведенных данных о долях продаж фирм на товарных рынках А и В (таблица 34), и ценовой эластичности спроса определите показатель концентрации Харфиндаля-Хиршмана и индекс монопольной власти Лернера для обоих рынков при условии, что на первом рынке показатель согласованности ценовой политики составляет 0,4, а на втором – 0,9.

Таблица 34

Показатели доли продаж фирм на товарных рынках А и В

Товарный рынок А, показатель ценовой эластичности спроса (-2) Товарный рынок В, показатель ценовой эластичности спроса (-3)
Фирма Доля (в %) Фирма Доля (в %)

Интерпретируйте полученные результаты.

Ситуационные задания:

1. Олигополия предполагает, что:

а. олигополисты не учитывают поведение своих конкурентов и ведут себя как при совершенной конкуренции;

б. олигополисты вступают в сговор друг с другом;

в. олигополисты пытаются предвидеть поведение конкурентов, но выступают в рамках некоего экономического сообщества;

г. могут использовать все выше перечисленные модели поведения.

2. Монополистическая конкуренция характеризуется, что:

а. фирмы не могут входить и выходить с рынка;

б. на рынке действует ограниченное число фирм;

в. фирмы, действующие на рынке, выпускают разнообразную продукцию.

3. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а. совершенной конкуренцией;

б. монополистической конкуренцией;

в. монополией;

г. олигополией.

4. Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам – это:

а. научно – техническое соперничество;

б. ценовая дискриминация;

в. неценовая дискриминация;

г. промышленно – производственное соперничество.

5. Допустим, что в отрасли существует всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма - олигополист предпочтет максимизировать прибыль? Объ­ясните почему?

а. повышением цен на свой товар;

б. улучшением качества своих товаров;

в. активной рекламной политикой;

г. снижением цены на свою продукцию;

д. снижением издержек;

е. разработкой и принятием явного или неявного соглаше­ния о совместной ценовой политике и разделе рынка сбыта.

6. Часто можно слышать утверждение, что так называемый «мелкий бизнес» - это есть субъект монополистической кон­куренции с дифференциацией продукта. Насколько коррект­но это утверждение? Что общего между следующими фирмами:

а. мелкая сельскохозяйственная фирма, выращивающая овощи;

б. малое предприятие, выпускающее оригинальные статуэт­ки из кости мамонта;

в. малая норвежская фирма (100 чел.) «Ка Ме Ва» покры­вающая 30% мировой потребности в гребных винтах для военных кораблей.

Целесообразно ли, с Вашей точки зрения, проводить ликвидацию монополии на услуги железнодорожного транспорта, кабельного телевидения, газо- и теплоснабжения?

7. В отношении, каких из ниже перечисленных случаев было
бы целесообразно применять антимонопольное законодательство:

а. происходит слияние страховой компании и авто сервис­ной мастерской;

б. происходит слияние страховой компании и завода по
производству полиэтиленовых изделий;

в. на основе тайного сговора директоров нескольких заводов
по переработке молока устанавливают одинаковую цену
на свою продукцию;

г. сотовая компания МТС повышает цены на свои услуги,

д. вслед за этим - компания Мегафон так же повышает цены.

Наши рекомендации